Top.Mail.Ru
архив

Помощь с Запада

Неприятный сюрприз российским нефтяникам преподнес Международный валютный фонд. Прибыв в Москву 29 января, эксперты МВФ в ходе первой же встречи в Минфине предложили поднять налоги для российских нефтяных компаний. Ключевой технической деталью фискальной инициативы станет изменение формулы расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате за каждую добытую тонну придется платить значительно больше. Усиление налогового пресса обеспечено солидным идеологическим прикрытием: по мнению экспертов МВФ, российские компании больше не должны присваивать себе часть природной ренты, которая принадлежит всем гражданам страны (другими словами – государству). Чиновникам Минфина идея решить бюджетные проблемы за счет нефтяников понравилась, и поддержка МВФ в этом вопросе оказалась как нельзя кстати. Тем более что два года назад министр финансов Алексей Кудрин и его подчиненные уже пытались провести идею о необходимости изменения принципов распределения природной ренты. Инициатива быстро заглохла: как утверждают чиновники, не без помощи нефтяных магнатов.

Существует несколько вариантов практической реализации планов по повышению налогов с нефтяных компаний. Первый предусматривает простое увеличение ставки НДПИ на 15 – 20%. Другой вариант увязывает ставки НДПИ и экспортных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты. Если Дума согласится отменить недавно вступивший в действие порядок, ограничивающий экспортную пошлину на нефтепродукты 90% от ставки пошлин на сырую нефть, то нужда в повышении НДПИ отпадет. Необходимые средства Минфин получит за счет повышения экспортных ставок на мазут и светлые нефтепродукты.

Совместная инициатива МВФ и Минфина никак не могла понравиться нефтяникам. Представители некоторых из нефтяных компаний в неофициальном порядке оценили ее как «бред» и «абсурд». По мнению начальника аналитического отдела финансовой компании «Интерфин трейд» Халиля Шехмаметьева, причины столь острой реакции очевидны. Новая «продразверстка» лишит компании необходимых инвестиционных ресурсов и резервов на случай ухудшения ценовой конъюнктуры. Более того, это может спровоцировать новый виток внутриотраслевых конфликтов.

Это не единственный аргумент противников новшества. «На мой взгляд, абсурдно рассчитывать любой налог в зависимости от цен на тот или иной товар», – говорит ведущий аналитик инвестиционного агентства «Пролог» Андрей Гадасин. Возможность войны в Ираке делает определение цены на нефть даже в относительно краткосрочной перспективе делом очень сложным. В результате нефтяные компании могут оказаться в ситуации, когда они будут вынуждены платить налог в период падения цены на нефть по ставке, рассчитанной в предыдущие периоды, когда цены на нефть были еще высоки. Правда, сами нефтяники уже не раз доказывали, что извлечение природной ренты с их счетов становится политически опасным мероприятием.

Еще по теме