Поколение Zoom
Одним из феноменов прошлого года стал стремительный взлет Zoom. С наступлением пандемии сервис видеоконференций стал едва ли не самой важной компанией в мире. За год он обрел всемирную известность, затмив первопроходца в этой нише Skype. О причинах успеха Zoom, его конкурентах и будущем рынка после пандемии — в материале журнала «Компания».
Сервис для видеозвонков Zoom — относительно молодая компания. Выходец из шахтерской семьи Юань Чжэн основал ее в 2011 году. Переехав из Китая в Калифорнию, предприниматель взял себе имя Эрик Юань и начал работать в технологической компании Cisco в Силиконовой Долине. Параллельно он думал о собственном бизнесе.
Юань задумывал Zoom как удобный сервис для групповой коммуникации. В этом его ключевое отличие от Skype, созданного еще в августе 2003-го. Уже ставший известным сервис больше подходил для общения вдвоем. При этом в бесплатной версии Zoom в конференции могут участвовать до 100 человек.
Полноценный запуск Zoom состоялся в январе 2013 года. Сразу после этого к сервису присоединился миллион человек. К лету 2014 года у Zoom было 10 миллионов пользователей, а в 2015-м через него работали 65 тысяч организаций по всему миру.
С выходом на биржу Zoom не спешил. Акции сервиса стали продаваться только в 2019 году. После этого стоимость Zoom выросла до 16 млрд, хотя отметки в миллиард она достигла всего за два года до этого. Главные клиенты сервиса — небольшие и средние компании, сотрудники которых работают удаленно. А еще до пандемии Zoom освоили сервис Dropbox и система денежных переводов Western Union.
От компаний к людям и обратно
Число пользователей сервиса увеличивалось из года в год, однако пандемия вывела этот процесс на сверхскорости. Причем дело здесь не только в удаленке, на которую вынужденно перешли работники по всему миру, но и в нехватке общения и контактов между людьми.
С введением ограничений люди бросились использовать Zoom для самых разных целей. В марте мир узнал о паре из Калифорнии, которая провела одну из первых свадеб в Zoom. Жених и невеста поженились прямо в своей квартире, а священник и гости подключились к мероприятию, перейдя по ссылке на конференцию. А уже осенью в сервисе впервые состоялась официальная свадьба людей из разных стран.
Постепенно Zoom внедрился практически во все сферы жизни людей. Школы и университеты обучали в нем своих подопечных, сотрудники компаний проводили совещания, а семьи устраивали дистанционные ужины по случаю праздников. Британское правительство пошло еще дальше и начало проводить в Zoom ежедневные совещания. Правда, спецслужбы были против этой идеи, предупреждая, что разговоры парламентариев могут подслушивать.
Борьба за лидерство
В случае с Zoom жизненные правила сработали на все сто, заявил журналу «Компания» старший партнер Лиги Цифровой Экономики Дмитрий Васильев. Сервис сразу сделал ставку на видеосервисы и удаленную конференцсвязь на основе облачных вычислений для разных групп пользователей.
«Бизнес стабильно и органически рос еще до пандемии 2020 года. Это было поступательное и планомерное развитие своей идеи на протяжении десятка лет. Котировки на бирже начались 18 апреля 2019 года с уровня 62 доллара за акцию NASDAQ:ZM и к 17 января 2020 года достигли показателя 75,56 долларов за бумагу», — сказал эксперт.
Стараясь успеть за бурным спросом, весной 2020-го компания стала приглашать знаковых экспертов в части обеспечения безопасности данных. Zoom постепенно выводил на рынок новые версии продуктов и, несмотря на колоссальный рост нагрузки, стал расширять свое присутствие в мире.
Опережая спрос на свои сервисы, Zoom нарастил вычислительные мощности в десятки раз. Это стало возможным благодаря изначальной ставке на облачные вычисления. В середине октября стоимость акций сервиса взлетела уже до 568 долларов, а выручка компании за прошлый год достигла 2,6 млрд долларов (+326% за год). Правда, к моменту написания статьи стоимость бумаг скорректировалась. Теперь они торгуются по 372,79 доллара.
Сейчас Zoom вступил в новую фазу, считает Васильев. Его задача — планировать свои действия так, чтобы удержать позицию, которую удалось занять в период пандемии.
«Рынок приспособился к жизни с вирусом и взрывной рост спроса на сервисы Zoom завершился — настал период удержания рынка для компании-лидера. Конкуренты будут стремиться “откусить от пирога” часть аудитории и доходов — это, несомненно, им удастся»
— Дмитрий Васильев
А конкуренты кто?
В России ближайшим конкурентом Zoom можно назвать Microsoft Teams, считает эксперт по решениям ВКС IT-компании КРОК Михаил Никифоров. Это корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. Microsoft Teams позволяет проводить видеоконференции, чтобы обсуждать задачи, совместно редактировать и просматривать документы, а также планировать действия рабочей группы так, как если бы все сотрудники были в одной комнате.
Поначалу сервис был частью платного программного продукта Microsoft 365, однако в пандемию компания усовершенствовала бесплатную версию Teams, что тут же увеличило аудиторию сервиса. В числе других конкурентов Zoom Никифоров назвал Cisco Webex, GoToMeeting и Google Meet. В последнем можно проводить прямые трансляции на 100 тысяч пользователей.
Основным отличием этих сервисов эксперт назвал ориентацию на корпоративный сегмент. Поэтому их функционал больше отвечает задачам бизнеса, нежели Zoom.
«К примеру, у Zoom отсутствуют инструменты, повышающие безопасность видео-конференц-связи, такие как сквозное шифрование или двухфакторная аутентификация. В этом плане хорошую перспективу составить конкуренцию Zoom имеет продукт ведущего китайского производителя систем видео-конференц-связи Yealink — Yealink Meeting Server. Сервис почти полностью идентичен Zoom, но более ориентирован на корпоративный сегмент и дополнен инструментами мониторинга, аналитики и управления корпоративными пользователями», — отметил Никифоров.
Основатель и CEO Webinar Group Александр Альпер видит конкурентов Zoom в российских сервисах. На его взгляд, с компанией могут соперничать Webinar Meetings, а также «Яндекс» и Mail.ru Group, претендующие на роль национального сервиса.
«Многие отечественные решения по качеству не уступают западным, а в чем-то даже превосходят их. Zoom всегда вызывал множество вопросов по поводу безопасности, а после апрельского скандала с утечкой данных доверие к сервису упало настолько, что многие компании, в том числе наши, решили от него отказаться в силу регуляторики»
— Александр Альпер
Прошлой весной в Сеть попало несколько тысяч записей частных звонков в Zoom. В открытом доступе оказались рабочие видеоконференции, учебные занятия и даже личные разговоры пользователей. Затем специалисты IntSights нашли на хакерском форуме 2,3 тысячи скомпрометированных учетных данных пользователей Zoom.
В базе были корпоративные логины и пароли, принадлежащие банкам, образовательным учреждениям, разработчикам ПО и другим организациям. Некоторые записи также содержали идентификаторы встреч, имена и ключи их организаторов.
Позже акционер Zoom Video Communications подал на компанию в суд. Он обвинил ее в сокрытии правды о недостатках в программном шифровании приложения и о его уязвимости перед хакерами.
Эксперт напомнил, что в первые месяцы удаленки онлайн-уроки в Zoom часто срывались усилиями пранкеров. Поэтому для любых аналогов сервиса в первую очередь важна безопасность. Также важным свойством является простота в применении и отсутствие необходимости устанавливать специальное ПО.
«Наконец, большую роль играют такие характеристики, как качество связи, скорость соединения, отказоустойчивость и наличие дополнительных функций — таких, как расширенная статистика, настройка видимости участников, отдельное мобильное приложение и другие», — уверен эксперт.
Будущее в онлайне
И хотя эксперты видят конкурентов Zoom в разных компаниях, все одни сходятся в одном — во мнении относительно будущего таких технологий. На их взгляд, общение между людьми из самых разных сфер вступило в новую фазу и больше не будет прежним.
«Локдаун показал всем, как можно заметно упростить рабочую коммуникацию и сэкономить время за счет удаленных встреч. Теперь ни бизнес, ни образование, ни рядовые пользователи не будут готовы полностью вернуться в офлайн, поэтому сервисы видеосвязи не рискуют утратить актуальность, скорее наоборот», — считает Альпер.
Что касается лидера рынка, то им в ближайшие годы останется Zoom. Как отметил старший партнер Лиги Цифровой Экономики Дмитрий Васильев, такую позицию он будет занимать еще несколько лет.
«Мой прогноз в том, что до 2023 года вряд ли ситуация изменится так, что вырастет сильный конкурент, и они поделят рынок c Zoom в сравнимых пропорциях между собой. Сервис от текущего лидера стабильно работает, применяется всеми типами пользователей и постоянно улучшается. С таким продуктом конкурировать сложно», — заключил эксперт.