«Мировая закулиса»: поле битвы — Баку, дальше — весь мир

05.10.202317:54

Фамилии самых известных и старейших бизнес-кланов в мире — Ротшильдов и Рокфеллеров — давно стали нарицательными. Конспирологи уже давно нарекли их той самой мировой закулисой, а историки неустанно ищут и «находят», по их утверждениям, «неопровержимые» доказательства их заговоров против всего мира вместе взятого и против каждой страны в отдельности. Их история обрастает легендами вперемешку с реальными фактами, и от этого они становятся только более могущественными и зловещими в глазах обывателя. Вечные соперники и в конечном итоге — союзники. Что привело их в Россию? 

Ротшильды — от медяков к миллиардам

Ротшильды начали зарабатывать на России с конца ХVIII столетия и продолжили в XXI. Но прежде чем начать ворочать миллиардами Ходорковского, Дерипаски, Фридмана и даже некоторых госкомпаний, они собирали российские медяки и пробовали на вкус первую бакинскую нефть.

Основатель династии Ротшильдов, еврей из Франкфурта-на-Майне Майер (тогда еще не Ротшильд, а Майер Амшель Бауэр) был фактическим основателем коммерческой нумизматики как явления. Собирая вышедшие из обращения монеты, он каталогизировал их и, рассылая свои импровизированные рисованные от руки нумизматические каталоги власть имущим, убеждал их в инвестиционной привлекательности своего товара, учитывая его редкость и историческую ценность. Так у него появился первый круг адептов, в число которых однажды попал граф Вильгельм ІХ Гессенский. Майер быстро сделал Вильгельма нумизматом. Будущий Ротшильд продавал главе княжеского дома и российские монеты, разновидностей которых на то время было великое множество, как огромную ценность и редкость. Так, еще ни разу не побывав в России, Ротшильды заработали на ней первый капитал.

Основатель династии Ротшильдов, Майер Амшель Бауэр сумел убедить графа Вильгельма ІХ Гессенского, что старые российские монеты имеют инвестиционную ценность, продал их втридорога и сделал на этом свой первый капитал. Фото: 123rf / Legion-Media

На рубеже ХVIII–XIX веков произошли два знаковых для ставших уже уважаемыми в Европе банкирами Ротшильдов события. Вильгельм после захвата Гессенских земель Наполеоном был вынужден бежать и скитаться, а в России назревала денежная реформа. Доставшийся в наследство от матери, Екатерины II, финансовый кризис, Павел I взялся победить с помощью замены медных рублей на полновесную твердовалютную монету из серебра и золота. При этом поручил казначейству подготовить к выпуску бумажные деньги, которые можно свободно обменивать на серебряные и золотые по курсу один к одному. Ротшильд с сыновьями пришли к выводу, что настало время открыть свое представительство в России, чтобы способствовать реформе.

Реформа императора провалилась, и, поговаривают, не без помощи «консалтинга» Ротшильдов. Вскорости, очень вовремя, в 1816 году, Англия сама принимает золотой стандарт в денежном обращении. Ротшильды к этому периоду уже контролировали бóльшую часть золотых запасов и цену на золото на Лондонской золотой бирже. Теперь принятие любой страной золотого стандарта означало, что ее денежная система попадала под контроль Банка Британии, а значит и Ротшильдов, которые на тот момент уже его контролировали, и она напрямую становилась зависима от лондонских посредников по продаже золотых слитков.

Вскоре Павла I убили, а наследник престола Александр I с заграничными финансистами был приветлив еще до заговора. Бытует стойкое мнение, что табакерка и шарф погубили Павла на британские деньги и точно не без ведома Александра. Об этом свидетельствует и то, что самым строгим наказанием для цареубийц была всего лишь высылка из Петербурга. Своего рода ссылку получили и Ротшильды. Но не в провинцию, а обратно в Европу со вполне конкретной миссией.

По некоторым свидетельствам того времени, создание Ротшильдами первой в истории банковской сети Лондон — Париж — Франкфурт-на-Майне — Вена — Неаполь, которая предполагала, помимо финансовых операций, еще и быстрый обмен информацией между банками, обошлось не без русского финансирования. Если верить такой трактовке истории, то соавтором прообраза системы SWIFT был Александр I. В ситуации политической неопределенности, когда Россия воевала то на стороне Наполеона, то против него, такая межбанковская система именно России была нужнее прочих.

Династия Ротшильдов, зримо и незримо присутствуя в Российской империи до самого создания СССР, постоянно участвовала в интригах. Они не дали довести до конца «серебряную реформу», к которой Россия вернется только в 1839–1843 годах, затем, предположительно, без них не обошлось и убийство Александра II, ну а уже в ХХ веке их обвиняли в перебоях поставок вооружений для российской армии на фронте и хлеба для Петрограда в 1917 году, что способствовало свержению и убийству Николая II. Сразу оговоримся, все эти предания глубокой старины основаны больше на слухах, нежели на фактах, но, во‑первых, дыма, как известно, без огня не бывает, а во‑вторых, это показывает, насколько мощь финансового клана давила на российские умы.

В последние годы стали появляться косвенные свидетельства того, что именно Ротшильды убедили Черчилля открыть второй фронт. Но мотивировали они тогдашнего премьера вовсе не реваншем за военное поражение от Германии, которое Корона потерпела несколько лет назад. Аргументация Ротшильдов была таковой, что союзники должны освободить от нацизма как можно большую часть Германии, чтобы не пустить туда русских. В необходимости не дать Красной армии взять всю Германию со своей стороны Рузвельта и Трумэна в США убеждали и Рокфеллеры.

В современной истории Rothschild & Co — флагман банковской группы Ротшильдов — довольно часто оказывался «в нужное время в нужном месте» при принятии судьбоносных решений о будущем российских активов. Ротшильды помогали Олегу Дерипаске в 2018 году «избавиться» от контрольного пакета в En+, основном акционере UC Rusal, когда российский бизнесмен попал под санкции. А статья в The Daily Mail, в которой говорилось, что Дерипаске удалось продать два завода компании Alcoa благодаря некоей «тайной связи» с Натаниэлем Ротшильдом, послужила поводом для иска к издательскому дому Associated Newspapers, который, что показательно, был отклонен. Еще в 2010 году Олег Дерипаска даже выдвигал Натана в совет директоров «Норникеля» в пику Владимиру Потанину в рамках корпоративной баталии.

Отец Натана, Джейкоб, четвертый барон Ротшильд, был вместе с Михаилом Ходорковским (признан в России иноагентом) одним из директоров организации Open Russia Foundation (признана на территории России нежелательной организацией). А после ареста Ходорковского Джейкоб оказался попечителем его пакета акций в «ЮКОСе». Таким образом сработала «чрезвычайная» схема управления «ЮКОСом», разработанная на случай смерти или недееспособности Ходорковского. В 2007 году Rothschild & Co помогла Роману Абрамовичу купить 25% акций Highland Gold Mining, а Сбербанку в 2012 году за $3,5 млрд — турецкий Denizbank у бельгийской Dexia. Благодаря Ротшильдам индийские инвесторы выкупили за $2 млрд у «Роснефти» 23,9% акций «Ванкорнефти» в 2016 году, и в том же году семья помогла реструктурировать долг «Мечелу». С их помощью Михаил Фридман купил Укрсоцбанк у Unicredit Group, отдав за него миноритарный пакет Альфа-банка.

«Наверное, я вернул Ротшильдов в Россию», — сказал в 2010 году Натан Ротшильд газете «Ведомости», вспомнив и о дореволюционных бакинских активах предков.

Рокфеллеры превратили Баку в один из крупнейших нефтяных центров мира — за счет продвинутой инженерии и внедрения передовых технологий — как, например, первых в мире трубопроводов. Фото: DKP64. / CC BY-SA 4.0 / Wikipedia.org

Ротшильды vs Рокфеллеры

Рокфеллеры в современной России заметны меньше, чем их исторические соперники из клана Ротшильдов, но это с определенной долей иронии может говорить и о том, что у них лучше «маскировка». Влияния своего они не утратили. Но обо всем по порядку.

Рокфеллеров неслучайно называют почетными гражданами Азербайджана. Наряду с Нобелем и Ротшильдами они были родоначальниками новой эпохи, связанной с черным золотом. А эпоха эта вытекала из Баку, входящего тогда еще в Российскую империю.

Ротшильды и Рокфеллеры осваивали российскую нефть диаметрально противоположными способами: метод первых был экстенсивным, вторых — интенсивным. Ротшильды как банкиры привлекали инвестиционные средства, которые умножали при помощи дешевых и экологически грязных технологий, выжимая по-максимуму свою маржу. Рокфеллеры же привозили в Россию современные технологии: относительно чистые буровые и трубопроводы — это их заслуга.

Американская нефтяная компания Standard Oil, созданная Джоном Рокфеллером, начала разрабатывать нефтяные месторождения в Баку в начале 1890‑х годов. Standard Oil не имела большого стартового капитала, но это была команда молодых и талантливых инженеров. И первый большой кредит Джон Рокфеллер получил под залог идей, связанных с добычей, первичной переработкой и транспортировкой нефти. Он был израсходован на разработку нефтяных полей, строительство рефинерий и нефтепроводов в порты Баку. Его компания начала внедрять на Каспии первые в мире трубопроводные системы для перевалки нефти от месторождения к танкеру.

Позже Джон и его компаньоны основали несколько компаний, ведущих разные бизнесы в России, и Russian General Oil Company — для управления всеми своими бизнесами в нашей стране.

Бизнес Рокфеллеров в России процветал и превратил Баку в один из крупнейших нефтяных центров мира.

В конкурентной борьбе за российскую нефть Ротшильды планировали победить Рокфеллеров после свержения монархии в России, коему всемерно способствовали. Третий заметный предприниматель — Нобель — мало интересовал Ротшильдов, поскольку был более ориентирован на переработку нефти, чем на ее добычу, и единственными конкурентами потомков Майера Бауэра были Рокфеллеры. В начале 1917 года казалось, что Ротшильды одержали победу. После падения самодержавия они оказывали влияние на руководителей Временного правительства — сначала Львова, а потом и Керенского.

Но, потерпев поражение в этом политическом сражении, Рокфеллеры пошли другим путем, способствуя приходу к власти в России большевиков. Партнер Джона Рокфеллера Якоб Шифф профинансировал Троцкого с прицелом на социалистическую революцию в России.

После победы большевиков, борьба за Баку, который менял подданство, то уходя из России, то возвращаясь в нее, продолжалась между Ротшильдами и Рокфеллерами еще четыре года. Создание СССР с Закавказской республикой в своем составе означало, что победила молодость — более молодая династия Рокфеллеров.

Рокфеллеры на протяжении всего периода советской истории оказывали финансовую и технологическую помощь Советскому Союзу в обмен на предоставление им исключительных прав в сфере нефтеторговли и, несмотря на клеймение «мирового империализма», по факту являлись дружественными агентами влияния СССР.

В истории новой России имя Дэвида Рокфеллера прежде всего ассоциировалось с Бильдербергским клубом, который впрямую обвиняли в заговорах с целью править миромФото:Dennis Van Tine / Geisler-Fotopres / Global Look Press

Историческое противостояние тем не менее неожиданно переросло в союз, когда в 2012 году две соперничающие династии договорились об объединении части активов: инвестиционный траст 76‑летнего Джейкоба Ротшильда RIT Capital Partners договорился о стратегическом альянсе с Rockefeller Financial Services 96‑летнего Дэвида Рокфеллера.

В современной России Рокфеллеры менее заметны, чем Ротшильды. Дэвиду Рокфеллеру приписывали помимо связей с Михаилом Ходорковским тесное общение с Гусинским, Алекперовым, Березовским. Известно, что его Бильдербергский клуб, созданный, по его словам, для обсуждения животрепещущих глобальных гуманитарных вопросов, посещали Анатолий Чубайс, Алексей Мордашов, Лилия Шевцова, Сергей Гуриев, Григорий Явлинский. Клубу, правда, доставалось от СМИ, которые обвиняли его в заговорах с целью править миром.

Еще известно, что в 2011 году Рокфеллеры приценивались к непрофильным газовым активам «Алросы» через British Empire Special Situations. На самом деле влияние Рокфеллеров на мир и на Россию, в частности, заключается не в скупке реальных активов, а скорее, в манипуляции возможностями бизнесменов и политиков, участвующих в создаваемых ими многочисленных клубах и других дискуссионных площадках и общественных институтах.

Лорд Джейкоб Ротшильд. В современной истории Rothschild & Co — флагман банковской группы Ротшильдов — участвовал в принятии судьбоносных решений о будущем российских активов. Фото: Ray Tang / Zumapress.Com / Global Look Press

Российский след

Трудно с уверенностью сказать, какая из семей — самая богатая в мире. Рейтинги Forbs весьма условны и учитывают лишь активы, «лежащие на поверхности». Влияние в долларах не измерить.

Кстати, и сама династия Форбс неплохо заработала на России. Американский медиамагнат Малкольм Форбс бóльшую часть жизни собирал изделия фирмы Карла Фаберже, к концу жизни его коллекция насчитывала более 300 предметов. После смерти отца наследники Форбса приняли решение продать уникальное собрание с аукциона по частям, но незадолго до торгов всю коллекцию выкупил российский предприниматель Виктор Вексельберг.

Забавно, но если исходить из модных конспирологических теорий, то из современных предпринимателей, взлетевших в бизнесе с российского старта, может оказаться даже Илон Маск. В 2018 году замглавы ЦНИИмаш «Роскосмоса» Александр Медведев в сердцах обвинил его в использовании космических разработок советских ученых, которые когда-то легли под сукно: «Все эти ракетно-динамические, парашютные схемы, по сути, рождались у нас в стране… То, что реализовал Маск, это было много десятков лет назад рассмотрено и предложено нашими российскими учеными, инженерами и конструкторами». Слухи о том, что на рубеже тысячелетий молодой тогда еще предприниматель незаконно купил ракетные технологии в России за бесценок, имеют под собой весомую почву. Так что его космический прорыв может иметь вполне русские корни.