Top.Mail.Ru
архив

Похороненные прогрессом

С развитием рынка и появлением новых технологий пропадают целые сегменты услуг, привычные потребителям. Позднее они могут возродиться, только уже в нишевом и более дорогом формате. «Ко» обнаружил услуги, которые ушли в прошлое, а также выяснил, что старые форматы иногда могут и вернуться

Старый формат

Достаточно большой сегмент рынка услуг, который еще совсем недавно казался экспертам незыблемым, оказался на периферии. Почти никто не посещает интернет-кафе, не бронирует авиабилеты на год вперед, не использует трэвел-чеки и не покупает одежду в универмагах. Традиционно исчезновение определенного формата или услуги объясняют тем, что на рынок приходят новые носители информации. Например, благодаря развитию банковских карт почти все платежи, связанные с путешествиями, стремительно перемещаются в онлайн. Однако зачастую старые форматы умирают просто в силу развития рынка. К примеру, так произошло с риелторскими услугами. От сотрудника агентства недвижимости больше не требуется обладать собственной крупной базой данных, зато ему необходимо ориентироваться в юридических вопросах. При этом благодаря развитию сегмента жилья бизнес-класса с рынка практически пропала такая услуга, как расселение коммуналок. Потенциальные покупатели расселенных квартир уже давно предпочитают новостройки бизнес-класса. Впрочем, это не означает, что старые форматы не вернутся. Например, на улицах российских городов уже давно, как раньше, торгуют квасом и пивом, а также открывают специализированные мясные и рыбные лавки. И те же коммунальные квартиры, по заявлениям московских властей, являются неотъемлемой частью столичного рынка недвижимости.

Интернет в розницу
Старый формат

Попытка «Ко» связаться с известным интернет-кафе в центре Москвы Timeonline на площади Трех вокзалов привела к весьма неожиданному результату. На вопрос: «Это интернет-кафе?» корреспонденту «Ко» ответили: «Нет, это сауна. Приходите париться!» Действительно, в отличие от количества саун число интернет-кафе в нашей стране в последнее время только сокращалось. «В России этот рынок начал «умирать» несколько лет назад. Интернет-кафе и интернет-центры стали терять свою актуальность с развитием Wi-Fi и появлением коммуникаторов. Редко у кого теперь нет компьютера и выхода в Интернет дома», – констатирует руководитель интернет-направления компании Insiders Михаил Голованов. По общему мнению экспертов, на этом рынке так и не появилось крупных сетей. Самой известной сетью игроки сегмента называют компанию Cafemax, которая была основана осенью 2000 г. по бизнес-плану, разработанному McKinsey & Company. Первый полномасштабный интернет-центр сети был открыт в июле 2001 г. в центре Москвы на Пятницкой улице. Площадь кафе составила 1200 кв. м, на которых располагалось более 300 персональных компьютеров. Через несколько месяцев, в сентябре 2001 г., компания запустила проект оборудования веб-точками московских кофеен, в общей сложности они открылись в шести кофейнях «Кофе Хауз». Второй крупный интернет-центр начал работать в ноябре 2001 г. в Петербурге на 1-м этаже Эрмитажа. В январе 2002-го аналогичное кафе появилось в телецентре «Останкино», затем, в сентябре 2002 г., в Северной столице неподалеку от Московского вокзала на Невском проспекте. Чуть позднее был запущен Cafemax на территории МГУ, а в марте 2002-го принял посетителей Cafemax на Новослободской, расположенный недалеко от РГГУ. Таким образом, компания охватила всех потенциальных клиентов: туристов и студентов (за счет близости к МГУ и РГГУ). К началу 2003 г. сеть насчитывала шесть крупных интернет-центров. Примечательно, что с того момента число точек у нее осталось неизменным. При этом, чтобы сохранить даже их, сети пришлось изобретать новые форматы. Например, в интернет-центре на Новослободской сеть открыла кафе-бар под брендом «Кафемакс», затем появилось еще две таких точки, а также спортбар, завлекающий клиентов трансляциями футбольных матчей.


Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный – упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей.
Бернард Шоу

На Западе развитие интернет-кафе происходило по противоположной схеме. Там они «выросли» из заведений общепита, то есть с ростом бизнеса владельцы кафе решались на предоставление своим посетителям дополнительной услуги и устанавливали у себя от одного до десятка компьютеров. В итоге они получали деньги за пользование Интернетом, а также наращивали продажи кофе. Как самостоятельный бизнес так называемые киберкафе возникли уже в середине 1990-х гг. В свою очередь в России, по словам экспертов, интернет-кафе стали появляться как грибы после дождя в начале 2000-х гг. «Этот бизнес никогда не был очень высокомаржинальным, «отбить» аренду в центре Москвы, предоставляя услуги выхода в Интернет, всегда было сложно», – заявляет Михаил Голованов. Поэтому и закрываться интернет-кафе начали, прежде всего, в столице. «На сегодняшний день данное направление бизнеса в его традиционном виде является непривлекательным и практически бесперспективным с инвестиционной точки зрения. Исключение могут составлять, пожалуй, только заведения, локализованные в некоторых отстающих по темпам развития коммуникационных технологий районах страны, либо проекты, максимально ориентированные на игровую составляющую. Клубы с акцентом на онлайн-игры все еще достаточно востребованы, но, судя по всему, и их жизненный цикл уже в ближайшее время придет к закату», – полагает аналитик «Финам» Максим Клягин. Дело в том что, несмотря на кризис, темпы развития Интернета в России в 2009 г. оставались достаточно высокими. Так, по данным исследований компании «Яндекс», в течение 2009-го проникновение Интернета в стране увеличилось более чем на 20%, при этом основным драйвером роста оставалось развитие Сети в регионах. По данным TNS Web Index, по итогам апреля 2010-го в городах с населением свыше 100 000 жителей доля пользователей Интернета старше 12 лет, хотя бы раз в месяц выходящих в Сеть, составляла уже около 55% от всего числа горожан, а их общее количество оценивалось в 33 млн человек. Динамичное развитие сетей широкополосного доступа способствует и заметному снижению стоимости Интернета. Впрочем, по словам аналитиков, скорее всего, на рынке интернет-кафе останутся свои «заповедники», и они превратятся в нишевый формат, так как такие заведения все еще востребованы туристами и командированными, например в столичных аэропортах.

Случайно умерший формат
Старый форматВ свое время советская розничная торговля при всех ее минусах предлагала покупателю вполне удобный и комфортный формат универмага, в котором продавалось все, за исключением продуктов питания: одежда, товары для дома, галантерея и прочее. Однако со временем подобные магазины в нашей стране практически исчезли с рынка. Плюсы такого формата очевидны, и придумала его отнюдь не советская номенклатурная элита. Всемирно известные универмаги типа Galeries Lafayette в Париже вполне успешно развиваются более ста лет. На Западе такой формат называется department store и весьма широко представлен. В Испании, к примеру, развивается сеть El Corte Ingles, и ее барселонский представитель насчитывает целых девять этажей, заполненных в основном товарами класса премиум, в Германии и Бельгии сеть Galeria Kaufhof включает около 140 магазинов. «Department store – это формат, который предполагает наличие серьезных торговых площадей, здесь должны быть представлены кожгалантерея, аксессуары, косметика, одежда, товары для дома, текстиль, товары для отдыха, может быть даже мебель. На первом этаже бывает продуктовый магазин, но это не обязательное условие формата. Причем все подчинено единой концепции, и товары представлены в определенной ценовой категории»,  – рассказывает исполнительный директор компании «Магазин магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis Дмитрий Бурлов.


В центре Москвы остался единственный столичный department store – ЦУМ. Этот универмаг работает лишь в классе премиум и, будучи своего рода монополистом, держит весьма внушительные наценки на свои товары

В России универсальные магазины стали «умирать» в 1990-е годы. Старые универмаги не смогли адаптироваться к новым условиям и начали превращаться в торговые центры, сдававшие свои площади небольшим магазинчикам. Единственная иностранная компания, решившаяся развивать эту форму торговли в России, – финский Stockmann. Финский универмаг занял площади в самом центре Москвы в «Смоленском пассаже», однако в результате конфликта с владельцами здания по поводу арендной платы вынужден был его покинуть. «Я думаю, что виноваты были обе стороны. Оттого что они не смогли договориться, пострадали все: и Stockmann, и «Смоленский пассаж», у которого теперь нет такого же сильного «якорного» арендатора, обеспечивающего ему поток клиентов», – рассуждает Дмитрий Бурлов. Теперь Stockmann стал развиваться в центрах «Мега» на МКАД, а в центре Москвы остался единственный столичный department store – ЦУМ. Этот универмаг работает лишь в классе премиум и, будучи своего рода монополистом, по словам экспертов, держит весьма внушительные наценки на свои товары. В результате, отмечают специалисты, эта ниша в России так и остается практически свободной, а население воспринимает универмаг как формат отмерший.
«Создавая универмаг, инвестор получает целый клубок проблем. Во-первых, необходимы серьезные торговые площади – от 5000 до 30 000 кв. м, а также многомиллионные инвестиции. Во-вторых, нужна очень профессиональная команда, способная управлять ассортиментом в таком большом магазине. При этом владельцы помещений считают, что отдавать площади одному крупному арендатору по $300 за «квадрат» менее выгодно, чем небольшим монобрендовым бутикам по $2000 – 3000 за кв. м», – отмечает ведущий консультант «Магазина магазинов» Виктория Дидович. Поэтому зачастую универмаги развиваются в собственных зданиях. Например, Galeries Lafayette имеет свои торговые площади. Кроме того, если речь идет об универмаге, где представлены люксовые товары, то возникает и другая проблема. Дело в том что все эти товары реализуются в России всего лишь несколькими компаниями, в частности Mercury Group, «Джамиль Ко» и «Крокусом». В результате той же Mercury незачем развивать свои марки в чужом универмаге, так как в таком случае компания будет создавать конкуренцию собственному ЦУМу. Тем не менее, по мнению Дмитрия Бурлова, не исключено, что в будущем формат универмага все-таки возродится в России. «Интерес к формату сейчас есть и у покупателей, и у девелоперов»,  – отмечает он.

Без брони и чека
Старый форматЕще одним сегментом, который в последнее время затронули серьезные изменения, эксперты называют продажу авиабилетов. В связи с развитием системы «электронный билет» с рынка практически исчезла услуга долгосрочного бронирования. Еще совсем недавно билеты на самолет продавались в основном в авиакассах, где кассир искал покупателю нужный рейс в глобальных системах дистрибуции и озвучивал номер рейса, а также его стоимость. «Если клиента не устраивало время или же он хотел узнать, не дешевле ли билеты с вылетом на следующий день, то приходилось формировать новый запрос и ждать ответа системы. Все это занимало много времени и было крайне неудобно. Клиент фиксировал отрывочную информацию со слов кассира, и о выборе как таковом речь не шла», – вспоминает коммерческий директор компании Аnywayanyday Алексей Дорош. По его словам, такие традиционные авиакассы сейчас «умирают», даже если они существуют в виде web-сайтов. Как говорят участники рынка, в России сегодня наблюдается особый интерес к новым технологиям в туризме, и удержаться на плаву в офлайне смогут лишь те агентства, которые начинают использовать технологии онлайн. Все возможности для этого дает электронный билет. Он появился в России только в 2006 г. и долгое время внедрялся с проблемами, однако сейчас с ним все в порядке. По требованию IATA теперь e-tickets должны использовать все авиакомпании. В итоге бумажные билеты практически ушли, не говоря уже о всех сопутствующих сервисах в виде, например, их курьерской доставки.


Если раньше, года три назад, билет в Америку на лето можно было бронировать в феврале-марте, а выкупать в мае, то теперь этот срок сократился, условно говоря, до трех дней

Ускорение процесса бронирования приводит и к более быстрой оплате. Так, по словам Алексея Дороша, на сайте anywayanyday весь процесс бронирования или покупки билета занимает 3 минуты. При этом компания отмечает бурный рост именно онлайн-продаж билетов: в 2008 г. доля этого рынка выросла до 5 – 7 %, в 2009 г. – уже до 25%. С одной стороны, моментальная покупка здесь и сейчас удобна, но, с другой, уходит ее удобная альтернатива – долгосрочное бронирование. То есть фактически путешественник вынужден заплатить за билет сразу, а не отложить покупку в долгий ящик со спокойной уверенностью в том, что проездной документ сохранится за ним. «Долгосрочное бронирование дешевых билетов действительно в основном уходит, купить авиабилет глобально можно за год вперед. И если раньше, года три назад, билет в Америку на лето можно было бронировать в феврале-марте, а выкупать в мае, то теперь этот срок сократился, условно говоря, до трех дней», – отмечает руководитель проекта Pososhok.ru Елена Зимина. При этом для путешественников услуга долгосрочного бронирования авиабилетов была очень удобна, так как позволяла запланировать поездку на полгода вперед и заплатить при этом, когда будут деньги, или не заплатить, если вдруг планы изменятся. В авиакомпании Sky Express рассказывают, что частично бронирование сохранилось. Например, у  клиентов этого авиаперевозчика есть возможность оплатить заказ, сделанный на сайте или по телефону центра бронирования, не сразу же (банковской картой), а с задержкой в несколько суток. «Однако о многомесячных бронированиях речь уже не идет», – говорит Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью Sky Express.
Другая услуга для путешественников – дорожные чеки – почти заслужила статус атавизма, и вытесняют их в первую очередь банковские карты. На сегодняшний день из популярного платежного инструмента такие чеки превратились всего лишь в малопопулярный способ подтверждения финансовой надежности в посольствах некоторых стран. Даже в ту пору, когда трэвел-чеки были более распространены, они доставляли немало проблем туристу. Во-первых, за их обмен банки берут комиссию. Во-вторых, не во всех странах и городах за рубежом их так просто обменять в кредитном учреждении, а комиссия в специальных обменных пунктах иногда может быть выше в разы. Как говорит коммерческий директор турбюро «Ренессанс» Елена Протопопова, ее компания сейчас совсем не использует в работе дорожные чеки, однако сталкиваться с ними все еще приходится. Например, трэвел-чек можно предъявить в посольстве при подаче документов на визу в качестве гарантии финансовой состоятельности туриста. Впрочем, как правило, дорожный чек используется как альтернатива выписке с банковского счета. При этом, по словам Елены Протопоповой, обычно путешественники впоследствии эти чеки не используют, а, получив визу, обменивают их в российском банке обратно на деньги.

Не тот риелтор
Старый форматЭксперты традиционно отмечают только рост числа предоставляемых услуг на рынке, однако практически уходит в прошлое сегмент, в котором заработали первые деньги почти все риелторские компании. Речь идет о расселении коммуналок. «Сейчас коммуналок осталось крайне мало, и владельцы все более осознают ценность имущества, находящегося в их распоряжении. Но так как все еще есть товар – коммуналки, то такая услуга существует до сих пор», – говорит руководитель аналитического центра GEDAnalytics Александр Пыпин. По словам директора по маркетингу и продажам «Квартал Эстейт» Сергея Лушкина, значительно снизилась востребованность риелторских услуг, связанных с переселением жителей коммунальных квартир. «В 1990-е гг. многокомнатные квартиры в старых жилых домах в центре Москвы были единственным доступным видом элитного жилья, а поскольку большинство подобных квартир были коммунальными, расселение жителей по отдельным квартирам и освобождение престижной площади было востребовано на рынке. Покупатель делал в квартире дорогой ремонт и получал престижное по меркам того времени жилье», – рассказывает эксперт. По мнению гендиректора «Службы недвижимости» Павла Карасева, фактически подобный бизнес позволил появиться первым крупным риелторским компаниям, и с него начинали почти все нынешние лидеры этого рынка. Однако по мере расселения коммуналок, роста цен на квартиры в Москве и начала строительства первых домов повышенной комфортности в центре спрос на подобный сервис постепенно сошел на нет. Во-первых, по словам Сергея Лушкина, приобретая все комнаты в коммунальной квартире, новый собственник получал отличную квартиру, но сменить социальный состав соседей по другим квартирам ему было не под силу, а значит, выходя из дорогой квартиры, он попадал в темный, грязный подъезд без консьержа или охраны. Во-вторых, приобрести квартиру в новостройке стало выгоднее, чем покупать каждому жителю коммуналки отдельное жилье. В-третьих, появился рынок жилья бизнес-класса и элитных квартир.


Интернет-кафе и интернет-центры стали терять свою актуальность с развитием Wi-Fi и появлением коммуникаторов. Редко у кого теперь нет компьютера и выхода в Интернет дома

Кроме того, как полагает Александр Пыпин, в последнее время изменился сам принцип работы риелторов. В 1990-е гг. объявления о продаже и покупке квартир были ценностью для риелторов, они знали, что, где и за сколько продается. «Сейчас, когда развитие получили различные удобные базы данных, пользователи в массовом порядке научились искать информацию самостоятельно. Теперь ценностью в большей степени является не информация, а умение организовать сделку», – подчеркивает эксперт. В результате многие клиенты теперь берут риелтора только для сопровождение сделки, а не для поиска объекта, то есть фактически риелтор занимается юридическим сопровождением сделки. «Утратила актуальность и классическая, еще советская услуга – обмен квартир», – говорит Александр Пыпин. По словам управляющего директора «Century 21 Запад» Евгения Скоморовского, некоторые компании до кризиса пытались вернуть ее на рынок с помощью ипотечного кредитования. «Фактически клиент, меняющий квартиру с доплатой, на недостающую сумму мог получить кредит. Однако после кризиса доля этого и так не слишком популярного сегмента сократилась еще больше», – рассказывает эксперт.

Привет из прошлого
Старый форматВымершие в свое время услуги и розничные форматы действительно иногда возвращаются на рынок. Так, в частности, случилось со специализированной продуктовой розницей: булочными, мясными лавками и рыбными магазинами. В свое время в советских булочных и овощных лавках стали открываться магазины, торговавшие всем, а впоследствии превратившиеся в мини-маркеты. В итоге формат специализированной розницы считался невостребованным. Однако около двух-трех лет назад ситуация стала меняться, и на рынок вернулась специализация. По словам экспертов, чаще всего подобные точки предлагают колбасные изделия, мясо, разливное пиво, редко, но встречаются также молочные и даже винные магазины. Развитие формата происходит на фоне того, что профессионалы розничного рынка его возвращение не очень приветствуют. «Неужели потребителю удобнее зайти в несколько магазинов, чтобы в одном купить стиральный порошок, а в другом бананы? С точки зрения покупателя, это бред», – удивляется бывший гендиректор «Мосмарта» Виталий Подольский. Более того, по мнению руководителя отдела по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Дениса Ширикова, в России сейчас наблюдается недостаток торговых площадей, и даже рынок магазинов с широким ассортиментом не заполнен. «Специализированные точки будут развиваться, но уже на другом этапе, когда рынок торговли продуктами питания будет находиться в стадии насыщения», – уверяет эксперт. Как он полагает, развитие специализированных магазинов связано с тем, что производители сейчас вынуждены открывать свои монобрендовые продуктовые точки, так как заинтересованы в дополнительных каналах сбыта.


По требованию IATA теперь e-tickets должны использовать все авиакомпании. В итоге бумажные билеты практически ушли, не говоря уже о всех сопутствующих сервисах в виде, например, их курьерской доставки

Тем не менее Дмитрий Бурлов настаивает на том, что монобрендовые магазины, в частности производителей колбасных изделий, очень хорошо развиваются. Их сети, такие как «Рублевские колбасы», «Богатырь», «Мясницкий ряд» и прочие, уже насчитывают по нескольку десятков точек. В первую очередь монобрендовый магазинчик формирует лояльность к бренду, а производители могут работать без посредников. «Цена получается примерно на 10% ниже, чем в сетях», – отмечает Бурлов. Как оказалось, потребителю в такие магазины заходить интересно, так как на рынке мясных изделий лояльность к брендам очень велика. Создают специализированные продуктовые магазины не только производители, но и ритейлеры. Мясными изделиями, в частности, торгует сеть «МясновЪ», а у владельцев «Азбуки вкуса» существует проект развития собственной сети булочных, который, впрочем, пока не реализуется. В свою очередь Госкомрыболовство пытается возродить и рыбные магазины «Океан», но ведомство пока не смогло решить проблему долгой и дорогой доставки товара в центральные города из рыбодобывающих регионов.
Не так давно возродилась и еще одна услуга – продажа на улицах городов прохладительных напитков, правда, уже не в бочках, а в кегах по 30 и 50 литров. «Бочки – это пережитки прошлого, это слишком большой объем. К сожалению, такое количество кваса сложно реализовать за короткий срок и проконтролировать санитарно-гигиенические показатели на точках продажи. Квас портился, кроме того, было много нарушений со стороны недобросовестных продавцов и частных предпринимателей», – говорит руководитель отдела продаж компании «Очаково» Владимир Ефремов. Квас воспринимался потребителем как напиток более полезный, чем сладкая кола. В результате в последние годы квасом стали заниматься несколько крупных компаний, например Coca-Cola, PepsiCo, ГК «Бородино», «Нидан» и прочие. «Среди потребителей бытует мнение, что разливная продукция вкуснее и более свежая, но, учитывая текущую ситуацию на рынке и уровень дистрибуции разливного кваса, эти два сегмента рынка пока не оказывают друг на друга заметного влияния», – отмечает Владимир Ефремов. По его словам, на сегодняшний день продажи в розлив не превышают 10%, но ежегодно эта цифра растет. Более того, участники рынка не исключают, что в ближайшем будущем могут возродиться автоматы по продаже газировки. По крайней мере продажи лимонада в розлив в последнее время только увеличивались: его сбытом активно занялись точки по реализации разливного пива. Если кто-нибудь установит автоматы по продаже газировки, то, может быть, и другие форматы вернутся на российский рынок. Впрочем, некоторые реалии вроде интернет-кафе и долгосрочного бронирования авиабилетов, по мнению экспертов, «умирают» уже навсегда.


Еще по теме