Погода на авторынке ясная, возможно падение цен

01.03.202414:17

В 2023 году Китай стал экспортером автомобилей номер один в мире, а РФ — основным их импортером. Но если вчитаться в статистику, то можно заметить интересный казус, который потенциально играет на руку российским покупателям.  

Много статистик, хороших и разных

В прошлом году китайские производители, по данным CAAM (China Association of Automobile Manufacturer), отгрузили за рубеж 4,91 млн автомобилей из произведенных ими 30,16 млн. На экспорт шли в основном легковые машины — 4,14 млн (из них 1,16 млн с электроприводом), а также 770 тыс. коммерческих.

По данным китайского таможенного управления, показатели даже выше: экспортировано 5,22 млн автомобилей, из них 4,43 млн легковых. Вероятно, таможенники учли машины, произведенные в 2022 году, но пересекшие границу КНР уже в 2023-м. 

Интересный результат получается, если сопоставить данные китайских таможенных органов и статистику компании «Паспорт промышленный консалтинг» (совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и агентства «Автостат»), которые с точностью до единицы фиксируют количество автомобилей, поставленных в России на учет. В 2023 году из КНР в РФ было ввезено более 800 тыс. автомобилей. А на учет встали около 530 тыс. легковых и примерно 70 тыс. коммерческих. Разница примерно в 200 тыс. машин слишком существенна, чтобы списать ее на погрешности в подсчетах. Вряд ли они безвозвратно утеряны в пути или внезапно оказались в других странах. Они благополучно добрались до складов российских дилеров.

Объясняется все особенностями нашего рынка. У нас и дилеры, и покупатели привыкли иметь дело с «живым» товаром — за исключением разве что сегмента люкс, где автомобили, как правило, изготавливают по индивидуальному заказу. В Европе даже вполне массовые бренды тоже делают машины под заказ, но в России предпочитают «азиатский» метод формирования гаммы модификаций, когда есть уже фиксированные исполнения и не надо вдумчиво разбираться в списке опций. И все эти модификации должны быть в наличии в автосалонах.

Итог: автомобили, с точки зрения производителей, проданы, но конечному потребителю еще не пришли, оставаясь у дилеров. Это обычное явление, к которому автобизнес и все, кто с ним связан, привыкли во времена до 2020 года, когда дефицит автомобилей на рынке было трудно даже вообразить.

еще по теме:
Таблица умножения: россияне платят за китайские авто двойную цену
Почему продукция китайского автопрома так дорожает при пересечении границы и есть ли надежда на изменение ситуации
Китайские авто

Авторынок «пожелтел»

Есть специальный термин для автомобилей, отправленных производителем или импортером дилерам, но еще не нашедших своего конечного покупателя, их называют «желтыми». В докомпьютерные времена, когда списки печатали на бумаге, такие машины выделяли желтым маркером.

В период стабильно растущего рынка это волновало лишь самих участников этого бизнеса и аналитиков. Представитель компании, чьи показатели отставали от конкурентов, в кулуарах мог ядовито заметить знакомым журналистам, что соперники просто «желтят» и более высокие показатели достигнуты ухищрениями с отчетностью.

В том, чтобы забрать (хотя бы на бумаге) больше автомобилей, были заинтересованы и сами дилеры — за выполнение и перевыполнение плана закупок они получали от поставщиков бонусы и преференции, при этом проданы автомобили или нет, импортера не очень интересовало. Если план не выполнялся, продавцов за это «депремировали». В зависимости от компании и ситуации на рынке форма и размеры «наказания» дилеров варьировались: при недоборе запланированного числа машин дилерскую скидку снижали до символического размера или же уменьшали квоты на наиболее популярные модели и модификации.

Обычно «желтая зона» занимала несколько процентов от общего объема рынка. Но сейчас в РФ в ней оказались те самые 200 тыс. автомобилей, которые из КНР вывезены, а на учет в России не поставлены.

Суммарные планы продаж в России в 2024 году превышают 1,5 млн автомобилей. Глава агентства «Автостат» Сергей Целиков считает этот оптимистичный прогноз вполне реалистичным. В таком случае число «прошлогодних» автомобилей — это примерно 13% потенциальных продаж, доля весьма существенная. А если брать самый пессимистичный прогноз агентства (примерно 1 млн продаж), то «желтым» и вовсе соответствует одна пятая.

Какой эффект даст эта аномальная ситуация?

Снова рынок покупателя

Очевидно, что избыток товара на рынке должен балансироваться снижением цен. Они в последние годы росли совершенно невероятными темпами — такими, что даже подержанные машины (стоимость которых связана с ценами на новые) иной раз можно было продать дороже их изначальной стоимости. Средневзвешенная цена нового автомобиля в конце прошлого года достигла трех миллионов рублей, то есть почти вдвое больше, чем в ставшем для нас теперь точкой отсчета благополучном 2019-м.

И скидки уже появились. Это обычное явление для начала года — автомобили, выпущенные в 2023-м, в новогоднюю ночь превратились в прошлогодние, и несколько сотен тысяч рублей скидки должны это «старение» компенсировать.

На цены будут давить и другие факторы. Взлетевшая в прошлом году ключевая ставка Банка России (с 7,5% в июле до 16% в декабре) привела к существенному удорожанию кредитов, в том числе на новые и подержанные автомобили. Объемы кредитования и по числу выданных, и по сумме стабилизировались и даже снижаются. Это означает, что потенциальные покупатели либо отказываются от приобретения, либо выбирают модели подешевле.

При этом дилеры заинтересованы в выдаче кредитов — они получают за это комиссию от банков. Поэтому зачастую скидки и особые условия предлагаются именно в случае приобретения автомобиля в кредит.

Еще одним инструментом для привлечения покупателей становится трейд-ин — прием машины клиента в счет оплаты стоимости новой. Хотя клиенты часто жалуются на то, что дилер предлагает за их автомобили цену заметно ниже, чем можно получить при самостоятельной продаже, трейд-ин позволяет сэкономить силы и время. Продавать подержанный автомобиль — не самая простая задача, это вам подтвердит любой сотрудник дилера. Ну а упомянутая скидка на новый может частично компенсировать потери.

Отечественный авторынок в этом году, если не произойдет каких-то существенных катаклизмов, должен вернуться в самое правильное его состояние: из «рынка продавца» он станет «рынком покупателя». От этого выиграют все: дилеры смогут продать больше машин, в том числе тех самых прошлогодних, покупатели за те же деньги получат больше автомобилей. В минусе могут оказаться те, кто рассчитывает на сохранение высокого уровня цен на вторичном рынке. При появлении большого количества новых автомобилей спрос на подержанные снижается и цены на них — тоже.

Профессионалы уже готовятся к усложнению работы: глава Российской ассоциации автомобильных дилеров (РоАД) Алексей Подщеколдин говорит, что в 2024 году в РФ «должен заработать реальный цивилизованный оптовый автомобильный рынок», а на сайте ассоциации уже появляются статьи с рекомендациями, как привлекать и удерживать клиента в условиях усиления конкуренции.

еще по теме:
«Корейцы» под прикрытием: популярные авто вернутся под китайскими именами
На заводе в Санкт-Петербурге планируют возобновить производство марок Kia и Hyundai. Только называться они будут иначе
Hyundai

Не только «желтеет», но и «белеет»

Против снижения цен сработает ограничение параллельного импорта. Он и так уступает место официальному: если в самом провальном для российского авторынка 2022 году доля альтернативного импорта была 11%, что несущественно ниже доли официального (14%), то в 2023-м выросли именно продажи через дилеров — до 42%, тогда как альтернативный остался практически на прежнем уровне — 12%. В основном он интересен покупателям автомобилей, не поставляющихся в РФ официально. При этом он позволял порой сэкономить на растаможке — за счет ввоза через государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в первую очередь Казахстан, Кыргызстан и Белоруссию.

Но теперь эти возможности перекрывает подписанное 13 февраля постановление правительства России № 152: с 1 апреля сэкономить на пошлинах не удастся. «Если коротко, то суть проста: все, что было сэкономлено при растаможке автомобилей в Киргизии, Казахстане или Белоруссии, придется доплатить», — объяснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он отметил, что технически у таможенников есть право применить эти правила и задним числом, но неизвестно, захотят ли они это делать.

В любом случае сокращение возможностей для ввоза и таможенной очистки автомобилей, помимо стандартных каналов, приведет к усилению влияния на рынок официальных дилеров. Учитывая давление «лишних» 200 тыс. машин прошлого года, цены вряд ли вырастут. Но и падение их будет не стремительным, а скорее точечным — у некоторых марок и моделей в отдельно взятые периоды.