Попытка прощупать рынок: «ВкусВилл» расширяется в СНГ

«ВкусВилл» продолжает экспансию в СНГ: компания начала поставки на рынок Казахстана, и приобрести продукцию сети теперь можно онлайн и офлайн. Эксперты, опрошенные «Компанией», разошлись во мнениях относительно перспектив продвижения бренда в ближнем зарубежье: уехавшим россиянам пока не до жиру, а для местного населения это всего лишь малознакомый и не слишком доступный бренд. С другой стороны, сегмент «средний+» открывает хорошие возможности для конкуренции, а местный потребитель слабо отличается от российского, рассуждают они. 

«Сложная логистика и малоизвестный бренд»

Сеть магазинов «ВкусВилл» продолжает свою экспансию на зарубежные рынки: на этот раз она запустила продажи в Казахстане. Как сообщили ТАСС в пресс-службе ритейлера, товары компании теперь присутствуют в стране онлайн и офлайн. Заказать их можно на маркетплейсе Megapit.

Большая часть продукции, поставляемой в Казахстан, подразумевает возможность длительного хранения (более 30 дней). Сюда относятся консервы, крупы, масло, соусы, детское питание и прочее. Поставки реализуются с помощью дистрибьютора Brandpoint. Снеки и перекусы от «ВкусВилла» теперь продаются на заправках Q-Store и в кинотеатрах сети «Кинопарк». Кроме того, продукция сети вскоре появится в местных магазинах «Юбилейный» и Green Bean.

По данным «Коммерсанта», домен kz-vkusvill.ru компания зарегистрировала в мае и на сайте «ВкусВилла» уже можно найти каталог товаров ритейлера для оптового заказа в Казахстан. При этом эксперты, опрошенные изданием, заявили, что компании будет непросто приспособиться к местному рынку из-за логистических трудностей и слабой известности бренда на месте.

По словам независимого эксперта Ирины Болотовой, казахстанский рынок на 12–15 лет отстает от российского. Оборот розничной торговли страны в прошлом году составил 34,5 миллиарда долларов, в то время как в России схожая цифра — 38,4 миллиарда долларов — приходится только на оборот X5 Group и «Магнита». Кроме того, активному наращиванию поставляемого ассортимента могут помешать трудности в организации логистики, поскольку расстояние между городами в Казахстане довольно значительное, заключила эксперт.

Будет ли спрос

Увеличивать свое присутствие на рынках СНГ компания начала в 2022 году. Вместе с Boxberry «ВкусВилл» организовал оптовые поставки своих товаров в Белоруссию, Армению, Киргизию и Таджикистан, а весной этого года продукция стала поставляться на рынок ОАЭ. При этом ритейлеру еще есть куда расти: «ВкусВилл» пока не представлен на рынках Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана и Грузии.

В сети не ответили на запрос «Компании» о перспективах дальнейшего расширения, отметив, что «ВкусВилл» традиционно не анонсирует свои планы. Потенциал компании на рынках стран ближнего зарубежья оценили эксперты.

«ВкусВилл» очень удачно развивается на рынке России, констатировал председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. Рынок СНГ близок к российскому, там «совершенно понятный и похожий потребитель», заметил он. «К тому же у “ВкусВилла” в Казахстане практически нет конкурентов — сегмент полезных и натуральных продуктов в категории “средний+” в СНГ совершенно пустой. Поэтому, думаю, это хорошее, правильное направление развития», — заключил он. По мнению Миронова, открытие отдельных магазинов в Казахстане — вполне вероятный и закономерный сценарий, как и в целом расширение присутствия в СНГ.

Выход компании в страны ближнего зарубежья всего лишь попытка прощупать рынок, считает основатель и управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. Если посмотреть на карту распространения магазинов «ВкусВилл», можно заметить, что это города-миллионники, в которых есть условный средний класс, способный позволить себе подобного рода продукты, обращает внимание он.

«“ВкусВилл” — это такая “Азбука вкуса” для бедных. Он работает для сегмента “средний+”. И для Казахстана с его 19 миллионами населения ждать активной раскрутки не стоит», — считает спикер. По его словам, в дальнейшем ритейлер действительно может открыть свое представительство в Казахстане, но работа все равно будет вестись через партнеров, как это происходит на любом достаточно бедном рынке.

Не согласился эксперт и с тезисом о том, что потребительскую аудиторию «ВкусВилла» могут составить уехавшие россияне (об этом в разговоре с «Коммерсантом» ранее заявил гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров). «У них основная задача сейчас — как бы себе штаны на задницу натянуть. Тот факт, что кто-то из уехавших где-то купил недвижимость под паспорта, не говорит о том, что это какая-то общая тенденция», — заметил Потапенко.

«Эмиграция, какой бы она ни была, будь то эмиграция первых волн при большевистском перевороте, либо сейчас — это всегда потрепанный сюртук. Напомню, что наши дворяне и князья работали в качестве посудомоек и всех остальных. И фундаментально в эмиграции ничего не меняется», — заключил он. Часть уехавших специалистов на фоне запрета удаленки в ряде российских компаний уже лишились заработка, поэтому рассчитывать на эту категорию потребителей довольно наивно, полагает управляющий партнер Management Development Group Inc.