Политическое банкротство
Вступление в силу нового законодательства о банкротстве откладывается на неопределенный срок. Новый вариант закона, разработанный правительством и одобренный Федеральным Собранием, получил от президента «неуд» и был отправлен на доработку. Экономические последствия этого законодательного конфуза очевидны – еще какое-то время (возможно, весьма продолжительное) стране придется жить по старому, «бандитскому» Закону о банкротствах, спровоцировавшему криминальный передел собственности в масштабе целых отраслей экономики.
Напомним, что за последние десять лет это уже третий российский закон о банкротстве. Первый, принятый в 1992 году, в большей мере защищал интересы должников, а не кредиторов. Второй вариант Закона о банкротстве, принятый в 1998 году, напротив, получился «прокредиторским», позволяя признавать предприятие несостоятельным по чисто формальным признакам. В результате банкротство превратилось в России из экстренной меры в сверхдоходный бизнес. Так, например, компания «Пурнефтегаз» c годовым оборотом в $756 млн в результате процедуры банкротства была продана за $10 млн.
В последнее время ситуация ухудшилось настолько, что принятие нового Закона о банкротстве было внесено в перечень приоритетных задач правительства и даже упомянуто в качестве первоочередной меры в президентском послании. Однако это не помешало президенту наложить вето на новый вариант закона, вышедшего из стен Белого дома. Владимир Путин впервые с момента своего избрания президентом использовал свое право заблокировать уже принятый депутатами закон. Таким образом, президент в преддверии выборов ставит крест на затянувшейся до неприличия «братской любви» трех ветвей власти. О том, что президентское вето имеет в первую очередь политический характер, свидетельствует содержание президентских поправок к законопроекту. Ни одна из них не затрагивает ключевых принципов законопроекта – например, условия возбуждения дела или признаки банкротства. Не имеет конкретного адресата и главная претензия президента, по мнению которого новый закон делает чиновников главными игроками на рынке и предоставляет им возможность банкротить любую компанию.
Главный минус нового варианта закона с точки зрения президента состоит в том, что его положения входят в противоречие с Гражданским кодексом. В новом Законе о банкротстве предусмотрены три очереди кредиторов, в то время как в Гражданском кодексе их пять. В результате после вступления закона в силу большинство рассматриваемых в судах дел о банкротстве могут оказаться неразрешимыми. Кроме того, Владимир Путин предлагает ввести процедуру досрочного прекращения банкротства. Если депутаты Госдумы согласятся с этим предложением, то должник и третье лицо получат право, погасив долги, прекратить процедуру банкротства на любом этапе. В письме президента Думе предлагается также ужесточить требования к кандидатурам арбитражных управляющих, исключив из их состава лиц, имеющих судимость за любые тяжкие преступления и преступления средней тяжести, и не допускать кредиторов и аффилированных с ними лиц к участию в торгах по обанкротившимся предприятиям. Еще одна поправка Путина касается финансовых гарантий со стороны арбитражных управляющих – в соответствии с ней минимальная страховая сумма, которую они должны предоставить в обеспечение ответственности за результаты своей работы, не может составлять менее 3 млн руб. в год.