Политическая кухня

18.04.200000:00

ВСТРЕЧА министра печати и московского мэра в ресторане "Пушкинъ" вызвала массу гастрономических и политических вопросов. Можно ли считать совместный обед официальным мероприятием? Проходил ли он в теплой, дружественной обстановке? И, в конце концов, кто оплачивал счет?

"Пушкинъ" как место обсуждения судьбы телеканала ТВЦ предложил Лесин. Руководитель Министерства печати, как и некоторые его подчиненные, иногда наведывается в это заведение. "Пушкинъ" вообще любят представители истеблишмента. Завтракать сюда, говорят, заезжает сам Борис Абрамович.

Конечно, крепкому, упитанному московскому градоначальнику сидящий на диете после гепатита Березовский не указ. Поэтому Лужков пытался уговорить Лесина приехать на свой мэрский ковер. Но министр принципиально отказался. Пришлось мэру садиться в "Мерседес" и отправляться в полукилометровый вояж до Тверского бульвара, где расположен ресторан.

Приняв приглашение, столичный голова оказался перед лицом щекотливой проблемы. Кто, собственно, заплатит за трапезу двух чиновников в ресторане? "Пушкинъ" - дорогое заведение, обед в котором стоит в среднем $100 - 150 на человека, не считая вин. Если вы думаете, что расстаться с такой суммой Юрий Михалычу легко - значит, подозреваете его в чем-то нехорошем. Ведь официальная зарплата мэра не достигает и $400. Мы же людям верим, поэтому предполагаем, что целую сотню долларов Лужков оставляет в заведениях общепита нечасто.

У Лесина насчет ресторана есть алиби - до перехода в чиновники он работал в бизнесе. Может позволить себе хорошо покушать за счет прежних сбережений. Но столичный-то мэр на госслужбе, кажется, всю жизнь.

Он не мог допустить, чтобы Михаил Лесин заплатил за двоих. Тема разговора - сохранение лицензии ТВЦ - была небесконфликтная (подробности в рубрике "Телевидение"), и Лужков выступал в некотором смысле в роли просителя. Опытный Юрий Михалыч прекрасно понимает: кто девушку кормит - тот ее и лицензирует. Поэтому версия "Лесин расплатился за мэра" отпадает.

Теоретически Лужков мог попросить денег на культпоход у супруги - предпринимателя Елены Батуриной. Но это было бы не слишком хорошо (корректно?) для мэра. Недоброжелатели и так упрекают его в якобы излишних симпатиях к бизнесу жены. Решение муниципальных проблем за ее средства выглядело бы подозрительно.

Конечно, градоначальника могли накормить в "Пушкине" за счет заведения. И это не лучший вариант. Цена обеда в ресторане явно превышает лимит стоимости подарков, которые имеют право получать чиновники. И потом, даже если с Лужкова денег не взяли бы, он должен был их предложить, а значит, все равно был несвободен от финансовых терзаний.

Если Юрий Михайлович не пожалел своих денег ради благополучия телеканала ТВЦ - снова выходит конфуз. Вы можете называть третий канал "лужковским", но юридически мэр Москвы лично с этой структурой никак не связан. Его готовность тратить собственные средства в такой ситуации дала бы повод врагам мэра сказать, что он путает личный карман с муниципальным.

Последняя версия - Лужков не ел во время встречи - сама по себе выглядит неправдоподобно. Как-то трудно представить, что два серьезных человека пришли в ресторан и провели там два с лишним часа, чтобы не есть. Да и не похожи Лесин с Лужковым на приверженцев лечебного голодания.

Зато ресторану "Пушкинъ" от широко освещенной встречи чиновников - сплошной профит. Заведение получило бесплатную рекламу, причем адресованную непосредственно целевой аудитории.

Если бы встречи чиновников в "Пушкине" не было - менеджерам ресторана нужно было бы ее организовать. Даром, что слоган "Надо чаще встречаться" уже застолбили пивовары.

Правда, предоставив столик двум высокопоставленным чиновникам для переговоров на сложную тему, заведение рискнуло репутацией. Вдруг лицензию у ТВЦ в мае все-таки отнимут? Тогда "Пушкинъ" получит славу ресторана, деловые встречи в котором не приводят к положительному результату.

Конечно, ко времени, когда Минпечати будет принимать решение по ТВЦ, о месте апрельской встречи Лесина и Лужкова публика может подзабыть. Но вспыльчивый Юрий Михалыч может журналистам о нем напомнить. Спросят у него на пресс-конференции: "Кто виноват в неприятностях московского телеканала?" - а он возьмет да ответит: "Пушкинъ!"