Полетели

31.10.201100:00


Sukhoi SuperJet 100 (SSJ) - первая после распада СССР новая разработка российских авиастроителей. Решение о разработке этого пассажирского самолета было принято еще в 2000 г., для этого в состав холдинга "Сухой" включили закрытое акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого". В начале 2007 г. прогнозировалось, что к 2010 г. будет продано 950 таких судов, из них 150 - в России. Но еще в феврале 2010 г. портфель заказов на SSJ составлял всего 20 единиц. Первый полет SSJ, планировавшийся на конец октября 2007 г., состоялся в мае 2008 г. По этой же причине, а также из-за проблем с поставками двигателей производство первой коммерческой партии было перенесено с ноября 2008 г. сначала на конец 2009-го, а потом и на конец 2010-го. Сертификация SSJ ожидалась к середине 2010 г., но тоже затянулась: первый борт был передан заказчику - авиакомпании "Армавиа" лишь в 2011 г. Также в этом году первые рейсы на новом самолете начал выполнять "Аэрофлот", заказавший 30 таких лайнеров.

В августе, во время проведения авиасалона МАКС-2011, компания заключила договоры на поставку 103 SSJ - как "твердые" контракты, так и соглашения о намерениях на общую сумму почти $3,5 млрд. "Твердые" контракты были заключены с индонезийской Sky Aviation на поставку 12 SuperJet 100 общей стоимостью $380,4 млн и с "Газпромавиа" на поставку 10 SuperJet 100 общей стоимостью $323 млн. К сентябрю 2011 г. ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" уже имело "твердые" контракты на поставку 168 лайнеров Sukhoi SuperJet 100.

Подобный проект был замечен и европейскими авиакомпаниями. Швейцарская Comlux, специализирующаяся на международных перевозках бизнес-класса, в начале октября купила два авиалайнера и заключила опционный контракт на поставку еще двух Sukhoi Business Jet (SBJ), сумма контракта вместе с опционом составила $200 млн, а первые два борта будут поставлены заказчику в 2014 г.

На воздушные суда "Гражданских самолетов Сухого" возлагаются большие надежды. Их планируется продвигать на рынках развитых и развивающихся стран: в Индии, Китае, странах Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокенского региона, где рынок региональных перевозок растет очень быстро. По мнению экспертов, Sukhoi SuperJet может конкурировать на мировом рынке региональных лайнеров благодаря низкой стоимости эксплуатации (на 10-12% меньше, чем у непосредственных конкурентов - самолетов Bombardier и Embraer), более безопасной системе управления и повышенному комфорту для пассажиров. Конечно, существуют и препятствия на пути продвижения SSJ в России: в стране мало пригодных для его приема взлетно-посадочных полос (из 328 всего 56). Однако, учитывая интерес со стороны иностранных покупателей, уже сейчас можно говорить, что Sukhoi SuperJet 100 скоро будет летать по всему миру.