«Получаю предложения, которых раньше не было»: как мобилизация отразилась на рынке труда

Неочевидная сторона объявленной в стране частичной мобилизации — снижение числа мужчин на предприятиях, в производстве и бизнесе. К подбору замещающих кадров точечно подключаются власти: в Кузбассе к трудовой мобилизации привлекают студентов, и повторять этот опыт готовятся в других регионах. Выигрывают в этой ситуации компании, готовые позволить своим сотрудникам удаленку: финансисты и айтишники радуются выходу на рынок большого количества опытных игроков.

Транспортный вопрос

Частичная мобилизация обернулась кадровым голодом — из компаний, заводов и фабрик ушли десятки тысяч ценных специалистов. Отток сильной половины человечества связан не только с призывом: по некоторым данным, из России с конца сентября самостоятельно выехали от 700 тысяч до миллиона человек. Влияние миграционных процессов на бизнес оценивать сложно: не все компании готовы выносить сор из избы, статистики по вернувшимся нет, а времени пока прошло мало.

Но кое-что несомненно: уменьшение числа мужчин прямо сейчас ощущают представители самых разных сфер. Один из работников столичной подземки рассказал журналистам, что часть его коллег из депо забрали в рамках призыва, а в Москве из-за нехватки машинистов стали отменять движение некоторых поездов. В Мосгортрансе и метрополитене столицы проблемы не признают. На случай внештатных ситуаций есть специально разработанные регламенты, и бесперебойной работе метро ничего не грозит, заявили в ведомствах.

Президент Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев осенью пожаловался на то, что в армию в сентябре призвали сразу 15 специалистов Госкорпорации по организации воздушного движения из Магадана. Местный диспетчерский центр на фоне этого оказался под угрозой закрытия, а глава федерации направил в Минобороны письмо с просьбой предоставить бронь ключевым сотрудникам гражданской авиации.

Ответ Ковалеву написал замначальника Генштаба Евгений Бурдинский. По его словам, в Минобороны решили не привлекать на военную службу по мобилизации более 30% сотрудников одной компании. Такой подход поможет бесперебойному и стабильному функционированию отраслей экономики, заявили в Генштабе.

Уникальная возможность

Один из представителей геймдев-сферы на условиях анонимности рассказал «Компании», что часть IT-специалистов из-за ухода международных компаний из России (таких как Epam Systems, Luxoft) в этом году лишилась работы. Для ряда фирм, чьи офисы представлены в РФ, это обернулось шансом переманить ценные кадры к себе — и они этим пользовались. Впрочем, такая тенденция наметилась еще до начала мобилизации.

«Остроту кадрового дефицита в 2022 году поочередно сглаживали то исход вендоров, то срочные программы импортозамещения, удерживающие персонал от отъезда интересными проектами», — подтверждает слова инсайдера Николай Комлев, директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий.

Часть цифровых компаний, в которых ранее действовал запрет на дистант, в последнее время стала смотреть на это сквозь пальцы, позволив сотрудникам уехать из РФ и работать из-за границы. Такая лояльность более свойственна международным организациям, имеющим подразделения в России. При этом во многих фирмах ведут учет удаленных сотрудников и планируют из штата переводить их на ГПХ. Вероятно, такая мера нужна для того, чтобы в штате не числились люди, которые вскоре потеряют налоговое резидентство России.

Трудиться на расстоянии своим сотрудникам разрешили и некоторые банки. Впрочем, не все: по данным источников, после объявленной мобилизации государственные финансовые структуры ставили своих сотрудников перед выбором: вернуться или уволиться. И некоторые работодатели нашли в этой ситуации плюсы.

«Я как наниматель сотрудников через “Фриланс” (биржа поиска самозанятых. — Прим. ред.) получаю предложения, которых раньше не было. Это мужчины, которые покинули Россию, ищут работу и предлагают свои услуги через удаленку. Качество специалистов иногда очень высоко и опыт работы потрясающий. Поэтому для меня данная ситуация позитивна», — констатирует Антон Яковлев, финансист и основатель компании Feel Momentum Group, которая специализируется на макропрогнозах. И речь не о том, что сотрудников теперь можно нанять дешевле, а в принципе о появлении уникальной возможности получить таких специалистов. Обычно они работают только в крупных компаниях или банках, констатирует финансист.

На фоне мобилизации снизилась доступность квалифицированного персонала, в котором IT-компании в последние годы и без того испытывают растущий дефицит, говорит Андрей Митрофанов, пресс-секретарь группы компаний X-Com. Из-за этого увеличились сроки закрытия вакантных позиций, а большинство первичных собеседований перетекло в онлайн-формат. При этом выросли зарплатные ожидания кандидатов, которые теперь зачастую не соответствуют квалификации соискателей и их опыту.

«Нельзя недооценивать влияние на бизнес-процессы и выбытие персонала партнеров. На днях мы ждали доставку нескольких контейнеров с заказами от зарубежных поставщиков. Но оказалось, что значительная часть сотрудников в порту прибытия мобилизована, нагрузка на оставшихся кратно выросла, и получим мы их позже», — рассказал Митрофанов. Ситуация на рынке труда в целом не внушает оптимизма, но в X-Com стараются решать проблемы по мере их поступления, резюмирует он.

Уход частных инвесторов

В стройотрасли не готовы открыто обсуждать ситуацию с кадрами, но в кулуарах участники рынка пунктиром обозначают наметившиеся проблемы. Отток инвесторов, до этого активно вкладывавшихся в развитие новых территорий, фиксируют, в частности, в архитектурной среде Казани. Одни инвесторы в 2022-м заморозили свои проекты, вторые передумали в них вкладываться, третьи решили заняться проектами за границей. Многие частные инвесторы из области малого и среднего бизнеса уехали из страны, и сейчас их ресурсы пойдут на развитие других территорий.

Риелторские агентства на 90% состоят из женщин, поэтому их мобилизация коснется в меньшей степени, подхватывает тему Ирина Радченко, президент Международной академии ипотеки и недвижимости. На девелоперах ситуация отразится сильнее: большая часть персонала на стройках — мужчины, и застройщики через какое-то время могут начать испытывать кадровый голод, не исключает она.

Как будет по факту, покажет время: осенью самолеты из Турции в Россию летели полными, то есть люди возвращались в страну. Совсем другой масштаб ситуация может принять в случае продолжения мобилизации: тогда перспектива замирания строек грозит заиграть новыми красками, полагает эксперт.

В дорожном строительстве дефицит кадров сложился задолго до новостей о мобилизации, говорит Алексей Андреев, гендиректор строительно-инвестиционного холдинга «Автобан». Еще до 2022 года, по разным оценкам, в строительной отрасли образовалась нехватка от 1 до 3 миллионов человек, что эксперт называет показателем «не критичным, но ощутимым». Отток кадров начался в пандемию: в 2020–2021 годах многие дорожники покинули строительные площадки из-за коронавируса. В первом квартале 2022-го за пределы России выехали тысячи программистов, что тоже затруднило поиск хороших специалистов. Сложнее стало найти грамотных геодезистов, сотрудников производственно-технических отделов.

Решать проблему кадров в дорожной отрасли глава «Автобана» предлагает комплексно: инвестируя в дорожно-строительные и транспортные институты, исследования, российскую научную базу. Холдинг уже начал самостоятельно вкладываться в подготовку будущих дорожников, оборудовав научно-учебный центр в одном из омских автомобильно-дорожных вузов, а также наладив сотрудничество с МАДИ — Московским автодорожным институтом.

Некоторые регионы пошли дальше: власти Кемеровской области в октябре приступили к «трудовой мобилизации» студентов. Учащиеся старших курсов и средних специальных учебных заведений временно выходят на предприятия и замещают ушедших земляков. Для студентов это возможность получать зарплату и проходить практику. Процесс добровольный, поэтому вопросов у учащихся не возникает.

Координатором программы в Кузбассе выступает Центр опережающей профессиональной подготовки. Со слов руководителя ЦОППа Виктора Лысенко, чаще других заявки на поиск кадров подают угольные, металлургические и строительные компании. Готовность присоединиться к такому подходу уже выразили власти Ленинградской и Курской областей.

Домашнее задание

По словам Виктора Дмитриева, гендиректора Ассоциации российских фармацевтических производителей, самые сложные вопросы, возникшие на фоне объявленной частичной мобилизации, отрасли удалось решить и преодолеть. «Тем, кто призван, сохранили заработную плату, смогли найти замену. Кто-то вышел на полторы смены. В целом кадровой дыры у нас не образовалось, и отрасль продолжила работать в том же ключе, в котором работала», — успокаивает он. При этом некоторые специалисты в данной области считаются редкими: если специалистов по системам вентиляции и кондиционированию найти не составляет труда, то поиск новых технологов — более сложная задача.

На фоне этого в ассоциации осознали проблему отсутствия закрепленного термина «Фармацевтическая отрасль». В начале октября Дмитриев выступил на XIV Международной конференции с предложением дать понятию «Фармотрасль» юридическое определение. «У нас термин “Фармацевтическая отрасль” нигде не закреплен. И поэтому, когда мы просим дать временную отсрочку для сотрудников, работающих на предприятиях отрасли, получается — говорим ни о чем. То есть у нас здесь все: и аптеки, и производства, и дистрибьюторы», — заметил он. В разговоре с «Компанией» Дмитриев назвал появление такого термина задачей завтрашнего дня и домашним заданием на будущее.

Возвращение блудного сотрудника

Частичная мобилизация практически не отразилась на кадровом потенциале туристического рынка, на условиях анонимности рассказал один из его представителей. Туризм, по его словам, — женская отрасль, и подавляющее большинство ее представителей — девушки. Ни тревел, ни бизнес-тревел-сферу, ни турагентства, ни консолидаторов, ни туроператоров мобилизация фактически не затронула, подчеркнул он.

Похожая ситуация — в сегменте общепита. Мобилизация из ресторанного рынка забрала единицы, утверждает Сергей Миронов, глава координационного совета Федерации рестораторов и отельеров, омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса в Москве.

«У нас очень много работает девушек, молодых людей в разы меньше. Действительно, поначалу возникали проблемы с тем, что люди уволились, чтобы их не нашли на работе, и где-то спрятались. Но сейчас все возвращаются, потому что Москва и область объявили о том, что призыв окончен, и люди, у которых повестки остались на руках, могут о них забыть. Поэтому никаких проблем для ресторанного бизнеса в части персонала я не вижу», — говорит он. Похожую картину рисуют и другие рестораторы, чьи сотрудники в конце сентября внезапно уволились, а в середине октября на фоне заявления мэра Москвы об окончании мобилизации пришли устраиваться обратно.

Со слов Марии Игнатовой, руководителя службы исследований hh.ru, наибольший рост активных вакансий в середине октября был зафиксирован в четырех сферах: «Искусство, массмедиа» (+2,3% к началу октября), «Домашний персонал» (+2%), «Страхование» (+1,5%), и «Закупки» (+1%). В других областях рост не превысил 1%.

«Начиная с сентября уровень конкуренции за рабочее место в среднем по России остается стабильным и находится на отметке 5 человек на место, что соответствует нормальной ситуации на рынке труда. Также общее число вакансий на hh.ru в России сейчас на 5% выше, чем было в начале текущего года», — сообщила Игнатова.

При этом наиболее сложная ситуация с дефицитом кадров — менее трех человек на место — наблюдается в таких сферах, как госслужба, установка и сервисное обслуживание, производство, транспорт и логистика, спорт, салоны красоты, автомобильный бизнес, продажи, медицина и фармацевтика, банки, строительство и недвижимость, рабочий персонал, добыча сырья и домашний персонал, констатировали в hh.ru.