Попал на базу
Михаил Фрадков подписал концепцию системы персонального учета населения (СПУН). В полном объеме она должна заработать через семь лет. Каждому гражданину будет присвоен идентификационный номер, который будет занесен в более 30 государственных баз – от милицейской до коммунальной. Пока интерактивная связь между этими базами данных не предусмотрена. Гаишник, остановивший «Мерседес», не сможет проверить, заплатил ли владелец машины налоги. Однако на более «высоком» уровне эти данные вполне могут автоматически интегрироваться.
С идеей создания СПУНа полтора года назад выступил первый замминистра МЭРТ Андрей Шаронов. По его мнению, эта система должна ввести принцип «одного окна», уменьшив бюрократизм, увеличив скорость реакции властей на запросы граждан.
Появление «единого окна» может освободить граждан от части мучений при общении с госорганами. Например, сегодня подача документов на приватизацию квартиры в Северо-Восточном округе столицы растягивается на три месяца. Чиновники могут обработать в день документы не более чем от двадцати человек. Естественно, можно сдать документы, минуя очередь. В специализированных агентствах это стоит от $400 до $700.
СПУН является частью проекта «электронного правительства», который должен заменить бумажный документооборот на электронный. То есть в «светлом будущем» будет достаточно прислать шесть файлов, заверенных электронными подписями, чтобы без проблем оформить жилье в частную собственность или получить другие документы.
Антон Цыценко, президент компании «Систематика», которая принимает участие в разработке СПУНа, считает, что система отвечает потребностям общества. «Персональные данные необходимы госорганам и местному самоуправлению для адресности оказания государственных услуг, а также для борьбы с правонарушениями, контроля миграционных процессов и противодействия терроризму», – говорит Цыценко.
Однако существует риск, что СПУН будет использоваться не только для борьбы с бюрократизмом, но и в качестве полицейского инструмента. Совмещение разрозненной информации в одной базе данных вместо блага может принести гражданам вред. Удивительно, но на некоторое время интересы правозащитников и представителей силовых структур совпали. И те и другие возражали против создания единой системы. Правда, мотивация у них была разная: правозащитников беспокоила ситуация, когда частная жизнь граждан становится слишком прозрачной, а силовики отстаивали свои ведомственные интересы.
Ядром системы персонального учета является государственный регистр населения, основные компоненты которого разрабатываются НИИ «Восход». По словам первого заместителя директора этого предприятия Николая Мухина, создание госрегистра населения будет закончено к концу этого года. НИИ «Восход» настаивает на включение в регистр кроме паспортных данных еще и информации о прописке, реальном месте жительства и ближайших родственниках. Вероятность похищения или продажи сотрудниками этих данных Мухин категорически отрицает. «Мы сможем обеспечить конфиденциальность информации. Система безопасности предусматривает невозможность несанкционированного доступа к данным, нарушения целостности регистра и т.д.», – утверждает Мухин.
Разработчики системы учета в первую очередь озадачены тем, как не позволить злоумышленникам изменить информацию в свою пользу. Однако для предпринимателей главную угрозу представляет возможность оказания давления на них госорганами, которые получат в полном объеме данные о них самих и об их бизнесе.