Top.Mail.Ru
архив

Получилось как всегда

Подписанное премьером Михаилом Касьяновым* распоряжение правительства относительно повышения таможенных пошлин на ввозимые в Россию легковые автомобили «в возрасте» 3 - 7 лет уже принято толковать как победу лобби международных автомобильных концернов, имеющих (или планирующих) производство внутри страны. Возможно, что так оно и есть: вал относительно молодого секонд-хэнда действительно вступает в конкуренцию с продукцией автосборщиков, находящейся в ценовом диапазоне $10 000 - 17 000 (более дешевые иномарки, конкурирующие с «Жигулями», уже отсечены от российского рынка прошлогодними запретительными пошлинами на ввоз машин старше семи лет). Что сделано - то сделано, тем более что подобное решение находится в русле мировой практики: когда любая страна действительно хочет привлечь иностранный капитал, то она создает ему благоприятные условия.

Однако интереснее другой нюанс правительственного распоряжения. Вся кампания, развернутая в его поддержку, и даже само название документа - «О выравнивании таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подержанных легковых автомобилей» - строились на том, что физические лица при ввозе иномарок имели-де неоправданные преимущества перед лицами юридическими. И нынешняя правительственная мера призвана с этими перекосами покончить, что должно было благотворно сказаться и на наполняемости бюджета, и на цивилизованности рынка секонд-хэнда. Действительно, комфортнее купить подержанную машину в специализированном салоне (который по крайней мере несет хоть какую-то ответственность за проданный товар), а не у перегонщика, которого вы, возможно, видите в первый и последний раз в жизни. Но анализ текста принятого документа показывает, что физические лица вновь будут иметь преимущества перед юридическими: они при ввозе автомобиля по-прежнему не платят акциз и 20-процентный НДС, обязательный для юрлиц. Таким образом, весь смысл принятой меры свелся к «тупому» повышению таможенных пошлин - по сути не запретительных (как в случае с семилетними машинами), а лишь более высоких по сравнению с ранее действовавшими.

В целом рост пошлин на ввоз иномарок 3 - 7 лет составит 15 - 135%. Столь широкая вилка обусловлена новой шкалой ставок, привязанных, как и ранее, к рабочему объему двигателя. Из таблицы видно, что вовсе не пострадали импортеры микролитражек: пошлины на ввоз автомобилей с двигателем объемом до 1 л не изменились. Впрочем, представить себе массовый ввоз в Россию «смартов» или японских городских «автоклопов» с объемом двигателя 660 куб. см затруднительно. Основной удар пришелся по импортерам наиболее популярных автомобилей с двигателями объемом от 1,5 л до 2,5 л: ввоз именно таких машин будет теперь обходиться существенно дороже, чем раньше. Рост пошлин на мощные машины (свыше 3 л) находится на приемлемом уровне, а более всего повезет перегонщикам и покупателям автомобилей с двигателем 2,5 - 3 л: растаможка этой категории машин станет дороже всего на 40%.

Объем двигателя, куб. см

Действовавшие ставки пошлин, евро/1 куб. см

Новые ставки пошлин, евро/1 куб. см

До 1000

0,85

0,85

1000-1500

0,85

1

1500-1800

0,85

1,5

1800-2300

0,85

1,75

2300-2500

0,85

2

2500-3000

1,4

2

Свыше 3000

1,4

2,25

 


* признан в России иноагентом

Еще по теме