Top.Mail.Ru
архив

Попросили на посадку

Валерий Окулов, профессиональный штурман, а по совместительству зять первого президента России, стоит у штурвала «Аэрофлота» с 1997 года. По его собственным словам, он никогда не пытался воспользоваться своими семейными связями в вопросах, касающихся бизнеса «Аэрофлота». Хотя, как поговаривают, Окулов – единственный человек из «семьи», которого Борис Ельцин просил не трогать после своей отставки. Впрочем, свою лояльность Окулов сумел доказать и новому президенту. За первые два года менеджер полностью сменил команду, оттеснив от финансовых потоков компании структуры Бориса Березовского. В итоге в 2000 году «Аэрофлот» впервые получил чистую прибыль по международным стандартам.
В актив Окулова можно записать и ежегодный рост авиаперевозок, и обновление авиапарка, и строительство нового терминала в Шереметьево. Конечно, всегда найдется, в чем упрекнуть, а тем более генерального директора крупнейшей авиакомпании страны. Это и невыполнение обязательств по закупке российской авиатехники, и катастрофа самолета «дочки» – «Аэрофлот-Норд», и снижение объемов перевозок. Впрочем, участники рынка уверены, что в сегодняшних условиях мирового кризиса вряд ли кто справится с авиакомпанией лучше, чем нынешний гендиректор.
Чем же могут руководствоваться в правительстве, предполагая рокировку? После неудачи альянса AirUnion и затягивания с объединением «Росавиа» – по сути, они должны были составить прямую конкуренцию «Аэрофлоту» – существует еще одна версия. Валерий Окулов всегда сопротивлялся бездумному объединению активов. Ему же в последнее время пытались навязать обремененную долгами «Сибирь». Слияние двух крупнейших в России перевозчиков позволило бы аккумулировать денежные потоки и пустить их в одном направлении (сам «Аэрофлот» за последние годы увеличил их в разы). Не исключено, что именно отказ Окулова и заставил задуматься о его замене. К тому же, похоже, что и срок неприкосновенности последнего оставшегося в бизнесе члена семьи Бориса Ельцина подходит к концу. Да и Владимир Путин уже не во главе государства.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
«В сегодняшних условиях «Аэрофлот» нормально работает и развивается. У компании высокий уровень безопасности полетов, низкая аварийность, отсутствие катастроф. Объемы авиаперевозок снижаются у всех, и вины Окулова здесь нет. Вероятным кандидатом на кресло главы «Аэрофлота» называют первого вице-президента АФК «Система» Виталия Савельева, которого государство выдвинуло в совет директоров компании. Но у «Системы» никогда не было авиационного бизнеса. Что будет делать человек, не имевший к авиации никакого отношения, непонятно. Это мы видели на примере самой Росавиации, когда в ведомстве постоянно менялись руководители и никто ни за что не отвечал. Если новый гендиректор выбирается по принципу политической лояльности, это неправильно. Руководитель должен быть профессионалом. Таким является Валерий Окулов. Он сумел получить знания в управленческой и экономической сфере, смог многого достичь. И явных причин для его замены нет. Кроме того, не факт, что с заменой гендиректора компании не станет хуже».

Наталья Сорокина, аналитик ФК «УралСиб»:
«За генеральным директором стоит главный акционер в лице государства. Кто бы ни возглавил компанию, позиция «Аэрофлота» как ключевого национального перевозчика не будет в дисбалансе с государственной. Например, решения о покупках Airbus и Boeing было продиктовано более высокими государственными интересами. В этом плане со стратегической точки зрения фигура гендиректора как личности не внесет ключевых изменений в политику компании. В любом случае новая кровь означает пересмотр каких-то позиций, новый взгляд на устоявшиеся вещи. В текущих условиях это плюс.
Еще раз отмечу, что смена гендиректора не повлияет на деятельность компании в глобальном смысле, но может помочь эффективности предприятия. Одним из преимуществ нового руководителя может стать решение вопросов тактического характера. Но это уже зависит от конкретной кандидатуры и ее бэкграунда».