Полиция Петербурга ответила QR-сопротивлению арестами

31.01.202207:54

В Санкт-Петербурге до конца марта арестовали ресторатора Александра Коновалова, с начала года призывавшего городской общепит игнорировать обязанность проверки QR-кодов у гостей. Однако причиной для обыска в его доме и последующего ареста стала взятка в 50 тыс. рублей. Защите не удалось добиться для Коновалова домашнего ареста под залог в 1 млн рублей или личное поручительство.

О визите силовиков в дом Коновалова и его офис 28 января сообщила «Фонтанка» со ссылкой на его невестку Анжелику Гетше. Она рассказала, что в момент обыска ресторатор находился в коттедже вместе с матерью, женой и двумя детьми. Коновалов и его семья не связь не выходили — телефоны были заблокированы, а адвокат отказался от комментария, ссылаясь на тайну доверителя, уточнило издание.

Обыски по делу Коновалова прошли и в полиции Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Следствие считает, что в сентябре 2021 года ресторатор предложил помощь антикафе Lounge Bar «Pacman», у которого во время полицейского рейда изъяли кальяны и табачные изделия. Владельцы заведения хотели их вернуть, поэтому ресторатор пообещал им помочь в этом через собственные связи в Адмиралтейском УМВД. За свои услуги Коновалов получил 50 тыс. рублей на карту, объясняли в СКР.

Представитель антикафе сообщил, что заведение не пыталось дать взятку полиции, но хотело вернуть изъятое имущество. Он не стал комментировать, какую именно поддержку оказал Коновалов. Директор заведения рассказал «Деловому Петербургу», что один из фигурантов уголовного дела — управляющая антикафе — отказалась от показаний о посредничестве в даче взятки ресторатору, поскольку они были получены под давлением. По его словам, всех сотрудников допрашивали ночью и отпустили после дачи показаний без подписки о невыезде и предъявления обвинений. Александру неизвестно, что именно инкриминируют сотрудникам.

Расследованием дела Коновалова занимается один из самых опытных следователей Петербурга — Владимир Захарян, на счету которого раскрытые убийства, похищения и расследования деятельности ОПГ, пишет «Фонтанка».

Вечером, 28 января лидера QR-сопротивления повезли на допрос в СКР. Садясь в полицейскую машину, он призвал владельцев баров города не прекращать бороться. «Я невиновен. Пусть петербургские бары не бросают бороться с QR-кодами», — заявил он.

Против Коновалова возбудили дело по ч.2 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве»). Октябрьский районный суд поместил ресторатора под стражу до 27 марта. Защита предпринимателя просила домашний арест, залог в миллион рублей или личное поручительство. Коновалов своей вины не признал, сообщила объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга.

Александр Коновалов — выпускник университета МВД и бывший оперуполномоченный уголовного розыска 28-го отдела Центрального РУВД по Санкт-Петербургу. Проработав оперативником год, Коновалов уволился со службы и устроился заместителем управляющего в один из магазинов сети «Пятерочка», а после занялся бизнесом, указано на его странице в «Вконтакте».

По данным «Делового Петербурга» на 2016 год, на ИП Коновалов Александр Николаевич был оформлен бизнес с оборотом 3-4 млрд рублей в год, а именно более 5 тыс. уличных нелегальных торговых точек, подконтрольных силовикам и чиновникам. Издание назвало его человеком, который «может помочь с размещением [заведений] в центре города и подсказать, с кем поговорить в спальных районах».

Коновалов выступает посредником между предпринимателями и полицией в организации нелегальной торговли в историческом центре Санкт-Петербурга, сообщал РБК. Спустя три года после того, как об этом написал «Деловой Петербург», роль ресторатора осталась прежней, отмечал РБК со ссылкой на источники в 2018 году. При этом сам Коновалов не отрицал, что имеет отношение к нелегальной торговле, но точное число курируемых точек тогда назвать не смог. «Мы располагаемся вне зон официальной схемы размещения. Да, это предполагает штрафы, и мы их благополучно выплачиваем», — признавался он изданию.

прочитать весь текст

Задержание Коновалова политолог Наталия Евсеева связывает исключительно с нарушением закона. У губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова «сейчас совершенно другие проблемы» и задержание ресторатора к ним не относится. «Есть гораздо более серьезные моменты, которые волнуют жителей города, чем задержание какого-то активиста», — объяснила она в разговоре с «Компанией». В пример политолог привела трудности в обеспечении жизнедеятельности города: проявившиеся в начале года проблемы с вывозом мусора и уборкой снега.

Сопротивление почти бесполезно

Александр Коновалов возглавил QR-сопротивление сразу после введения в Петербурге коронавирусных ограничений в 2020 году. Его заведения открылись в первую волну COVID-19, не дожидаясь разрешения властей. Во время второй волны ресторатор, не скрывая, игнорировал «комендантский час» для своих заведений.

После он создал «карту сопротивления», на которой разместил несколько сотен «бастующих» предприятий общепита. Между тем некоторые владельцы баров пожаловались, что оказались в списке без собственного ведома. Основной целью «карты» стала попытка наладить диалог с властью.

По этой карте прошлись и силовики. Они взяли штурмом бар Commode, который закончился избиениями и двумя уголовными делами. После этого Коновалов удалил карту с пояснением, что протестному движению удалось «достучаться» до власти. При этом бары с «карты» продолжили работать, несмотря на опечатывания Роспотребнадзором: владельцы заведений срывали пломбы и не платили наложенные штрафы.

Возвращение Коновалова в медийное поле произошло в начале 2022 года. Он назвал требование Смольного о проверке QR-кодов у гостей незаконным и снова сделал сайт сопротивленцев, куда вошли как его собственные заведения, так и независимые.

еще по теме:
Петроградское восстание рестораторов
Обязанность проверять QR-коды у посетителей ресторанов привела к бунту бизнеса. О сопротивлении владельцев общепита инициативам Смольного — в материале «Компании»
Казахстан, протесты

На прошлой неделе региональный СКР возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 236 УК РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»). После этого силовики провели рейд, по итогам которого были опечатаны 20 баров из списка Коновалова. Рядом со входом в заведения выставили охрану. В ответ властям ресторатор анонсировал «освободительный поход», в ходе которого владельцы хотели пройти в свои закрытые заведения, однако попытка не увенчалась успехом.

В середине января Коновалов рассказывал, что ожидает ареста со дня на день. Он был уверен, что станет фигурантом уголовного дела по ст.236 или по ст.238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья»).

Ресторатор явно хотел войти в историю как борец с короновирусной сегрегацией, отмечает «Фонтанка». Незадолго до обысков на своей странице в Instagram он заявил, что готов взять на себя любые преступления, вплоть до убийства экс-президента США Джона Кеннеди, только бы власти Петербурга отменили QR-коды. «Пока меня свободы не лишили, я буду это (бороться с QR-кодами — Прим. ред.) до конца делать — не ради хайпа, а потому, что я в это верю всеми фибрами души», — говорил он.