Помощь Касьянова* жертвам ДТП
Страховщикам впору радоваться, хотя у автолюбителей появился повод для грусти. Вопреки предвыборным усилиям политиков введение обязательного страхования автогражданской ответственности (АГО) отложено не будет. Политическое бесстрашие премьер-министра Михаила Касьянова* подтверждает и тот факт, что утвержденные им цифры ни на йоту не отклонились от тех, которые Российский союз автостраховщиков (РСА) упорно лоббировал с прошлого года. Базовый тариф для физических лиц составит 1980 рублей в год. При этом максимальная сумма, которую страховая компания обязуется выплатить при наступлении страхового случая, составляет 400 000 руб. Страховщики не хотели соглашаться на более дешевый тариф, опасаясь понести убытки с началом страховых выплат.
Однако реальная сумма страхового взноса зависит от территориального коэффициента. Для Москвы он равен 2, а, например, для Санкт-Петербурга и густонаселенных районов Московской области – 1,8. Для остального Подмосковья и Ленинградской области он составит 1,6, для 40 крупнейших российских городов – 1,3, а для совсем небольших населенных пунктов – 0,5. Довольно существенно зависят предстоящие расходы автовладельцев от класса машины (мощности двигателя): например, для «десятки» мощностной коэффициент составит 0,7, для полуторалитрового VW Golf – 1, а для Mercedes S-класса – 1,9. Учитываться будет и возраст водителя (тем, кто моложе 22 лет придется платить больше) и его опытность. Последние коэффициенты изменяются в меньших пределах – от 1,3 до 1. Кроме того, вводится специальный поощрительный коэффициент за отсутствие ДТП (по вине владельца машины) в предыдущий период страхования АГО. Напротив, при частых ДТП коэффициент может довольно существенно повысить стоимость страховки на следующий год. Для определения окончательной суммы сначала нужно перемножить все перечисленные выше коэффициенты, а затем полученный результат умножить на базовый тариф.
Федеральный закон об «автогражданке» начнет действовать с 1-го июля, а штрафовать за отсутствие полиса начнут с 1 января 2004 года. Между тем ни одна компания пока не имеет лицензии на этот вид страхования. Генеральный директор РСА Андрей Слепнев выражает сильную обеспокоенность тем, что до сих пор не издан официальный акт, определяющий порядок и особенности лицензирования. Поскольку на получение доходов от этого вида страхования «заложились» около сотни компаний, перед 1 июля им придется буквально выстроиться в очередь за лицензией.
Создается впечатление, что до «отмашки» главы кабинета министров никто не был уверен в том, начнется ли вообще обязательное страхование АГО в этом году. До последних дней в Думе не утихали дискуссии по поводу перенесения сроков его введения. Варианты предлагались самые разные: от года (за что ратовал Виктор Похмелкин) до четырех (предложение Ивана Грачева).
Более того, депутаты полны решимости внести поправки не только в сроки введения закона, но и в порядок расчета тарифов. В ответ президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль предложил авторам поправок подумать также и о пострадавших на дорогах, которые не получат компенсации в случае отсрочки вступления в силу закона об АГО. А комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам дал депутатам «полезный совет»: для начала направить свои законопроекты на рассмотрение в правительство и уже потом повторно внести их в парламент.
Между тем сразу же после утверждения тарифов и правил обязательного страхования АГО Минфин предпринял определенные шаги, чтобы поставить РСА под свой контроль, и ввел в его президиум четырех представителей государства – по одному от МВД и Минтранса и двоих от Минфина. Последние будут обладать правом вето на любые решения президиума. А в конце мая министр финансов Алексей Кудрин должен отчитаться перед правительством о ходе подготовки к введению обязательного страхования АГО, рассчитав, в частности, средства, которые необходимо будет выделить из бюджета на страхование автотранспорта и компенсацию страховых взносов инвалидам. Интересно, что в бюджете текущего года такие расходы вообще не предусмотрены.
* признан в России иноагентом