Top.Mail.Ru
архив

Помощь по соседству

Частные инвестиции в отечественный кинематограф в кризис резко сократились, поэтому продюсеры вынуждены искать дополнительные средства за пределами России. В этих условиях более актуальным должен стать co-production фильмов со странами СНГ, однако соседи пока не очень готовы к масштабному сотрудничеству.

Совместное производство кинофильмов, или co-production, уже давно популярно в Европе, где сложились устойчивые альянсы: Италия - Франция, Италия - Франция - Испания, Великобритания - Ирландия и т. д. По данным экспертов, такие творческие союзы производят около 80% европейских картин, и сотрудничество объясняется не только крепкими культурными связями, но и серьезной коммерческой выгодой. "Кинопродюсеры из разных стран между собой договариваются так, чтобы на каждой территории использовать ту или иную систему льгот. Кроме того, когда в картине играют, к примеру, француз и итальянка, кино будут смотреть в обеих странах", - рассказывает генеральный директор Movie Research Company Олег Иванов. Аналогичный принцип работает и за пределами Европы. К примеру, благодаря участию немецкой стороны в картине Сергея Бодрова "Монгол" продажи в Германии составили $2,4 млн (общие сборы $26 млн, в том числе $6,5 млн в России). В будущем, если в нашей стране будут приняты поправки в законодательство, co-production может стать одним из наиболее популярных методов финансирования кинобизнеса. По мнению некоторых экспертов, приоритетным для России станет совместное производство со странами СНГ.

ОКНО В ЕВРОПУ

   До последнего времени в РФ о сотрудничестве со странами СНГ вспоминали редко. Так как рухнувший после распада СССР кинематограф еще медленнее, чем в России, восстанавливался в других бывших союзных республиках, в качестве потенциальных партнеров выбрали европейские государства. В 2007-м было подписано двустороннее соглашение о совместном производстве с Францией, потом заключен аналогичный договор с Германией. Однако полноценно интегрироваться в кинематографическое пространство Евросоюза отечественные кинодеятели не смогли. К примеру, по данным "Ко", в 2007 г., когда вышел "Монгол", по схеме co-production было выпущено еще 7 российских лент, в том числе совместно с Украиной "Два в одном" Киры Муратовой. Однако ни один из этих фильмов, включая "Монгола", по данным источников рынка, в прокате не окупился. "Мне поступают предложения из Германии, Франции вложить деньги в европейский проект. Мне это неинтересно - я там ничего не понимаю, ничего не контролирую", - говорит генеральный директор компании "Интерфест", президент Гильдии продюсеров России Ренат Давлетьяров. По словам генерального продюсера кинокомпании RFG Алексея Петрухина, "просто само понимание и восприятие кино как искусства в России совсем другое и очень трудно сопоставимо с западными направлениями". "Я пытался читать совместные сценарии, войти в проект к англичанам - просто деньгами поучаствовать в международном фильме, но я не очень понимал, зачем это делать", - объясняет он. В свою очередь для иностранных игроков, по мнению экспертов, российский рынок неинтересен из-за слабого уровня производственных услуг. "Считается, что Запад с нами не сотрудничает еще и потому, что у нас высокие цены и несоответствующее этим ценам качество. Лучше поехать в Чехию или Венгрию. Это будет более дешево и, может быть, более качественно, хотя на самом деле это не всегда так", - рассказывает Олег Иванов. Кроме того, по словам гендиректора коммуникационной группы Planeta Inform Дмитрия Литвинова, в России, в отличие от многих стран, практически отсутствует система возврата средств и налоговых льгот для съемок.
   При этом западным кинопродюсерам интересны российские инвестиции. В частности, на наши деньги были профинансированы многие зарубежные проекты, например, существовавшее ранее подразделение АФК "Система" - "Тема Продакшн" выступило соинвестором производства фильма "Матч-пойнт" Вуди Аллена. Лента окупилась и в мировом прокате собрала $85 млн при инвестициях в $15 млн, из которых $2 млн пришлось на "Систему". "Когда организовывается так называемый питчинг в рамках некоторых фестивалей, на него съезжаются наши продюсеры в надежде, что с Запада приедут толстосумы и привезут деньги на наши русские проекты. А те, кто приезжает с Запада, наоборот, смотрят на Россию только с точки зрения того, чтобы здесь найти какие-то инвестиции", - разъясняет Олег Иванов. На продуктивное партнерство с Европой могут рассчитывать только отечественные артхаусные и фестивальные проекты. К примеру, 80% картины "Мать и сын" Александра Сокурова профинансировала немецкая сторона, и также в партнерстве с Германией снят "Юрьев день" Кирилла Серебренникова. "Мне кажется, Европа проявляет интерес к артхаусу. Однако в коммерческом кино прогресса ждать пока рано, и глобального рынка co-production в России и с Россией нет", - констатирует Дмитрий Литвинов. По его словам, есть единичные случаи co-production, но большого размаха это не имеет. Например, при съемках картины "Щелкунчик" Андрея Кончаловского инвесторов привлекло имя режиссера. Дело в том, что на мировом рынке киноиндустрии считается, что российский кинематограф технически слаб в производстве, хотя производственные услуги стоят на нем дорого. В общей сложности это сводит на нет возможность полномасштабного сотрудничества с государствами Евросоюза.
   

В КРУГЕ БЛИЖНЕМ

   В такой ситуации российские продюсеры обратили внимание на более близкую среду - страны СНГ. "Сотрудничество с СНГ, на мой субъективный взгляд, это просто приоритет в co-production. Мы снимаем слишком разное кино с немцами и французами. Кроме того, нужно стимулировать совместное производство с СНГ. У нас ведь осталось очень хорошее преимущество на этих рынках - там нас понимают на русском языке", - объясняет Ренат Давлетьяров. С этой точки зрения наиболее интересны Украина и Казахстан - самые крупные рынки на пространстве СНГ, за исключением РФ. На Украине кассовые сборы составляют примерно 10% от российского бокс-офиса, а в Казахстане всего 35 из 77 кинотеатров оснащены современным оборудованием. Поэтому для производителей из СНГ co-production с российской стороной является одним из немногих способов окупить производственный процесс за счет кинопроката в нашей стране. "Если в России почти нереально отбить производственный бюджет на своей территории, у них это просто невозможно", - рассуждает Олег Иванов. В итоге подавляющее число картин не окупается. С украинским рынком отечественные кинопродюсеры наладили сотрудничество в производстве телеконтента: часть телевизионных проектов и сериалов, выходящих в России, снимается на Украине, так как, к примеру, аренда павильонов и техники на Одесской и Ялтинской киностудиях обходится дешевле. Например, украинская SOTA Cinema Group совместно с российской "Твинди" снимает драматический триллер о сегодняшней Кубе - Fuga Mortis, однако в основном co-production с Украиной представляет собой выпуск сериалов.
   Продуктивнее развивается сотрудничество с Казахстаном. Первым примером co-production стал "Кочевник" (2005 г.), созданный Казахстаном совместно с США и Россией. Он же оказался самым затратным проектом в истории Казахстана: бюджет картины, по разным оценкам, составил от $34 млн до $40 млн. Следующий фильм - "Монгол", ставший результатом co-production России, Казахстана, Германии и Монголии, обошелся значительно дешевле - в 15 млн евро. Причем половину этой суммы вложили российские кинокомпании "СТВ" и "Андреевский флаг", остальное выделили немецкие X Filmе Creative Pool и Kinofabrika, казахстанский "Евразияфильм" и около $1 млн составила господдержка. В настоящий момент "Казахфильм" решил всерьез заняться коммерческим кинематографом, и из 12 запущенных на студии игровых картин три реализуются совместно с нашей страной. Для этого казахская сторона пригласила к сотрудничеству известных российских кинодеятелей. В частности, Тимур Бекмамбетов готовится к съемкам фильма "Золотой воин", Ренат Давлетьяров выступил продюсером романтической комедии "Ирония любви", а Егор Кончаловский работает над лентой "Настоящий полковник" о войне в Афганистане. "Год назад в Москву приезжал глава "Казахфильма" Ермек Аманшаев. Мне позвонили и сказали, что он хочет со мной встретиться", - рассказывает Ренат Давлетьяров. По его словам, новый глава "Казахфильма" выдвинул программу интеграции в постсоветский рынок и предложил продюсеру сценарий двух молодых казахских авторов. Над ним начали работать два российских сценариста и сам Давлетьяров, а действие было перенесено из Алматы в Москву. По словам Давлетьярова, это нужно "для того, чтобы фильм было интересно смотреть на Украине, в Белоруссии и России". В результате у картины два режиссера - Александр Черняев из России и Ержан Рустембеков из Казахстана и интернациональный актерский состав. Расходы на производственный бюджет в размере $2 млн разделили "Казахфильм" (60%) и "Интерфест" (40%). По данным экспертов, на третьем месте в списке co-production России со странами СНГ стоит Белоруссия, которая, как и Украина, скорее оказывает производственные услуги нашей стороне. Однако, к примеру, по словам гендиректора УК группы Star Media Сергея Шестакова, сейчас его компания ведет активные переговоры о совместном производстве с киностудией "Беларусьфильм" во главе с Владимиром Заметалиным.
   

ТЕСТ НА СОВМЕСТИМОСТЬ

   По мнению экспертов, плюсы co-production очевидны: интеграция кинематографических процессов, объединение производственной базы и капитала. С одной стороны, российским производителям выгодно охватить русскоязычный рынок. С другой - продюсерам из СНГ хочется попасть в наши кинотеатры. Однако, по словам специалистов, устоявшихся схем совместного производства не существует, и зачастую в co-production записывается все подряд. "Кто-то подразумевает под co-production банальные вещи. К примеру, у нас еще на стадии производства украинский канал "Интер" купил права на показ фильма "Вий" на Украине. За это они вложили $1,5 млн в производство и $2 млн в рекламу. Но в чем здесь co-production? Производство происходит в другом месте и другими людьми", - говорит Алексей Петрухин. По мнению Олега Иванова, основанием для co-production должен быть, прежде всего, взаимный интерес. "Есть киностудия "Казахфильм", которая сейчас с Россией активно развивает co-production. Она в любом случае помогает развивать казахское кино, потому что это придает ему более высокий статус. С другой стороны, для нас это интересно тоже, прежде всего, для картин в историческом жанре. Но другие проекты мне сложно представить", - полагает эксперт.
   Дальнейшему развитию co-production на территории СНГ препятствует отсутствие законодательных привилегий, которые могли бы стать стимулом для продюсеров. "Первая причина co-production - это прокат фильма одновременно на двух территориях. А второе - это использование тех или иных льгот", - говорит Олег Иванов. Однако, по его словам, в СНГ таких льгот нет. К примеру, в РФ продюсеры не платят НДС с проката и производства, а в Казахстане и на Украине платят. В итоге, по мнению Иванова, в российских проектах к co-production можно отнести, по разным оценкам, 3 - 5%, максимум 10 - 20% фильмов, при этом успешных в прокате (то есть собравших большое количество зрителей) co-production в предыдущие годы не было. По данным экспертов, это чрезвычайно мало, если сравнить с той же Европой, где по схеме co-production выпускается до 80% картин. "В Евросоюзе на законодательном уровне, в первую очередь на уровне финансовой и налоговой политики, поощряется кооперация в любых сферах, в том числе в области кино и телевидения", - говорит Сергей Шестаков. По его словам, на пространстве СНГ практика ровно противоположная: налоговые барьеры, отсутствие единых форм и стандартов нормативных документов создают преграды для совместной деятельности.
   Небольшие подвижки в этом направлении в России уже есть. В частности, Госдума приняла в трех чтениях поправки к федеральному закону "О государственной поддержке кинематографии РФ", которые уточняют статус "национального фильма". На картины с таким статусом распространяются все формы господдержки: финансирование производства, тиражирования, проката и участия в фестивалях. Согласно документу, российское гражданство теперь необходимо иметь только половине съемочной группы в национальном фильме (на сегодняшний день в ней может быть не более 30% лиц, не имеющих гражданства РФ). Более того, в таких лентах планируется допускать употребление иностранных языков, если это является "неотъемлемой частью художественного замысла". А главное - предполагается увеличить порог иностранных инвестиций в картине - с 30% до 50% сметной стоимости фильма. Таким образом, можно будет совмещать в одном проекте и господдержку, и половину зарубежных денег. В частности, Федор Бондарчук уже заявил журналистам, что, если законопроект будет принят, он планирует привлечь дополнительное финансирование за границей для своей картины "Сталинград", съемки которой должны начаться в сентябре 2010-го. Велика вероятность, что за ним последуют и другие желающие. По мнению Рената Давлетьярова, запуск Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана тоже станет хорошим подспорьем в создании единого кинопространства. Однако пока участники кинорынка не уверены, что будет задан именно такой вектор развития совместного производства картин. В частности, в Казахстане также активно обсуждают возможность принятия новой редакции закона "О культуре". При этом там рассматриваются поправки, противоположные российским. Так, с 2012 года все иностранные фильмы в прокате Казахстана должны быть озвучены на казахском языке, а количество зарубежных специалистов в съемочной группе и объем иностранных инвестиций в национальных фильмах не должны превышать 30% от общей стоимости картины. Эксперты уверены, что законопроект будет доработан, поскольку в таком виде он может нанести огромный ущерб кинобизнесу, однако тема сохранения культурной самоидентификации, по-видимому, стоит для Казахстана не менее остро, чем возможность развития окупаемого кино.
   

   ПЛЮСЫ И МИНУСЫ CO-PRODUCTION
   
   ПЛЮСЫ
   использование дополнительного рынка проката
   доступные финансовые ресурсы
   интеграция кинематографических процессов
   МИНУСЫ
   отсутствие господдержи
   слабая готовность партнеров к масштабному сотрудничеству
   законодательные преграды на новых рынках


Еще по теме