Политическая осень-99: чеченский вопрос
Вот уже несколько недель PR-кампания премьер-министра Владимира Путина лидирует в нашем рейтинге. Лишь в самом начале октября она уступила первенство кампании в поддержку действий в Чечне, также во многом связанной с именем Путина. PR-кампания по поддержке действий правительства в Чечне продолжает получать высокие оценки и от профессионалов, и от народных экспертов. Причем последние проявляют гораздо больший интерес к ситуации в Чечне: для них это тема номер один, народ следит за событиями и опасается худшего варианта развития конфликта.
Умелое использование настроений россиян по отношению к чеченской проблеме предопределило успех PR-кампании Путина. Общество давно нуждается в лидере с устойчивым образом сильного и жесткого политика, способного принимать решения и претворять их в жизнь, и премьеру удалось приблизиться к востребованному обществом "идеальному" образу. Но на одной войне "далеко не уедешь". Путин за время своего премьерства продемонстрировал не только жесткость в военных вопросах, но и умение "общаться с народом", и достаточную гибкость. Премьер может сменить строгий галстук на водолазку, а в агитационных целях способен на неординарные поступки. Например, некоторые эксперты предложили считать PR-находкой недели выход Путина в море на "Варяге" (напомним, что несколькими днями раньше он совершил на штурмовике демонстративный полет над Чечней). Умение импровизировать, отходить от жесткого протокольного графика - это те качества, которые всегда выделяют политика на общем фоне. Путин не первый и не последний, кто пытается использовать подобные PR-возможности. О том, как это получается у премьера, и свидетельствует наш рейтинг. Пока у Путина все хорошо. На оценку его кампании экспертами-профессионалами не повлиял даже появившийся слух о возможной отставке премьера. Отчасти его дезавуировала встреча Путина с президентом Ельциным.
А вот "народные эксперты" за прошедшую неделю несколько охладели к Путину. Основная причина тому - объяснения премьера перед Западом за военные действия в Чечне, которые воспринимаются радикально настроенной частью россиян как слабость: "Что это на нас Америка наезжает? Им в чужой Югославии можно, а нам в своей Чечне нельзя?" Кроме того, на некоторых оказала определенное воздействие кампания против военных действий в Чечне, основным аргументом которой является перспектива затяжной и кровавой войны и ее террористических отголосков по всей России. Участники опроса опасаются как затягивания конфликта, так и "решительных действий, в которых часто бывают перехлесты".
Эксперты в области PR- и политических технологий очень высоко оценили активную, хотя и несколько скандальную PR-кампанию президента Белоруссии Александра Лукашенко во время его визита в Москву. Лукашенко по-прежнему считают одним из претендентов на президентский пост в случае объединения России и Белоруссии. Его беспрецедентная кампания в Государственной Думе РФ, широко освещавшаяся всеми российскими СМИ, направлена на поиск широкой поддержки как среди части политической элиты России, так и среди широких слоев населения. Думское выступление Лукашенко, безусловно, "прозвучало". Но более низкая оценка этого "спича" "народными экспертами" поставила под сомнения результат кампании Лукашенко в целом. Вне зависимости от того, сторонниками или противниками объединения РФ и Белоруссии являлись опрошенные "народные эксперты", выступление Лукашенко в Думе вызвало у них настороженность. Общее настроение участвовавших в опросе "народных экспертов" можно выразить словами одного из них: "Мы, конечно, за союз с Белоруссией, но без такого батьки".
На фоне кампании харизматического Лукашенко несколько померкли президентские кампании других российских кандидатов. Тем не менее вторую неделю подряд достойную конкуренцию кампании лидирующего Путина составляет PR-кампания экс-премьера Евгения Примакова. Заметим, что, согласно экспертной оценке, PR Примакова оригинальнее и эффективнее, чем PR его коллеги по блоку - мэра Москвы Юрия Лужкова. Постоянные вояжи экс-премьера, его здоровый вид, жесткие заявления, умелые контрпропагандистские шаги нейтрализуют поток обвинений и компромата, вбрасываемый в адрес Примакова его политическими соперниками. Хотя опрос "народных экспертов" показал, что критика Примакова в СМИ понемногу делает свое дело. Заметим, что антипримаковскую PR-кампанию высоко оценили и профессиональные эксперты. Экс-премьер стал основным объектом кампании против ОВР, только методы борьбы были выбраны более изощренные. Рефрен "В 70 лет уже все поздно", прошедший по многим СМИ, получил большинство голосов экспертов-профессионалов в номинации "Черный PR". Посмотрев программы ОРТ и РТР, посвященные юбилею Примакова, "народные эксперты" отметили, что его биография "туманна и изобилует белыми пятнами". На этой основе был сделан вывод, что Евгению Максимовичу "есть что скрывать". Конечно, любые сомнения подобного рода тут же отражаются на рейтинге Примакова как потенциального президента.
Самой сильной предвыборной кампанией в последнюю неделю октября, по оценкам наших экспертов, стала кампания блока "Отечество - Вся Россия". Лишь она из всех PR-кампаний блоков и партий попала в первую десятку и даже заняла четвертое место в общем рейтинге. Это результат заметной активизации агитационной кампании блока, а также профессионализма публичных предвыборных ходов и PR-мероприятий. По мнению обозревателя газеты "Время МН" Ирины Ясиной, PR-кампании большинства предвыборных блоков очень вялые и безыдейные, они мало отличаются друг от друга идеологически и имеют почти идентичные экономические программы. А раз нет новых идей, нет ярких отличий, то нечего предъявить и на суд избирателя. С этой точки зрения в конце октября ОВР удалось достичь неплохого результата. Кампании ОВР были по заслугам оценены и в наших дополнительных номинациях: открытое письмо лидеров ОВР Борису Ельцину - в качестве "Находки недели", а "Слухи от Никонова" - в качестве одной из наиболее успешных контрпропагандистских акций. Только не всегда с этим мнением согласны те, кому вся эта деятельность адресована: наши "народные эксперты" вновь недооценили изыски агитационно-пропагандистских шагов ОВР. Отчасти причиной тому может быть другая кампания - против ОВР и ее лидеров. Профессионалы достаточно высоко оценили ответы Кремля на инициативы блока, назвав их лучшей контрпропагандистской кампанией недели.
"Новинкой недели" можно считать кампанию председателя Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова. На этой неделе кампания Вешнякова - один из лидеров рейтинга и претендент на лучшую "Находку недели". Но стоит отметить, что активная публичная деятельность Вешнякова и рост его известности происходили одновременно с ростом скандальности предвыборной кампании в целом. Как замечают наши эксперты-политологи, за последнюю неделю заметно усилились сомнения в объективности Центральной избирательной комиссии: "Она стала уж очень избирательной в оценке субъектов выборного процесса". К тому же нынешний закон о выборах создает Центризбиркому массу возможностей для произвола. По мнению Зои Ларькиной, генерального директора информационного агентства AK&M, кампанию Вешнякова можно причислить к главным скандалам недели. Участие Вешнякова в программе Доренко, его публичные заявления повышают степень узнаваемости Вешнякова, но авторитетности председателю ЦИК отнюдь не прибавляют. В целом можно прогнозировать, что дальнейшая "PR-активность" председателя ЦИК в ближайшее время рискует перерасти в повышенную "скандальность", и тогда его кампанию, безусловно, заметят и высоко оценят "народные эксперты".
Много шума вызвала кампания Александра Коржакова. Уже не первый раз экс-соратник президента пытается раздуть собственную кампанию, используя сплетни и компромат. Некоторое внимание к своей персоне Коржакову удалось вызвать благодаря последней пресс-конференции, на которой он выступил с новыми обвинениями в адрес Бориса Березовского. Откровения от Коржакова большинство экспертов назвали скандалом недели. Опрошенные "народные эксперты" в большинстве своем также обратили внимание на заявления Коржакова и дали им схожую оценку. Несмотря на отсутствие у "народных экспертов" всяких симпатий к Березовскому, Коржаков, видимо, не смог их убедить. "Такое количество обвинений в адрес одного человека неправдоподобно и попахивает какой-то истерикой". Но скандалы традиционно привлекают к себе повышенное внимание. Будем ждать новых.
PR-мероприятия | Баллы | |
1 | Кампания Владимира Путина Поездка на Дальний Восток, выход в море на “Варяге” Заявление: “Президент не собирается отправлять меня в отставку” Визит в Ереван Интервью на ОРТ | 4 |
2 | Кампания Александра Лукашенко Выступление в Государственной Думе Выступление в эфире “Итогов” | 3,8 |
3 |
Правительственная кампания по освещению войны в Чечне Вознаграждение за выдачу Шамиля Басаева Освещение в СМИ хода военных действий | 3,7 |
4 | Агитационная кампания блока “Отечество – Вся Россия” Открытое письмо лидеров ОВР президенту Ельцину Слухи от Никонова: пакт Кремля, КПРФ и «Яблока», гарантии победы СПС Заявление Ястржембского о политической цензуре Кремля | 3,5 |
5 |
Кампания Александра Вешнякова и ЦИК Предложение российским телеканалам подписать хартию о моральных обязательствах Признание передачи Доренко “противоправной агитацией” Интервью и публикации в СМИ | 3,4 |
6 | Кампания ЕвгенияПримакова Турне: Германия, Литва, Калининградская область Заседание Совета по внешней и оборонной политике Комментарии к письму президенту Ельцину | 3,3 |
7 | Кампания против Евгения Примакова “В 70 лет уже все поздно”: программы на ОРТ, публикации в прессе | 3,1 |
8 | Кампания Александра Коржакова Пресс-конференция с разоблачениями “заказов” Березовского | 3 |
9 | PR-кампания против ЮрияЛужкова и блока “Отечество – Вся Россия” Комментарий Шабдурасулова к открытому письму руководителей ОВР Пояснение Якушкина о пропагандистском характере письма лидеров ОВР Опровержение Логинова о “пакте Кремля и КПРФ” против ОВР | 2,9 |
10 | Контрпропагандистская кампания Бориса Ельцина и “семьи” Освещение в СМИ встречи с Путиным, PR “активной” работы президента Генпрокуратура опротестовала решение Мосгорсуда о незаконности продления сроков следствия по “делу Скуратова” Интервью А. Лебедева о “деле Скуратова” в НГ | 2,8 |
11 | Кампания ЮрияЛужкова Участие Лужкова во II Всероссийском съезде малого предпринимательства Препятствия в сборе подписей за Кириенко PR в СМИ | 2,6 |
12 |
Кампания “Союза правых сил” и Сергея Кириенко Сбор подписей за Кириенко Брифинг Марата Гельмана о препятствиях со стороны мэрии Москвы Наружная реклама | 2,6 |
13 | Кампания Сергея Шойгу Предложение о лишении депутатских полномочий и гражданства РФ Поездка во Владивосток Интервью и выступления в СМИ | 2,6 |
14 |
Кампания против “семьи” и Бориса Ельцина Иск Скуратова в суд против Доренко Публикации против Березовского в МК, другой прессе | 2,5 |
15 | Кампания “Яблока” Проект закона “Об общих принципах оплаты труда депутатов и других должностных лиц” Степашин: обвинение президента Калмыкии в препятствовании предвыборной поездке Выступления и интервью лидеров “Яблока” в СМИ | 2,5 |
Номинация | Акция |
Находка | Кампания ОВР: открытое письмо лидеров блока Борису Ельцину, "слухи от Никонова" Правительственная кампания по освещению войны в Чечне: вознаграждение за голову Шамиля Басаева |
"Контрпропаганда" | Кампания против Юрия Лужкова и ОВР |
Слух | Слух об отставке Владимира Путина |
Черный PR | Кампания против Евгения Примакова: "В 70 лет уже все поздно" |
Скандал | Разоблачения Александра Коржакова |