Поле Куликова
Если московские квартиры будут дорожать и дальше, то торговцы столичной недвижимостью вполне смогут составлять списки миллионеров из числа членов собственной корпорации. И одно из призовых мест, безусловно, будет отдано главе компании «Миэль-Недвижимость» Григорию Куликову.
«Чтобы добиться успеха, надо самому излучать успех», – утверждал король риэлтеров из фильма «Красота по-американски». Председатель совета директоров «Миэль-Недвижимость» Григорий Куликов при первом знакомстве не производит впечатления человека, следующего заветам своего вымышленного заокеанского коллеги.
Непритязательный кабинет руководителя, увешанный компакт-дисками российских бардов, плохо увязывается с представлениями о «Миэле», как об одной из самых агрессивных столичных риэлтерских фирм. Кое-кто из конкурентов, комментируя излишний, казалось бы, аскетизм Куликова, не прочь порассуждать о прижимистости главного «миэлевца». Сослуживцы, в свою очередь, напоминают о любви Куликова к шахматам и преферансу. А ведь в этих играх внешние эффекты сведены к минимуму, и оценить накал борьбы по силам только посвященному. От игрока требуется только спокойствие и умение грамотно распоряжаться имеющимися у него фигурами или картами. А этой наукой Куликов, судя по всему, овладел в совершенстве. По крайней мере, именно удачными кадровыми приобретениями «Миэля» риэлтеры объясняют тот факт, что компания уже 14 лет сохраняет лидерство на столь переменчивом, непрозрачном и зависимом от прихотей городских властей столичном рынке недвижимости.
Здравствуй, сестра!
Как и многие видные представители отечественного бизнес-сообщества, выпускник Московского института электронного машиностроения Григорий Куликов в 1998 году осваивал азы предпринимательства в Центре научно-технического творчества молодежи. Творческие интересы 26-летнего инженера-электронщика охватывали самые разные сферы, начиная от телекоммуникаций (Куликов возглавлял российское представительство американской компании, предоставлявшей услуги международной телефонной связи) и заканчивая разработкой и обслуживанием систем управления.
Однако самую плодотворную бизнес-идею Куликову подсказала его младшая сестра, которая в то время пробовала свои силы как агент по аренде жилья. Она и предложила Григорию заняться риэлтерским бизнесом. «Я по натуре «человек процедуры», – объясняет свое решение Куликов. – Мне важна не только цель, но и путь к ее достижению. Мне показалось, что аренда может помочь понять алгоритм сделок с недвижимостью».
Для того чтобы разобраться в риэлтерском алгоритме, Григорию Куликову потребовалось всего полгода. В 1991-м был открыт первый офис «Миэля» в Останкине на Ботанической улице.
О 1990-х годах Куликов вспоминает одновременно с благоговением и ужасом. Слово «риэлтер» в то время еще мало кому было известно, да и рынка недвижимости в современном понимании не существовало. По образному замечанию одного из ветеранов, «это был бардак на Клондайке». Не зря среди столичных риэлтеров бытует мнение, что фирме «Миэль», как и немногим другим первопроходцам вроде компаний «Инком-недвижимость», МЦБН, «Вавилон» и т.п., просто повезло. У них была возможность задавать правила игры.
Всякому ноу-хау свой срок
Первопроходцу из «Миэля» простили даже такую дерзость, как предложение обмениваться информацией с другими столичными риэлтерами. Ведь большинство из них торговали квартирными базами данных.
Сам Куликов утверждает, что тогда у него не было задачи кого-то переиграть, просто «Миэль» стремился обслужить большее количество клиентов за счет увеличения объема предложения. Более того, по мнению руководителя «Миэля», обмен базами данных был выгоден всем. Не случайно в 1995 году, спустя полтора года после появления столь смелой «миэлевской» оферты, в системе информационного обмена участвовали более 15 компаний. Правда, никому не удалось добиться результатов, сопоставимых с «миэлевскими». Компания Куликова ровно половину сделок по продаже квартир осуществила фактически на основании «чужих» данных.
Достигнув желаемого, компания «Миэль» отказалась от информационного обмена. Сейчас ее база данных эксклюзивна. «В Москве всего четыре миллиона квартир, база – это ценный интеллектуальный капитал», – говорит Григорий Куликов.
Более того, по иронии судьбы именно Куликов, посягнувший на базы данных других риэлтеров, оказался первым, кто заговорил об исключительном праве агентства представлять интересы продавцов или меньщиков квартир при совершении сделки. А благодаря тому, что решением своего квартирного вопроса в те годы озаботились многие, компания «Миэль» получила возможность проводить сделки, представляя интересы и продавца, и покупателя.
Но и на этом инновации компании не ограничились. В 1994 году «Миэль» совместно с еще двумя риэлтерскими фирмами – «Ле-Ру» и «Нора» открыла школу обучения сотрудников для собственных нужд. На сей раз конкурентам предлагалось делиться не только ценными данными, но и управленческими навыками. Другое дело, что впоследствии «Ле-Ру» и «Нора» объединилась с «Миэлем», а построенная тогда система подготовки кадров в отличие от информационного обмена существует и сейчас.
В значительной степени экспериментаторство Куликова стимулировалось частыми поездками за рубеж. Побывав на стажировке в Канаде и Германии, участвуя в работе Национальной ассоциации риэлтеров США, глава «Миэля» пришел к выводу, что суть соответствующих услуг за рубежом совершенно иная. «Там риэлтеры – это посредники, и почти 100% сделок проходят с кредитами и через ипотеку, – отмечает Куликов. – Суть сделки состоит в консультировании по ипотечным программам. Юридическое сопровождение обеспечивают адвокаты, а гарантии – страховые компании. В России была совершенно иная ситуация».
Поэтому Куликов попытался уйти от чистого посредничества к организации полного цикла сделки. Правда, в первую очередь компания «Миэль» сосредоточилась на юридическом обеспечении. Куликов сам окончил курсы по «юридическим основам операций с недвижимостью» в МГЮА. А кроме того, привлек на работу в компанию более 150 специалистов в области права. Каждый агент теперь может в любой момент проконсультироваться с юристом и привлечь его к переговорам. К тому же с 2002 года все «миэлевские» клиенты, приобретающие жилье на вторичном рынке, получают гарантийное обязательство, согласно которому компания несет полную финансовую ответственность за каждую проведенную сделку в размере стоимости объекта.
С ипотекой дело обстоит сложнее. Первые сделки такого рода компания «Миэль» начала осуществлять лишь в 1999 году. А собственным ипотечным управлением обзавелась лишь в 2003-м.
Несмотря на свой имидж реформатора, Куликов все же не спешил менять основополагающие правила игры, принятые в столичном риэлтерском сообществе. В условиях, когда большинство сделок оплачивалось наличными, бессмысленно было настаивать на использовании банковских кредитов, которые проводятся официально со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями для владельцев квартир и посредников.
Несчастье помогло
Впрочем, даже и без применения ипотечных схем «Миэлю» не удалось избежать неприятных моментов в общении с фискальными органами.
В апреле 1998 года налоговая полиция изъяла из «миэлевского» депозитария почти все клиентские деньги. Было приостановлено действие лицензии компании, изъята техника, информация о сотрудниках и клиентах. Формальным поводом для столь жестких санкций послужило расследование взаимоотношений «Миэля» и «Масс Медиа банка», чьи офисы располагались в одном здании. Правда, некоторые свидетели тех событий утверждают, что визит налоговиков инициировали завистливые конкуренты.
В результате деятельность «Миэля» была парализована почти на протяжении года. Большое количество сделок зависло в процессе регистрации. Григорий Куликов с неохотой вспоминает тот период. Хотя, по его словам, именно тогда компания стала настоящей командой. «Это был момент, когда крысы должны были бежать с корабля, но этого не случилось, потому что крыс не оказалось», – подчеркивает Куликов.
Друзья Куликова вспоминают, как он ночами сидел с клиентами и, в частности, давал им свои личные гарантии. «Я с самого начала был уверен в своей правоте», – заявляет он.
В самый разгар скандала, в июле 1998-го, к Куликову пришел Дмитрий Лебедев, директор риэлтерского агентства «Ле-Ру», и предложил работать вместе. Тогда же произошло слияние «Миэля» с фирмами «Тандем С» и «Нора». Для московского рынка это было из ряда вон выходящее событие. Из-за проблем с налоговыми органами казалось, что компания на грани развала, и вдруг в нее приходят новые люди. Более того, в риэлтерском бизнесе никому еще не удавалось построить чего-либо путного за счет объединения с другой компанией. Обычно в таких случаях происходило поглощение или раскол на более мелкие фирмы. Однако Лебедев и Куликов сумели разделить полномочия без ущерба для собственных амбиций. Бывший директор «Ле-Ру» курирует финансы, а Куликов – стратегию и маркетинг. «В результате мы оба выиграли, хотя в 1998-м это было совершенно неочевидно», – вспоминает Куликов.
Пассивный headhunting
Куликов немного лукавит. Альянс с «Ле-Ру» – далеко не первый опыт «Миэля» по интеграции с другой риэлтерской командой. Один из близких друзей Григория рассказывает, что самого владельца «Миэля» довольно трудно назвать генератором идей. Зато он умеет собрать нужных людей и поручить им работу на стратегически важных для фирмы направлениях.
В мае 1996 года, когда в «Миэль» из Московской ассоциации риэлтеров пришел Владимир Ганчин, в компании появился отдел новостроек. Ранее Ганчин трудился в правительстве Москвы. И его связи оказались весьма кстати для компании, решившей торговать недвижимостью на первичном рынке жилья.
Затем директором «миэлевского» управления новостроек стала Наталья Тихоновская, до перехода к Куликову занимавшая должность заместителя гендиректора компании МИАН. «Сейчас «Миэль» входит в тройку риэлтерских компаний, которые занимаются инвестиционной деятельностью и реализацией новостроек по поручению», – не без гордости отмечает Григорий Куликов.
В феврале 1997 года в «Миэле» открылся отдел загородной недвижимости. В то время одним из лидеров на этом рынке была компания «Агро», в которой работали давние знакомые Куликова Владимир Яхонтов и Савелий Орбант. Именно эти два риэлтера и возглавили соответствующий «миэлевский» департамент. «На тот момент они были лучшими специалистами по загородной недвижимости, обладали хорошими контактами и большим опытом», – объясняет свое решение Куликов.Теперь в «Миэле» этим сегментом рынка занимаются в общей сложности более 300 человек.
После успешного объединения «Миэля» с «Ле-Ру» дружбы с Куликовым искали многие агентства, оказавшиеся после кризиса на грани банкротства. Потенциальных «миэлевских» партнеров не смущала даже продолжавшаяся тяжба главы компании с налоговиками (забегая вперед, скажем, что впоследствии ему удалось выиграть все суды).
Теперь фирма «Миэль» начинала осваивать не только новые направления. На базе купленных агентств открывались новые отделения. Например, Дмитровское и Измайловское, которые были созданы в результате присоединения к «Миэлю» компании «Тандем С» и «Юридическая помощь». В свою очередь, руководитель «Юридической помощи» Аркадий Амелин возглавил юротдел «Миэля». А управлением вторичного рынка руководит бывший глава фирмы «Нора» Роман Мурадян.
На сегодняшний день в «Миэле» работают более десяти бывших директоров и владельцев агентств недвижимости. Со временем «слияний» и «поглощений» в жизни «Миэля» стало гораздо меньше. Но это не помешало Куликову сохранить имидж едва ли не самого серьезного и перспективного работодателя. Директором финансово-экономического департамента компании сталодин из основателей фирмы «Квадратный метр риэлти»» Алексей Макаров. Должность директора центра ипотечных программ заняла Елена Попова, пришедшая из агентства «Держава». А созданный в 2003 году аналитический центр «Миэля» возглавил главный аналитик Российской гильдии риэлтеров Геннадий Стерник.
Куликов не скрывает, что все топ-позиции «Миэля» были открыты под конкретных менеджеров: «Активным хэдхантингом лично я никогда не занимался. Скорее пассивным. Все дело в моих хороших контактах в риэлтерской среде и профессиональной тусовке».
С помощью своей «тусовки» Григорий Куликов за 14 лет существования «Миэля» превратил его в инвестиционно-риэлтерский холдинг, занимающийся не только проведением сделок по купле-продаже квартир, но также девелоперскими проектами и строительством. В багаже компании работа практически со всеми крупными московскими застройщиками. Франшизы «Миэля» открыты в Тюмени, Омске и Барнауле.
Сейчас Григория Куликова привлекает коммерческая недвижимость. Он уверенно говорит, что и на этом направлении «Миэль» займет лидирующие позиции. «Расскажу, как нам это удалось, когда все получится», – такова его излюбленная фраза.
Но можно сказать с уверенностью, что для реализации задуманного Куликов обязательно привлечет кого-нибудь из поднаторевших на подобных проектах специалистов.
Еще по теме



