Покушение на систему
ПОКУШЕНИЕ на вице-премьера московского правительства Иосифа Орджоникидзе, в результате которого был убит его водитель, а сам высокопоставленный чиновник тяжело ранен, взволновало весь столичный истеблишмент. Беспокоиться, конечно, есть о чем: едва не убит один из самых известных госслужаших Москвы, покушение совершено с неслыханной наглостью - в центре города, под носом у столичных спецслужб... Но осмелимся предположить, что тревога московских чиновников и бизнесменов объясняется не только этими обстоятельствами.
Слов нет, попытка заказного убийства, как и любое подобное преступление, выглядит дико и страшно. Но в не меньшей степени столичную элиту пугает время преступления. Впервые с 1996 года, когда было совершено покушение на вице-мэра Валерия Шанцева, большого московского чиновника снова взяли на мушку. Предыдущие годы Москва являла собой едва ли образцовый пример мирного сосуществования власти и бизнеса. Высшие московские чиновники всячески подчеркивали этот факт в своих речах и беседах - мол, у нас все правильно выстроено, все со всеми договариваются, все под контролем, вот еще немножко и так будет по всей стране... Московская тишина особенно контрастировала со стрельбой в Петербурге, которая не утихает уже лет десять.
Но в том-то и дело, что происшествие в Леонтьевском переулке - не исключение, а подтверждение реальных (лучше сказать: "конкретных") правил. Все эти годы столичные власти старательно создавали систему, основанную на неформальных договоренностях. Силовики, чиновники, бизнесмены находили общий язык под крышей государства в государстве. Правила при этом не прописывались, но их все знали. В этой системе не было места чужакам: их либо выгоняли, либо сажали. И вот появляется институт прописки для наемных работников - и институт сложного оформления бизнеса для работодателей. В этой системе надо делиться - опять же не по формальным, а по "конкретным" правилам. И вот уже возникают специфические московские налоги (типа сбора за регистрацию или акцизов на бытовую электронику) для рядовых граждан и специальные, не афишируемые налоги для богатых.
Такая система имеет свои преимущества; в ней сведена к минимуму возможность появления маргинальных (выражаясь по модному - "отмороженных") элементов. А если они и появлялись, то быстро попадали под каток московской государственной машины, гарантом и основой которой являлся институт абсолютной власти московского мэра. Но такая система подавляет не только маргиналов и чужаков, но вообще всякие свободные элементы. В ней нет конкуренции производителей - отсюда высокие цены и неразвитость сервиса и услуг. В ней нет ротации кадров - отсюда непрофессионализм чиновников и взятки на каждом шагу. Прямо, как у многих московских строителей: с внешней стороны строение выглядит прочным и красивым, а зайдешь во двор - видишь расползающиеся трещины.
Теперь авторам этого проекта придется познакомиться с еще одним недостатком собственного детища. Московская система работала исправно ровно до тех пор, пока в силе был ее гарант - Юрий Лужков. Однако после бесславно проигранных парламентских и президентских выборов его влияние заметно ослабло. И все конструктивные элементы строения - чиновники, силовики, бизнесмены и так далее - начали расползаться. Гневного окрика мэра уже недостаточно для того, чтобы снова построить всех по "стойке смирно". Результаты очевидны: улицы уже убирают без прежней тщательности, деньги текут куда-то мимо московской казны... И что самое страшное - звучат выстрелы.