Поперек модернизации


"Стране нужны прорывы в технологическом развитии (...). Корпорации должны кардинально повысить свои расходы на НИОКР (...). Целый год у нас ушел на то, чтобы были разработаны некие концепции инновационных программ. Кому они нужны? В чем их смысл?" - распекал руководителей госкомпаний Дмитрий Медведев в Арзамасе, где в начале года он проводил заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию. В первую очередь досталось главам "Роснефти", МРСК, "Совкомфлота", где ситуация с инновациями, по словам президента, выглядела, "мягко говоря, не блестяще". "Я поручаю администрации президента и правительству России подготовить предложения о дисциплинарной ответственности руководителей крупных госкомпаний вплоть до увольнения за эту работу. Срок - две недели", - резюмировал Дмитрий Медведев.

Естественно, никаких санкций за этим не последовало, хотя только 46 компаний (производящих 20% ВВП) представили свои инновационные программы. Более того, отношение у чиновников к теме инноваций резко изменилось: комиссия по модернизации Дмитрия Медведева стала заседать реже, финансовая поддержка президентских модернизационных инициатив сокращается: на проекты, одобренные комиссией в 2013 г., предусмотрено 6,3 млрд руб., а не 10 млрд руб., как в 2010-2012 гг., в 2014 г. - 3,6 млрд руб., пишут Ведомости. Это связано с завершением некоторых программ, а появление новых проектов не предусмотрено, говорится в документах Минфина, подготовленных к заседанию Комиссии по модернизации, состоявшейся на прошлой неделе.

Между тем президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг в ответ заявил, что финансирование проекта "Сколково" со стороны государства не было сокращено и на три года составит около 170 млрд руб. А Дмитрий Медведев отметил, что "модернизация - это модная тема. На ней можно получать политические дивиденды. (...) Мы, конечно, ничего не сворачиваем, а будем только увеличивать финансирование по всем направлениям модернизации". На днях замминистра экономического развития Олег Фомичев заявил, что министерство в феврале 2012 г. начнет мониторинг выполнения госкомпаниями программ инновационного развития. К чему все это приведет?


Айпэд для президента

Модернизация - это системная перестройка экономики, которая позволила бы, с одной стороны, увеличить гибкость системы при изменении экономической конъюнктуры, а с другой - должна снизить зависимость бюджета от нефтегазового сектора. Но при сегодняшней ситуации (высокая инфляция и слабые темпы экономического роста) невозможно эффективно проводить модернизацию. "Экономика может не выдержать изменений. Если цены на нефть пойдут вниз, бюджетных средств просто не хватит", - констатирует аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. "Сама по себе идея модернизации и инновационного развития хорошая, но проблема в том, что реализуются только символичные проекты", - сетует управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Идрисов. В первую очередь речь идет о "Сколково" и "Роснано".

Сколько средств предполагается влить в "Сколково", еще в прошлом году не знал даже президент фонда развития центра Виктор Вексельберг. Он оценивал требуемую на ближайшие три года сумму в 50-60 млрд руб. Цифру бизнесмен почти угадал. В начале октября 2011 г. управляющая компания "Фонд "Сколково" подала инвестиционную заявку в ВЭБ на финансирование в размере 135 млрд руб. Таким образом, "Сколково" может стать одним из самых дорогих наукоградов в мире. В итоге ВЭБ выделит 55 млрд руб., а остальные средства будут привлечены за счет партнеров и собственных средств фонда.

Если говорить о "Роснано", то общий объем накопленных инвестиций компании к 2015 г. превысит 300 млрд руб., а с учетом денег инвесторов - 700 млрд руб. По словам главы корпорации Анатолия Чубайса, "Роснано" уже участвует в 36 крупных проектах, на них выделено порядка 93 млрд руб. В середине августа руководитель "Роснано" показал планшетный компьютер отечественного производства, который должен в скором времени заменить портфель с учебниками. Вот только родители подавляющего большинства учеников вряд ли захотят его покупать, учитывая цену в 12 000 руб. Если сравнивать похожие планшетные компьютеры, то индийские производители уже выпустили устройства за $200 и анонсировали гаджет за $99. Кстати, одним из первых проектов, утвержденных госкорпорацией в 2008 г., был проект по производству линз с использованием нанотехнологий. Их выпуск должен был стартовать год назад, но на сегодняшний день финансирование даже не начато.


"Газпром" полетит в космос?

Изменилось ли что-то в компаниях за те девять месяцев после президентского тычка? Если только на бумаге. Во многих холдингах тут же начали появляться отдельные департаменты. Например, в "Роснефти" возник департамент научно-технического развития и была учреждена новая должность вице-президента по инновациям. Начали пересматриваться программы финансирования НИОКР. Так, "Росатом" в этом году пообещал увеличить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 1,4 раза, до 21 млрд руб., "Роснефть" - в 2 раза, до 6 млрд руб. (0,38% от выручки). Затраты холдинга "МРСК" на НИОКР составят 3 млрд руб. (2% от выручки дочерних фирм).

Также все госкорпорации приступили к "рисованию" планов и инновационных стратегий, отчасти рассчитывая и на государственную поддержку. Например, "Газпром", считая своим приоритетом поиск и разведку месторождений углеводородов, включая освоение нетрадиционных ресурсов, заявил о намерении разработать и внедрить к 2018 г. собственную аэрокосмическую систему. В 2016 г. газовый монополист уже надеется проводить работы с использованием методов дистанционного зондирования планеты, а в 2023 г. планируется сконструировать обитаемый подводный аппарат судового базирования и необитаемый дистанционно управляемый комплекс для работы на российском шельфе.

"Роснефть" пока лишь отчиталась о проделанной работе. Это 18 новых технологий, разработанных с 2005 г. в рамках НИОКР. Наиболее значимые из них - центр геологического сопровождения бурения и автоматизированная информационная система управления добычей в режиме реального времени.

Между тем компании, заявляя о крупных инвестициях в НИОКР, как правило, лукавят. Во-первых, российские НИОКР - это не что-то действительно новое, а доработка и адаптация закупаемых за рубежом технологий или улучшение технологий существующих. Во-вторых, в 2009-м и 2010-м на инвестиционные программы государственные компании потратили около $140 млрд. Но если говорить о финансировании исключительно инновационных проектов, то расходы недотягивают и до $3 млрд. Чтобы улучшить отчетность, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер даже выступал за то, чтобы собственные газпромовские инвестиции в НИОКР суммировать с вложениями его "дочек", а глава РЖД Владимир Якунин предлагал их складывать с тратами на обучение работников железных дорог.


Отчитаются лампочками

Почему Дмитрий Медведев уделяет столь пристальное внимание инновационным проектам? Вероятно, это его новый конек - вице-премьером в правительстве он курировал национальные проекты. "Их раскручивали, чтобы обосновать способности Дмитрия Медведева и он смог занять президентское кресло, - рассуждает директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. - Сейчас президент уходит на вторую позицию в стране".

О национальных проектах было объявлено в 2005 г. В качестве приоритетных направлений выделялось четыре: здравоохранение, доступное жилье, образование и сельское хозяйство. Но сейчас обо всем этом благополучно забыли и стараются не вспоминать. Последняя новость на официальном сайте "Приоритетные национальные проекты" датирована 18 мая 2009 г.

В рамках проекта "Доступное жилье" планировалось к 2010 г. увеличить объемы жилищного строительства в два раза. Также предполагалось, что доля населения, способного приобрести жилье, увеличится до 30%. Объем ипотечных кредитов должен был вырасти более чем на треть, до 151 млрд руб., а ставки - снизиться до 8% в 2008 - 2009 гг. Объемы кредитов действительно увеличились, но причина крылась в высокой цене на жилплощадь. В 2008 г., когда ипотека, казалось, начала расцветать, ставка в среднем равнялась 12,7%, в сентябре 2009 г. она превысила 20%. Поэтому эксперты называют этот проект абсолютно провальным.

Аграрный проект был направлен на создание современного сельхозпроизводства, на развитие малых форм агробизнеса, на животноводство и земледелие, а также на преодоление демографического кризиса. Но смертность в селах на 13,4% выше, чем в среднем по России, а детская смертность - на 19,7%. Объем сельскохозяйственного производства в нашей стране в 2010 г. сократился на 11,9% по сравнению с 2009-м и составил 2,44 трлн руб. Зерна в 2010 г. собрали на 37,3% меньше, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,1%, в частности, коров - на 2,5%, свиней - на 0,5%. Если сравнивать с 1990 г., результаты выглядят более плачевно: поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 3 раза, свиней - в 2 с лишним раза, овец - в 3,5 раза, птицы - в 2 раза. Эффект от программы все-таки имелся: без господдержки сельское хозяйство развалилось бы совсем. Со временем становилось все более понятно, что власти не собираются всерьез реализовывать эти проекты, и они постепенно преобразовывались в федеральные целевые программы. Срок их действия вышел - и все заговорили о модернизации.

По мнению экспертов, модернизационная и инновационная риторика продолжится и после выборов. "Будут отчитываться новыми лампочками и планшетниками, доказывая, что модернизация идет полным ходом, - полагает Игорь Николаев. - На самом деле, с точки зрения результативности все очень печально: ничтожно мало делается для развития конкуренции и появления спроса на инновации". Сейчас Россия находится в "доиндустриальной" эпохе. "Спрос на инновации формируется в промышленных странах, а у нас в обрабатывающей промышленности создается всего 6% ВВП, основной объем внутреннего валого продукта генерируется за счет сырья, - подчеркивает Александр Идрисов, - тогда как 80% спроса на инновации формируется технологичным сектором, которого в России практически нет". "Главная для меня инновация - это чтобы во всех моих магазинах была хотя бы телефонная связь, не говоря уж об Интернете, - иронизирует управляющий партнер Management Development Group (сети "Гастрономчикъ" и "Продэко") Дмитрий Потапенко. - В некоторых из них уже появилась инновационная "фишка": мы на 10-метровый спининг привязываем мобильный телефон, чтобы передать информацию в центральный офис. И это в XXI веке".


Четыре года в Кремле

Большие запросы

Обновленная стратегия "Инновационная Россия-2020", которую разработало Минэкономразвития (МЭР), вот-вот должна быть принята правительством. Ожидания чиновников, в отличие от первого варианта, предложенного в конце 2010 г., значительно повысились. Так, к 2020 г. внутренние затраты на исследования и разработки должны составлять 3% ВВП (в первой версии - 2,4%), расходы государства - 1,3% (1,1%) ВВП. В стратегии заложен рост доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50% в 2020 г. с 9,3% в 2010 г. В 2011 г. инвестиции в инновации должны составить 700 млрд руб., а к 2013 г. объем капиталовложений должен увеличиться до 1,5 трлн руб. "Добиться этого будет крайне тяжело, - говорит аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. - Тем более что по итогам 2010 г. планы МЭРа провалились. Предполагалось, что затраты государства на исследования и разработки составят 2% ВВП (вместо этого 1,3% ВВП), а доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, составит 15%, но в реальности эта цифра не превысила и 10%".

Президент продолжает говорить о модернизации и инновациях, о правилах игры для бизнеса и борьбе с коррупцией, о либерализации общества. Но пока все это остается словами. Зато Дмитрий Медведев пытается показать себя и свою самостоятельность. Например, начал кампанию ликвидации статусных постов президентов национальный республик и отправил в отставку таких знаковых политиков, как Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов и Юрий Лужков, а затем провел массовую ротацию руководителей регионов. "За последние три года я поменял половину губернаторского корпуса - где-то за нарушения, проблемы, а где-то просто потому, что нужна ротация", - заявил недавно глава государства на встрече с руководящим составом МВД. Вот только эксперты постоянно отмечают, что, несмотря на подобную "зачистку", собственной региональной команды у Дмитрия Медведева при этом не сложилось - выбор людей на губернаторские посты регулярно поднимал немало вопросов. В качестве примера можно привести назначение Бориса Эбзеева главой Карачаево-Черкесии: став в 2008 г. первым губернатором, назначенным Дмитрием Медведевым, тот не доработал даже до конца своего первого срока.

Кадровая непоследовательность президента, очевидная в регионах, ставит под определенные сомнения и реализацию его нынешней первоочередной задачи по формированию так называемого большого правительства. По словам главы государства, она заключается в возможности оперативного взаимодействия министров с представителями партии власти, местных и муниципальных органов управления и всевозможных институтов гражданского общества. Вот только откуда для всего этого возьмут квалифицированных людей, если с собой из Кремля президент, по мнению экспертов, забирать никого не станет, - большой вопрос. В кулуарах уже обсуждаются первые слухи вокруг "большого правительства": ведущая викторин для детей Тина Канделаки в качестве министра образования, звезда сериала "Универ" Мария Кожевникова как возможный кандидат в руководители создаваемого министерства экологии.

Зато с поста министра финансов ушел Алексей Кудрин, которого Дмитрий Медведев поддерживал на протяжении многих лет и называл едва ли не главным либералом в правительстве. "Дмитрий Медведев - член путинской команды, которую нельзя назвать либеральной, - рассуждает экономист Никита Кричевский. - Собственную же команду ему так и не удалось создать за четыре года пребывания на посту главы государства". Вообще, по мнению экспертов, Дмитрий Медведев легко меняет людей в отличие от Владимира Путина, который "своих" не сдает, а, наоборот, прикрывает: большинство министров занимают посты на протяжении многих лет, поскольку для премьера важна его команда. Того же Кудрина Медведев называл ценнейшим профессионалом, благодаря которому стране удалось избежать последствий кризиса 2008 г., а потом стремительно его уволил, заявив, что никогда не был согласен с проводимой им финансовой политикой.

Другой пример такого же рода - сентябрьский разгон партии "Правое дело", вероятно, создававшейся в качестве возможного плацдарма для самого Дмитрия Медведева. Очевидно, что лидер ПД Михаил Прохоров на старте заручился поддержкой президента, иначе бы осторожный шеф "Онэксима" не начал столь масштабного проекта. Тезисы программы "правых" тоже были президентские - прорыв в развитии России, модернизация экономики, либерализация общественного устройства. Однако в начале осени администрация президента положила конец перспективному начинанию. Планы Дмитрия Медведева изменились, и проект Михаила Прохорова моментально "закрыли" за ненадобностью.

Подобное поведение президента эксперты отмечают особенно: от собственных проектов, важность и полезность которых была подчеркнута сотни раз, равно как и от людей, их реализующих, Медведев отказывается чрезвычайно быстро, как только те перестают быть нужны. Так, в частности, было с задумками либерального переустройства общества, такое будущее аналитики прочат и нынешней медведевской модернизации.

"Дмитрий Медведев - не либерал, - подчеркивает Игорь Николаев. - Слова были. Но на деле больше оригинальности, как, например, сокращение часовых поясов, переименование милиции в полицию и проект циклопической Москвы. Одновременно с этим чехарда с налогами, увеличение сроков полномочий президента до 6 лет, нижней палаты парламента до 5 лет. Перевешивают явно не либеральные вещи".

Еще до выборов Владимир Путин предложил Дмитрию Медведеву премьерское кресло в будущем правительстве. "Президент и премьер всегда были одной командой, - рассуждает Борис Титов, председатель "Деловой России". - У одного была больше нацеленность на либеральную общественность, у другого - на консервативно-патриархальную. Но цель одна: стабильность в стране, которая все эти годы обеспечивалась за счет высоких цен на нефть, поддержки крупного, в основном нефтяного бизнеса и решения социальных проблем". При этом за различными заявлениями о необходимости либерализации государственной политики скрывалась лишь риторика. Намерения не подтверждались конкретными действиями. Ремонт был лишь косметическим. "Принуждение к инновациям не изменит экономическую систему в целом, - резюмирует Борис Титов. - Должны быть стимулы, а для этого необходимы более глубокие экономические преобразования".