Полная нефтезависимость

28.12.200900:00
Прибыль пяти нефтетрейдеров, контролирующих 15% мирового потока сырой нефти (Vitol, Glencore, Trafigura, Gunvor и Mercuria), составит по итогам 2009-го $3,5 - 4 млрд, что станет рекордом отрасли. Основной фактор при этом - волатильность нефтяных котировок, сохранения которой многие ожидают в кратко- и в среднесрочной перспективе. Более того, цена барреля будет по-прежнему во многом определять курсы валют и динамику фондовых и сырьевых рынков.

За вдвое меньшие деньги

   В рамках программ по уменьшению издержек "большая американская автотройка" (GM, Ford и Chrysler) сокращает персонал и зарплаты: рабочим намереваются платить, например, не $28 в час, как прежде, а $14. Ford (15% рынка США) проводит уже второй раунд увольнений и предлагает сотрудникам ранний выход на пенсию. Всесторонняя оптимизация бизнеса и перераспределение активов - очевидные тенденции мирового автопрома, которые будут определять облик отрасли и в наступающем году.

На свободу с чистой совестью

   Wells Fargo & Co. и Citigroup Inc., как и собирались, вернули в бюджет США деньги, полученные по программе TARP (направление госсредств на поддержку капитализации проблемных кредитно-финансовых организаций и других бизнесов). Компания Wells Fargo выплатила $25 млрд, а City - $20 млрд. Возвратить госпомощь скорее стремятся все получившие ее фирмы, чтобы избавиться от жесткого контроля властей. Однако ясно, что регулирование финансовых рынков все равно будет усилено.

Безрецептурный бизнес

   Французский производитель лекарств Sanofi-Aventis за $1,9 млрд (34% премии) покупает американского изготовителя безрецептурных препаратов и косметики Chattem. Сделка отражает общий для фармсегмента тренд: экспансию на новые рынки и в нишу безрецептурных лекарств на фоне обострения конкуренции со стороны производителей дженериков запатентованных средств и приближающегося срока окончания патентной защиты целого ряда лекарственных блокбастеров.

Роскошь покупки роскоши

   Luxury-ритейлер Saks Inc. предлагает на своем сайте 40-процентные скидки на одежду таких брендов, как Versace, Burberry и Dior. Это несравнимо с 70-процентным дисконтом в 2008-м, однако дает ясное представление о направлении движения как в производстве, так и в торговле luxury - к демократизации продукции, цен и форм реализации. Аналитики предупреждают об опасности размывания люкс-брендов, но по сравнению с перспективой полного краха это кажется меньшим из двух зол.