Показательное наказание Абызова
В октябре московский суд изъял у экс-министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова 32,5 миллиарда рублей. В суде посчитали, что он заработал эти деньги путем незаконного управления фирмой через офшоры. Мотивировочная часть решения появилась только сейчас. В причинах изъятия средств и его законности разбирался журнал «Компания».
Изъять средства у бывшего министра требовал заместитель генпрокурора Виктор Гринь. В ведомстве посчитали, что Абызов с 2012 года скрывал от властей владение пятью кипрскими офшорами. Соответчиками по иску стали Vantroso Trading Ltd, Lisento Investments Ltd и Besta Holdings Limited, а также Kullen Holdings Limited и Alinor Investments Limited.
Через них Абызов управлял Сибирской энергетической компанией (СИБЭКО) — основным поставщиком электроэнергии в Сибири. Между офшорами была поделена доля экс-министра в компании (95,52%). По версии Генпрокуратуры, Абызов управлял офшорами лично или через «теневые офисы» и доверенных лиц. Параллельно он работал на государственной должности — в мае 2012-го он начал координировать деятельность «Открытого правительства» и проработал на этом посту шесть лет.
В ведомстве заявили, что Абызов не указывал данные об офшорах в ежегодных справках о доходах. Экс-чиновник продал СИБЭКО, а полученные средства поступили на счета кипрских компаний. Деньги вложили в гособлигации Германии, что Следственный комитет (СК) приравнял к попытке вывода и отмывания средств.
В результате с марта прошлого года Абызов находится под стражей. Его обвиняют в создании преступного сообщества с использованием служебного положения, особо крупном мошенничестве и хищении более 4 млрд рублей.
СМИ совместно с OCCRP нашли у экс-министра порядка 70 офшоров. В 2011-2016 годах на их счета поступило свыше 860 миллионов долларов, а 42 фирмы были учреждены в период работы Абызова в кабмине, утверждают журналисты.
Версия защиты
Интересы Абызова в суде представляют несколько адвокатов, один из которых — Юлий Тай. Он отмечал, что Абызов не нарушал закон и, получив пост в правительстве, передал активы в доверительное управление. Все решения по судьбе активов после этого принимал менеджмент, а состояние Абызова на госслужбе только уменьшалось.
Защита уверена, что Абызов не скрывал от властей свои зарубежные активы. Указанные в иске прокуратуры офшоры числятся в спецдекларации экс-чиновника. Документ в рамках «амнистии капиталов» Абызов направлял в Федеральную налоговую службу (ФНС). Также ведомство получало от него уведомления о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
Что касается ежегодных справок о доходах, то в них Абызов не был обязан раскрывать эти данные, продолжил Тай. Причина в том, что офшоры были «дочками» российской компании «Ру-Ком» (до января 2012-го Абызов был председателем совета директоров этой бизнес-группы). При этом в 2015-м власти проверяли активы Абызова и постановили, что не имеют к нему претензий. «Вопрос был закрыт», — сослался Тай на правительственную переписку.
Сам экс-министр, будучи под следствием, жаловался на нарушение права на частную собственность. Он отмечал, что Генпрокуратура подменяет понятия, говоря об изъятии у Абызова коррупционных доходов (факт его причастности к коррупции не подтвержден). Также арестованный заверял, что декларации о доходах, которые он исправно сдавал в кабмин, не предусматривают подробного описания, а благодаря документам, которые он подавал в налоговую от имени ООО «Ру-Ком», власти были осведомлены о его имуществе.
Разъяснение причин
Гагаринский суд Москвы, в котором рассматривают это дело, опубликовал мотивировочную часть решения только сейчас. Внимание на это обратили «Открытые медиа». Судебный юрист Натан Будовниц в беседе с «Ко» объяснил такую задержку сложностью работы.
«В законе сказано, что она (мотивировочная часть — прим. ред.) составляется пять дней, но на практике, конечно, это невозможно. Чаще всего судьи в эти сроки не укладываются. По моему опыту, мотивировочная часть составляется около двух-трех недель после оглашения резолютивной части», — заявил он.
Согласно документу, направление уведомлений о контролируемых зарубежных компаниях не имеет отношения к госслужбе. Антикоррупционное законодательство не предусматривает эту форму отчетности об имущественном положении служащих. Также в суде напомнили об обязанностях ФНС.
«В компетенцию налоговых органов не входит проведение в отношение налогоплательщиков антикоррупционных проверок, оценка обстоятельств прохождения ими государственной службы и соблюдение возложенных на них запретов, ограничений и других обязанностей», — говорится в решении.
Помимо этого, Гагаринский суд ответил на слова Абызова и его защиты об установленной форме справок. Им напомнили, что форма не ограничивает список организаций, об участии в которых подотчетные люди должны сообщать. Они обязаны предоставлять максимально полные сведения обо всех видах участия в коммерческих организациях и фондах. Таким образом, суд отделил налоговые декларации от антикоррупционных деклараций госслужащих.
Кто прав?
Указание на владение офшорами не является основанием для ухода от ответственности, разъяснил «Ко» адвокат, юрист Адвокатской палаты города Москвы Григорий Сарбаев.
«Абызов говорит, что он указал, что у него есть офшоры, поэтому все нормально. Нет, это ненормально! Сказать, что у меня есть офшор, — это все равно, что сказать: “у меня есть кошелек”. Абызов должен был указать, сколько в кошелке денег, откуда они там появились и каким образом он их туда положил», — заявил эксперт.
В этом случае важно понять, зачем экс-министр держал деньги в офшорах и как их использовал. Сарбаев напомнил, что цель любого офшора — вывод денежных средств из-под налоговой системы той страны, в которой находится ее резидент.
«Само наличие офшорной юрисдикции у чиновника, который отвечает за распоряжение госденьгами, является странной ситуацией. В этом случае, с точки зрения права, абсолютно все равно, указал он наличие офшора или нет. А факт указания еще не значит, что он неподсуден»,
— уверен Григорий Сарбаев .
Налоговые и антикоррупционные декларации — два разных документа, которые подаются в разные ответственные службы, отметил юрист Виталий Золочевский в комментарии для «Ко». Первые по необходимости подают все граждане, а вторые — госслужащие и лица, замещающие их. Во втором случае документ сдается по месту работы.
«Исполнение Михаилом Анатольевичем своей обязанности о сдаче налоговой отчетности в качестве гражданина РФ не освобождало его от подачи антикоррупционных деклараций. Хотя подача такой декларации, безусловно, свидетельствует об отсутствии у него умысла о сокрытии данных», — сказал эксперт.
По словам Золочевского, декларации о доходах лиц, замещающих госдолжности, не подразумевают подробного описания. По усмотрению подающего в нее можно добавить приложение или разъяснение на отдельных листах. «В этом никто Михаила Анатольевича не ограничивал. Справедливости ради, стоит заметить, что судебная практика по подобным прецедентам носит весьма условный и чаще субъективный характер», — оговорился юрист.
В государстве в последние годы очевидна тенденция на разделение бизнесменов и чиновников и исход бизнесменов из власти, признал Золочевский. Он напомнил про депутата Геннадия Гудкова, которого фактически изгнали из Госдумы и лишили мандата, а доказательством его коммерческой деятельности стала ксерокопия бланка фирмы, в которой он был учредителем, «с его подписью на каком-то приказе или заказ-наряде».
Те, кто не чувствует эти тенденции, попадают в различной степени сложные ситуации. «Если звезды кто-то зажигает, значит, это кому-то нужно. Так случилось и с Абызовым… Сначала был кому-то нужен, теперь, видимо, уже не нужен. Обидно, конечно, за Михаила», — сказал эксперт.
Показательный урок
В деле Абызова явно просматривается политический след, уверен юрист и международный эксперт по медиации Юрий Капштык. Во-первых, в нем фигурирует экс-министр «Открытого правительства», а во-вторых, — сумма в 33 млрд рублей. Таким образом государство показывает, что неприкасаемых в России нет.
«Это прецедентное решение, которое сейчас заставит всех оборачиваться. Кто-то строит карьерную лестницу по возрастающей, кто-то баллотируется в Думу, кто-то из коммерческих структур получает предложение возглавить сектор в государственных или муниципальных структурах, потому что он в этом хорошо разбирается. Но при этом каждый человек должен оглядываться назад — что я делал в прошлом? Как я зарабатывал деньги?»
— Юрий Капштык
В беседе с «Ко» эксперт напомнил, что Россия подписала с Кипром соглашение об офшорных зонах. По нему человек может иметь в этом государстве коммерческий интерес и отчитывается по месту регистрации компании. «Если же Абызов утверждает, что он отправлял уведомление и об этом было известно ФНС, то в чем тогда заключается его преступление?» — задается вопросом эксперт.
По его словам, произошедшее можно назвать воспитательным уроком и показательным наказанием по примеру с экс-главой нефтяной компании «Юкос» Михаилом Ходорковским. До прихода на госслужбу Абызов имел компанию, и это стало негативным прецедентом. Теперь все, кто претендует на государственные посты, начнут избавляться от своих активов. Как следствие, усилится коррупция.
«Если человек имеет активы, и они позволяют ему жить на определенном уровне с определенным достатком, у него практически нет потребности участвовать в коррупционных схемах. Сейчас человека ставят в положение, когда он обязан избавиться от того, что у него есть, и тем самым ему надо думать, как же теперь еще заработать. Если говорить цитатой из “Белого солнца пустыни”, что в политику идут, потому что “За державу обидно”, то это вызывает улыбку. Все стараются получить какую-то свою выгоду», — заключил Капштык.