Поколение филантропов
В то же время за рубежом тенденции современной благотворительности во все большей степени определяют представители нового поколения предпринимателей, самостоятельно выстроивших многомиллиардный бизнес. Свои меценатские проекты они развивают независимо от специализации собственных предприятий, учреждая благотворительные семейные фонды.
Образ мецената, на излете жизни посвятившего себя служению обществу, давно ушел в прошлое. В список самых щедрых филантропов мира, составленный журналом Forbes, вошли только действующие бизнесмены. Изменился и характер благотворительности. Если раньше речь шла только о пожертвованиях, то сегодня крупный бизнес финансирует продуманные и долгосрочные социальные программы, решающие структурные, а не сиюминутные проблемы общества. Правда, для нашей страны такой системный подход еще не стал правилом. В этой связи должен быть интересен опыт стран - наших ближайших соседей, имевших изначально сходные проблемы, но продвинувшихся дальше в их решении и глубоко ныне интегрированных в европейскую систему благотворительности.
Полный цикл
Одним из наиболее известных в России представителей нового поколения меценатов является чешский предприниматель Петр Келлнер. Владелец международной инвестиционной группы PPF (в РФ, в частности, ей принадлежат банк "Хоум Кредит", сеть "Эльдорадо" и ряд других активов) вместе со своей женой Ренатой учредил Фонд семьи Келлнер (The Kellner Family Foundation), главная задача которого - повысить качество образования.
На родине бизнесмена Фонд семьи Келлнер реализует три крупных проекта. Новейший из них, начатый два года назад, - это "Помогаем школам достичь успеха". Приоритет отдан подготовке учителей государственных школ. Теорией преподаватели занимаются на специально организованных семинарах, а затем закрепляют новые знания на практике непосредственно на уроках под руководством консультантов. За свое новаторство учителя получают доплату к жалованью. Причем дополнительное обучение - прерогатива не только действующих педагогов: испытать свои силы в проекте может выпускник профильного вуза, пройдя стажировку в команде с учителем и консультантом.
В тройку крупнейших образовательных проектов фонда Келлнеров в Чехии также входят проект "Открытая дверь" (Open Gate) - уникальная школа под Прагой, построенная и финансируемая Келлнером, и программа "Университеты". Оба проекта оказывают поддержку талантливым детям, которые без помощи фонда не смогли бы обучаться в лучших гимназиях и университетах как в Чехии, так и за рубежом. Школа "Открытая дверь" с полным циклом начального и среднего образования обеспечивает своим выпускникам после сдачи экзаменов на аттестат зрелости прямую дорогу в десятки лучших университетов мира, включая, например, Йельский и Колумбийский. А фонд продолжает материально поддерживать студентов во время учебы не только в гимназии под Прагой, но и в зарубежных университетах. В самой школе ту или иную поддержку, в зависимости от доходов семьи, получают почти 70% учащихся. Интересно, что многие из этих ребят - воспитанники детских домов и других специализированных учреждений: талантливых учеников из этой среды школа целенаправленно выискивает, тесно сотрудничая с руководством и педагогами детдомов по всей стране.
Базовый принцип
В России благотворительная программа "Синяя птица" банка "Хоум Кредит" Петра Келлнера также помогает получить высшее образование талантливой, но малообеспеченной молодежи. Участниками проекта, названного в честь знаменитой сказки Мориса Метерлинка, стали уже десятки студентов из отдаленных регионов РФ. Помощь не ограничивается стипендиями. Помимо денег, российские студенты получают новейшую учебную литературу, компьютеры, путевки в летние лагеря, оплаченные тренинги по мотивации и обучающие семинары. По сути, деньги чешского предпринимателя возрождают отечественные социальные лифты. А это обстоятельство, как считают социологи, служит лучшей профилактикой проблемы "утечки мозгов".
При всей кажущейся несхожести российский и чешские проекты имеют в своей основе один базовый принцип: средства инвестируются в будущее общества, в "экономику знаний", столь отличающуюся от "экономики добычи сырья". Гарантом этого направления выступает молодое поколение. "Образование - капитал на всю жизнь, который может дать возможность молодым людям начинать ее с более выгодной стартовой отметки, - заметили однажды Рената и Петр Келлнер. - Это весьма важное дело - помогать детям и молодым людям, которые обладают способностями и желанием развивать свои познания, но социальное положение умаляет их шансы. Мы с удовольствием наблюдаем, как они не ссылаются на неблагоприятные обстоятельства и хотят добиться успеха в жизни, полагаясь на собственные силы". Кстати, как этот принцип действует на практике, смогли воочию убедиться и участники "Синей птицы", посетив недавно в Чехии школу "Открытая дверь".
Священное бремя
Аналогичные примеры можно найти и среди отечественных бизнесменов. Масштабные инвестиции в будущее российского общества делает фонд "Династия", основанный почетным президентом компании "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") Дмитрием Зиминым. Первый в РФ семейный фонд, учрежденный для развития отечественной фундаментальной науки, часть своих проектов посвятил социальной поддержке талантливой молодежи. Сегодня семейный фонд Дмитрия Зимина финансирует программы поддержки учителей, одаренных школьников, специальные проекты подготовки будущих ученых, фестивали популярной науки и публичные лекции ученых с мировых именем. "В разработке инноваций мы сейчас не можем конкурировать с Западом, в массовом производстве - с Китаем, потому, мне кажется, что точкой прорыва для нашей страны может стать наука, и в первую очередь фундаментальная, которая требует культивации интеллекта, а не ресурсов, и позволяет вырваться вперед в инновационных технологиях. Именно поэтому "Династия" вкладывает средства прежде всего в науку и образование", - заявил в одном из своих интервью Дмитрий Зимин.
Сегодня финансовая поддержка социальной инфраструктуры "своих" регионов, программы по защите окружающей среды и помощь незащищенным слоям населения стали частью корпоративной культуры, признаком социально ответственного бизнеса. Но тут, как и в государственных компаниях, масштаб успеха ограничен отсутствием личной заинтересованности менеджеров. Желание своими силами исправить ту или иную несправедливость мира, отличающее настоящих меценатов, дает несоизмеримо большую эффективность вложений. А потому прорыв, который поможет стереть социальные барьеры между представителями будущей элиты человечества, возможен только здесь, на "семейном" благотворительном фронте. Ведь, как однажды заметил один из богатейших людей Америки, "стальной король" Эндрю Карнеги, "...богатство - это священное бремя, которое накладывает на своего обладателя долг распорядиться им в течение своей жизни так, чтобы оно пошло на пользу обществу".