Top.Mail.Ru
архив

Политическое художество

Хочется опять поговорить об искусстве. О том самом, которое вдохновляет и дает положительные примеры всем, кто не может самостоятельно выбрать правильное направление профессиональной деятельности, а также личного самосовершенствования. Тем более что повод к этому подоспел – и очень даже удачно. Вот, говорят, в район Красной площади к заседанию Госсовета по поводу реформы местного самоуправления завезли одноименную картину Ильи Ефимовича Репина. Получилось и символично и полезно. С одной стороны, сразу всплывают в памяти обрывки знаний: о Государственном совете, который был созван еще при Александре I, а также о земской реформе девятнадцатого века. Была она проведена, правда, до зафиксированного художником Репиным почтенного собрания. Но все это одна родственная линия, поскольку земства создавались при Александре II, а  картина писалась при его внуке. Так что идея «вноса картины» накануне заседания по реформе самоуправления вполне мотивирована. Есть теперь, как говорится, с кого брать пример. В том смысле, что радеть за благо Родины следует с таким же достоинством и ответственностью, с какой это делают персонажи  художественного произведения знатного русского художника. И заодно не следует забывать, что царь-батюшка все это радение при необходимости скорректирует в правильном направлении. Но речь вообще-то не о реформе, а, как сказано выше, об искусстве.

Здесь вообще можно говорить о применении нового способа повышения эффективности управления государством и экономикой с помощью лучших образцов искусства и культуры. Обсуждает, например, кремлевская администрация, кого и как выбирать (или, наоборот, не выбирать) в губернаторы или Государственную Думу – аккурат к совещанию подтягивается картина «Тайная вечеря». И не в том, заметьте, нехорошем конспирологическом (читать: масонском) смысле. А совсем даже наоборот – в смысле реальных масштабов социальных и политических последствий. Особенно, если в конце концов все действительно закончится светлой Пасхой Христовой, а не праздником очередного октябрьского переворота, как бы он потом ни назывался. Вдохновляет? Конечно! И не только вдохновляет, но и направляет.

Или, к примеру, заслушивает правительство отчет о подготовке к зиме, – а в зале уже любимое произведение советских детей «Опять двойка». Что опять же не только полезно, но и удобно: ежели, скажем, уже самому правительству надо отчитаться о ходе экономической реформы, – и думать не надо, берем эту же картину и перевозим, когда в Кремль, когда в Думу. В ОВИРе, возможно,  будет уместно произведение «Переход Суворова через Альпы». А если есть желание подарить простому народу мечту – собираете олигархов, слухи о равноудаленности которых, Слава Богу, благополучно развеялись – допустим, за круглым столом. И на центральное место в золотом багете выставляете  «Меншиков в Березове», а копию отправляете в Лондон. Да что и говорить – богатая идея, которая к тому же позволяет подключать к эффективному процессу и новые очаги культуры и искусства. Вслед за живописью просто напрашивается скульптура. Заседает московский совет по архитектуре – а помещение украшает бельгийский писающий мальчик. Популярная динамичная и экспрессивная  группа (скульптурная, а не музыкальная) «Лаокоон и сыновья» пригодится для всех судебных слушаний, связанных с захватом собственности через банкротство. Опять же классическая музыка. Идет формальное обсуждение законопроекта на плановом заседании в Думе – Моцарт, лучше всего самая популярная 40-я симфония. В крайнем случае, 38-я «Пражская» – тоже приятно и мелодично. Приехали лоббисты в комитеты вопросы решать – Вагнер, полет, ясное дело, валькирий. Ну а если сразу не выгорело или по деньгам не договорились, тогда, понятно, Гайдн – «Прощальная». Это, если помните, когда музыканты потихоньку кладут инструменты и по очереди отваливают со сцены. При свечах. То есть медленно и печально.

Таким образом российская политическая и экономическая жизнь сольется с художественной в единый, большой и живой организм. Это при желании позволит, с одной стороны, наполнить новым содержанием понятие «Единство», а с другой (более радикальной) – уже само по себе может претендовать на новую национальную идею, вырастающую из исторической духовности, столь естественным образом соединенной с современными политическими и рекламными технологиями. Ведь Россию можно обустроить и так – между суриковским «Утром стрелецкой казни» и картиной Ярошенко «Всюду жизнь». А выбор за нами. Как нам кажется.

Еще по теме