Похороненные прогрессом
С развитием рынка и появлением новых технологий пропадают целые сегменты услуг, привычные потребителям. Позднее они могут возродиться, только уже в нишевом и более дорогом формате. «Ко» обнаружил услуги, которые ушли в прошлое, а также выяснил, что старые форматы иногда могут и вернуться
Достаточно большой сегмент рынка услуг, который еще совсем недавно казался экспертам незыблемым, оказался на периферии. Почти никто не посещает интернет-кафе, не бронирует авиабилеты на год вперед, не использует трэвел-чеки и не покупает одежду в универмагах. Традиционно исчезновение определенного формата или услуги объясняют тем, что на рынок приходят новые носители информации. Например, благодаря развитию банковских карт почти все платежи, связанные с путешествиями, стремительно перемещаются в онлайн. Однако зачастую старые форматы умирают просто в силу развития рынка. К примеру, так произошло с риелторскими услугами. От сотрудника агентства недвижимости больше не требуется обладать собственной крупной базой данных, зато ему необходимо ориентироваться в юридических вопросах. При этом благодаря развитию сегмента жилья бизнес-класса с рынка практически пропала такая услуга, как расселение коммуналок. Потенциальные покупатели расселенных квартир уже давно предпочитают новостройки бизнес-класса. Впрочем, это не означает, что старые форматы не вернутся. Например, на улицах российских городов уже давно, как раньше, торгуют квасом и пивом, а также открывают специализированные мясные и рыбные лавки. И те же коммунальные квартиры, по заявлениям московских властей, являются неотъемлемой частью столичного рынка недвижимости.
Интернет в розницу
Попытка «Ко» связаться с известным интернет-кафе в центре Москвы Timeonline на площади Трех вокзалов привела к весьма неожиданному результату. На вопрос: «Это интернет-кафе?» корреспонденту «Ко» ответили: «Нет, это сауна. Приходите париться!» Действительно, в отличие от количества саун число интернет-кафе в нашей стране в последнее время только сокращалось. «В России этот рынок начал «умирать» несколько лет назад. Интернет-кафе и интернет-центры стали терять свою актуальность с развитием Wi-Fi и появлением коммуникаторов. Редко у кого теперь нет компьютера и выхода в Интернет дома», – констатирует руководитель интернет-направления компании Insiders Михаил Голованов. По общему мнению экспертов, на этом рынке так и не появилось крупных сетей. Самой известной сетью игроки сегмента называют компанию Cafemax, которая была основана осенью 2000 г. по бизнес-плану, разработанному McKinsey & Company. Первый полномасштабный интернет-центр сети был открыт в июле 2001 г. в центре Москвы на Пятницкой улице. Площадь кафе составила 1200 кв. м, на которых располагалось более 300 персональных компьютеров. Через несколько месяцев, в сентябре 2001 г., компания запустила проект оборудования веб-точками московских кофеен, в общей сложности они открылись в шести кофейнях «Кофе Хауз». Второй крупный интернет-центр начал работать в ноябре 2001 г. в Петербурге на 1-м этаже Эрмитажа. В январе 2002-го аналогичное кафе появилось в телецентре «Останкино», затем, в сентябре 2002 г., в Северной столице неподалеку от Московского вокзала на Невском проспекте. Чуть позднее был запущен Cafemax на территории МГУ, а в марте 2002-го принял посетителей Cafemax на Новослободской, расположенный недалеко от РГГУ. Таким образом, компания охватила всех потенциальных клиентов: туристов и студентов (за счет близости к МГУ и РГГУ). К началу 2003 г. сеть насчитывала шесть крупных интернет-центров. Примечательно, что с того момента число точек у нее осталось неизменным. При этом, чтобы сохранить даже их, сети пришлось изобретать новые форматы. Например, в интернет-центре на Новослободской сеть открыла кафе-бар под брендом «Кафемакс», затем появилось еще две таких точки, а также спортбар, завлекающий клиентов трансляциями футбольных матчей.
На Западе развитие интернет-кафе происходило по противоположной схеме. Там они «выросли» из заведений общепита, то есть с ростом бизнеса владельцы кафе решались на предоставление своим посетителям дополнительной услуги и устанавливали у себя от одного до десятка компьютеров. В итоге они получали деньги за пользование Интернетом, а также наращивали продажи кофе. Как самостоятельный бизнес так называемые киберкафе возникли уже в середине 1990-х гг. В свою очередь в России, по словам экспертов, интернет-кафе стали появляться как грибы после дождя в начале 2000-х гг. «Этот бизнес никогда не был очень высокомаржинальным, «отбить» аренду в центре Москвы, предоставляя услуги выхода в Интернет, всегда было сложно», – заявляет Михаил Голованов. Поэтому и закрываться интернет-кафе начали, прежде всего, в столице. «На сегодняшний день данное направление бизнеса в его традиционном виде является непривлекательным и практически бесперспективным с инвестиционной точки зрения. Исключение могут составлять, пожалуй, только заведения, локализованные в некоторых отстающих по темпам развития коммуникационных технологий районах страны, либо проекты, максимально ориентированные на игровую составляющую. Клубы с акцентом на онлайн-игры все еще достаточно востребованы, но, судя по всему, и их жизненный цикл уже в ближайшее время придет к закату», – полагает аналитик «Финам» Максим Клягин. Дело в том что, несмотря на кризис, темпы развития Интернета в России в 2009 г. оставались достаточно высокими. Так, по данным исследований компании «Яндекс», в течение 2009-го проникновение Интернета в стране увеличилось более чем на 20%, при этом основным драйвером роста оставалось развитие Сети в регионах. По данным TNS Web Index, по итогам апреля 2010-го в городах с населением свыше 100 000 жителей доля пользователей Интернета старше 12 лет, хотя бы раз в месяц выходящих в Сеть, составляла уже около 55% от всего числа горожан, а их общее количество оценивалось в 33 млн человек. Динамичное развитие сетей широкополосного доступа способствует и заметному снижению стоимости Интернета. Впрочем, по словам аналитиков, скорее всего, на рынке интернет-кафе останутся свои «заповедники», и они превратятся в нишевый формат, так как такие заведения все еще востребованы туристами и командированными, например в столичных аэропортах.
Случайно умерший формат
В России универсальные магазины стали «умирать» в 1990-е годы. Старые универмаги не смогли адаптироваться к новым условиям и начали превращаться в торговые центры, сдававшие свои площади небольшим магазинчикам. Единственная иностранная компания, решившаяся развивать эту форму торговли в России, – финский Stockmann. Финский универмаг занял площади в самом центре Москвы в «Смоленском пассаже», однако в результате конфликта с владельцами здания по поводу арендной платы вынужден был его покинуть. «Я думаю, что виноваты были обе стороны. Оттого что они не смогли договориться, пострадали все: и Stockmann, и «Смоленский пассаж», у которого теперь нет такого же сильного «якорного» арендатора, обеспечивающего ему поток клиентов», – рассуждает Дмитрий Бурлов. Теперь Stockmann стал развиваться в центрах «Мега» на МКАД, а в центре Москвы остался единственный столичный department store – ЦУМ. Этот универмаг работает лишь в классе премиум и, будучи своего рода монополистом, по словам экспертов, держит весьма внушительные наценки на свои товары. В результате, отмечают специалисты, эта ниша в России так и остается практически свободной, а население воспринимает универмаг как формат отмерший.
«Создавая универмаг, инвестор получает целый клубок проблем. Во-первых, необходимы серьезные торговые площади – от 5000 до 30 000 кв. м, а также многомиллионные инвестиции. Во-вторых, нужна очень профессиональная команда, способная управлять ассортиментом в таком большом магазине. При этом владельцы помещений считают, что отдавать площади одному крупному арендатору по $300 за «квадрат» менее выгодно, чем небольшим монобрендовым бутикам по $2000 – 3000 за кв. м», – отмечает ведущий консультант «Магазина магазинов» Виктория Дидович. Поэтому зачастую универмаги развиваются в собственных зданиях. Например, Galeries Lafayette имеет свои торговые площади. Кроме того, если речь идет об универмаге, где представлены люксовые товары, то возникает и другая проблема. Дело в том что все эти товары реализуются в России всего лишь несколькими компаниями, в частности Mercury Group, «Джамиль Ко» и «Крокусом». В результате той же Mercury незачем развивать свои марки в чужом универмаге, так как в таком случае компания будет создавать конкуренцию собственному ЦУМу. Тем не менее, по мнению Дмитрия Бурлова, не исключено, что в будущем формат универмага все-таки возродится в России. «Интерес к формату сейчас есть и у покупателей, и у девелоперов», – отмечает он.
Без брони и чека
Ускорение процесса бронирования приводит и к более быстрой оплате. Так, по словам Алексея Дороша, на сайте anywayanyday весь процесс бронирования или покупки билета занимает 3 минуты. При этом компания отмечает бурный рост именно онлайн-продаж билетов: в 2008 г. доля этого рынка выросла до 5 – 7 %, в 2009 г. – уже до 25%. С одной стороны, моментальная покупка здесь и сейчас удобна, но, с другой, уходит ее удобная альтернатива – долгосрочное бронирование. То есть фактически путешественник вынужден заплатить за билет сразу, а не отложить покупку в долгий ящик со спокойной уверенностью в том, что проездной документ сохранится за ним. «Долгосрочное бронирование дешевых билетов действительно в основном уходит, купить авиабилет глобально можно за год вперед. И если раньше, года три назад, билет в Америку на лето можно было бронировать в феврале-марте, а выкупать в мае, то теперь этот срок сократился, условно говоря, до трех дней», – отмечает руководитель проекта Pososhok.ru Елена Зимина. При этом для путешественников услуга долгосрочного бронирования авиабилетов была очень удобна, так как позволяла запланировать поездку на полгода вперед и заплатить при этом, когда будут деньги, или не заплатить, если вдруг планы изменятся. В авиакомпании Sky Express рассказывают, что частично бронирование сохранилось. Например, у клиентов этого авиаперевозчика есть возможность оплатить заказ, сделанный на сайте или по телефону центра бронирования, не сразу же (банковской картой), а с задержкой в несколько суток. «Однако о многомесячных бронированиях речь уже не идет», – говорит Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью Sky Express.
Другая услуга для путешественников – дорожные чеки – почти заслужила статус атавизма, и вытесняют их в первую очередь банковские карты. На сегодняшний день из популярного платежного инструмента такие чеки превратились всего лишь в малопопулярный способ подтверждения финансовой надежности в посольствах некоторых стран. Даже в ту пору, когда трэвел-чеки были более распространены, они доставляли немало проблем туристу. Во-первых, за их обмен банки берут комиссию. Во-вторых, не во всех странах и городах за рубежом их так просто обменять в кредитном учреждении, а комиссия в специальных обменных пунктах иногда может быть выше в разы. Как говорит коммерческий директор турбюро «Ренессанс» Елена Протопопова, ее компания сейчас совсем не использует в работе дорожные чеки, однако сталкиваться с ними все еще приходится. Например, трэвел-чек можно предъявить в посольстве при подаче документов на визу в качестве гарантии финансовой состоятельности туриста. Впрочем, как правило, дорожный чек используется как альтернатива выписке с банковского счета. При этом, по словам Елены Протопоповой, обычно путешественники впоследствии эти чеки не используют, а, получив визу, обменивают их в российском банке обратно на деньги.
Не тот риелтор
Кроме того, как полагает Александр Пыпин, в последнее время изменился сам принцип работы риелторов. В 1990-е гг. объявления о продаже и покупке квартир были ценностью для риелторов, они знали, что, где и за сколько продается. «Сейчас, когда развитие получили различные удобные базы данных, пользователи в массовом порядке научились искать информацию самостоятельно. Теперь ценностью в большей степени является не информация, а умение организовать сделку», – подчеркивает эксперт. В результате многие клиенты теперь берут риелтора только для сопровождение сделки, а не для поиска объекта, то есть фактически риелтор занимается юридическим сопровождением сделки. «Утратила актуальность и классическая, еще советская услуга – обмен квартир», – говорит Александр Пыпин. По словам управляющего директора «Century 21 Запад» Евгения Скоморовского, некоторые компании до кризиса пытались вернуть ее на рынок с помощью ипотечного кредитования. «Фактически клиент, меняющий квартиру с доплатой, на недостающую сумму мог получить кредит. Однако после кризиса доля этого и так не слишком популярного сегмента сократилась еще больше», – рассказывает эксперт.
Привет из прошлого
Тем не менее Дмитрий Бурлов настаивает на том, что монобрендовые магазины, в частности производителей колбасных изделий, очень хорошо развиваются. Их сети, такие как «Рублевские колбасы», «Богатырь», «Мясницкий ряд» и прочие, уже насчитывают по нескольку десятков точек. В первую очередь монобрендовый магазинчик формирует лояльность к бренду, а производители могут работать без посредников. «Цена получается примерно на 10% ниже, чем в сетях», – отмечает Бурлов. Как оказалось, потребителю в такие магазины заходить интересно, так как на рынке мясных изделий лояльность к брендам очень велика. Создают специализированные продуктовые магазины не только производители, но и ритейлеры. Мясными изделиями, в частности, торгует сеть «МясновЪ», а у владельцев «Азбуки вкуса» существует проект развития собственной сети булочных, который, впрочем, пока не реализуется. В свою очередь Госкомрыболовство пытается возродить и рыбные магазины «Океан», но ведомство пока не смогло решить проблему долгой и дорогой доставки товара в центральные города из рыбодобывающих регионов.
Не так давно возродилась и еще одна услуга – продажа на улицах городов прохладительных напитков, правда, уже не в бочках, а в кегах по 30 и 50 литров. «Бочки – это пережитки прошлого, это слишком большой объем. К сожалению, такое количество кваса сложно реализовать за короткий срок и проконтролировать санитарно-гигиенические показатели на точках продажи. Квас портился, кроме того, было много нарушений со стороны недобросовестных продавцов и частных предпринимателей», – говорит руководитель отдела продаж компании «Очаково» Владимир Ефремов. Квас воспринимался потребителем как напиток более полезный, чем сладкая кола. В результате в последние годы квасом стали заниматься несколько крупных компаний, например Coca-Cola, PepsiCo, ГК «Бородино», «Нидан» и прочие. «Среди потребителей бытует мнение, что разливная продукция вкуснее и более свежая, но, учитывая текущую ситуацию на рынке и уровень дистрибуции разливного кваса, эти два сегмента рынка пока не оказывают друг на друга заметного влияния», – отмечает Владимир Ефремов. По его словам, на сегодняшний день продажи в розлив не превышают 10%, но ежегодно эта цифра растет. Более того, участники рынка не исключают, что в ближайшем будущем могут возродиться автоматы по продаже газировки. По крайней мере продажи лимонада в розлив в последнее время только увеличивались: его сбытом активно занялись точки по реализации разливного пива. Если кто-нибудь установит автоматы по продаже газировки, то, может быть, и другие форматы вернутся на российский рынок. Впрочем, некоторые реалии вроде интернет-кафе и долгосрочного бронирования авиабилетов, по мнению экспертов, «умирают» уже навсегда.