Top.Mail.Ru
архив

Поговорим о ценностях

У президента Буша иные приоритеты, нежели у меня, но мы оба небезразличны к таким вещам, как жизнь и свобода индивида. Буш стремится сохранить жизнь женщине, чей мозг безнадежно поврежден с 1990 года. Но при этом он игнорирует научные свидетельства о глобальном потеплении, которое угрожает множеству жизней. Хотя Америка и проповедует принцип свободной торговли, ее действия в торговой сфере наносят ущерб жизни и свободе миллионов людей в развивающихся странах. До тех пор, пока другие страны продолжают ссужать США деньгами, американцы могут позволить себе мучиться проблемами «образа жизни» – вроде абортов, ожирения и гомосексуальных браков. Для беднейшей части мира ключевым вопросом остается простое выживание.

 

Дабы убедить другие народы в том, что наилучший выбор – это демократия и достаточно свободные рынки, мы сами должны показывать добрый пример и участвовать в честных дискуссиях. А между тем совершенно очевидно, что господин Буш полагает, будто для этого вполне достаточно бесцеремонного использования американской мощи и влияния. Всякий раз, когда происходит какая-нибудь «оранжевая революция», «революция роз», демонстрация где-то в Ливане или на Украине, мы искренно надеемся, что еще больше людей обретут свободу. Но разъяснение потенциальных проблем на тернистом пути к свободе куда полезнее эйфорических разглагольствований о «волне демократических устремлений» (Wall Street Journal). Очень многие люди, общественные группы и целые народы нуждаются, скорее, в убеждении и разъяснении, а не в указаниях, что им надлежит делать. Я только что видел по телевидению экранизацию романа Роберта Харриса «Архангел», где «тайный сын» Сталина становится мессией неосталинистской партии в России. Очень многим там хотелось, чтобы часы истории пошли вспять. Не всегда можно было отличить, кто из них плохие, а кто хорошие. Все это было так похоже на «реальный мир».

 

Вы помните разговоры о необходимости более многосторонней дипломатии в период второго срока Буша? Забудьте об этом! Пол Вулфовиц, неоконсерватор и «архитектор» Иракской войны, станет президентом Всемирного банка. Раздаются критические голоса: как человеку, чье суждение в отношении Ирака оказалось столь ошибочным, можно позволить влиять на сотни миллионов жизней? Когда Вулфовиц был послом США в Индонезии, его, насколько известно, не особо возмущал высочайший уровень коррупции в этой стране. Всемирный банк уже многократно подвергался критике, однако теперь доверие к его рекомендациям может быть подорвано еще больше.

Даже если мы ошибаемся в отношении Вулфовица и он – гений, законность решений в значительной мере зависит от того, как они принимаются. Репутация сильно влияет на восприятие и отношение людей. Впрочем, официального противодействия его назначению, похоже, не предвидится. Германия желает получить постоянное место в Совете безопасности ООН; Франция хочет, чтобы ее кандидат возглавлял ВТО. Вулфовиц утверждает, что он человек непредвзятый и способен разбираться в запутанных темах. Что же, давайте подождем доказательств этого. Сторонники Вулфовица говорят, что он привнесет свежий, критический взгляд на вещи. Множество сложных проблем ожидают разрешения. Необходимо больше прозрачности. Деньги должны дойти до простых людей. Коррупцию необходимо победить, однако то, что имеет место в Ираке, не очень-то обнадеживает.

 

Будем надеяться, «смена режима» во Всемирном банке окажется более удачной, чем в Ираке. Будем надеяться, что в реформе ООН найдет отражение тесная связь между нищетой, миграцией, безопасностью и правами личности, что подход к этим проблемам станет справедливым, несмотря на то, что послом США в ООН будет еще один консерватор, Джон Болтон. Как показал опрос BBC, даже среди американцев 60% хотят, чтобы ООН стала более действенной организацией.

Еще по теме