Поклон иномарке
Сколько веревочке ни виться… Российские олигархи, контролирующие отечественный автопром, все же пришли «на поклон» к иностранным производителям. Руководство «Северстали-Авто» (управляющая компания, подконтрольная Алексею Мордашеву) объявило о намерении собирать в России автомобили корейской марки SsangYong. Быстро сориентировавшись, руководство «Руспромавто» (входит в структуру «Базового элемента» Олега Дерипаски) заявило о переговорах с Nissan о возможности производства японских автомобилей на мощностях своего главного актива – ГАЗа. Таким образом, единственным российским автозаводом, делающим ставку на собственные разработки, остается АвтоВАЗ: запустив в серийное производство Lada Kalina, Владимир Каданников поставил на карту судьбу всего автомобильного производства в Тольятти.
SsangYong – бывшее подразделение Daewoo и самый мелкий на сегодня автопроизводитель в Южной Корее. Фирма специализируется на выпуске внедорожников Rexton, Korando и Musso. По словам генерального директора ОАО «Северсталь-Авто» Вадима Швецова, производство машин SsangYong в России начнется в IV квартале 2005 года. Внедорожники для «Северстали-Авто» – продукция профильная (в состав холдинга, напомним, входит УАЗ).
Как сообщили «Ко» в «Северстали-Авто», в качестве иностранного партнера рассматривалось несколько компаний: индийские Mahindra & Mahindra и Tata Motors, японская Isuzu, корейская Hyundai. Договориться о выпуске современной модели по полному сборочному циклу (включая сварку и окраску кузовов) удалось лишь с SsangYong – «Северсталь-Авто» получила право на лицензионное производство внедорожников Rexton. По такой же схеме собираются, например, автомобили Kia на калининградском «Автоторе».
«Руспромавто», в свою очередь, единственный из российских автомобильных холдингов, который до сих пор не договорился о полноценном сотрудничестве с иностранными автопроизводителями. Хотя именно Горьковский автозавод в свое время мог стать первым производителем иномарок в России, переговоры с Fiat оборвались после того, как автозавод был куплен структурами Олега Дерипаски.
В компании Nissan отказываются комментировать заявления «Руспромавто». Японская компания уже сообщала, что теоретически существуют три варианта развития производства в России: коалиция с местным производителем, использование мощностей Renault на «Автофрамосе» и строительство собственного завода, как это сделал Ford. Однако принципиального решения о сборке автомобилей Nissan в России руководство компании до сих пор не приняло. Локальное производство автомобилей становится делом весьма выгодным: российский рынок растет (по прогнозам, в этом году он поднялся на 5 – 7%), действуют запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок. На днях замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин сообщил, что готовится проект постановления правительства об изменении таможенных пошлин на основные агрегаты для промышленной сборки автомобилей – их предполагается ограничить ставкой 3 – 5%, а более мелкие узлы и детали для сборки предлагается ввозить беспошлинно.
Позднее «зажигание» российских автомобильных олигархов может дорого обойтись им в конкурентной борьбе с иностранными автопроизводителями, уже открывшими собственное производство в России.
Еще по теме
