Порог бедности
Портрет российской бедной семьи
Исследование GfK MR Russia, декабрь 1999 года, опрошено около 100 семей
Среднемесячный доход - менее 400 руб. на человека в семье
Образование - среднее или среднее специальное образование, около 25% -высшее
Причины бедности - потеря работы (30%), болезнь или смерть родственников (30%), рождение детей или выход на пенсию (10%), женитьба, переезд на новое место жительства, возвращение из армии, невыплата зарплаты
МАРКЕТИНГОВОЕ агентство GfK MR Russia опубликовало данные своего исследования потребителей с низкими доходами. По данным компании, более четверти всех потребителей - люди, чьи доходы не превышают 400 руб. Огромная группа потребителей (27 млн человек по всей стране) имеет собственные законы и, судя по исследованиям GfK, в огромной степени определяет положение многих российских компаний на рынке. Именно бедным людям, по данным исследования, принадлежит "авторство" взлета популярности российских производителей продовольствия, сигарет, бытовой химии. Именно бедные не позволили в 1999 году окончательно "провалиться" продажам российских фармацевтических заводов. Однако исследование показывает: предпринимателям, рассчитывающим на эту группу населения, стоит десятки раз подумать о своей маркетинговой стратегии.
Структура доходов
- 75-90% дохода - заработная плата, пенсии, детские пособия
- около 40% имеют дополнительные источники дохода - случайные приработки
- сбережения и накопления практически отсутствуют
Структура расходов
- около 67% своего бюджета беднейшие семьи тратят на еду
- плата за квартиру и коммунальные услуги - 14% расходов
- доля расходов на проезд в общественном транспорте - 7%
- на одежду/обувь уходят другие 7% семейного бюджета
- три четверти опрошенных не покупали никакой одежды в этом году
- на мыло, шампуни, зубную пасту, чистящие средства и бытхимию уходит около 5% бюджета
- раз в месяц некоторые семьи пьют пиво или водку
Личное имущество
- менее 10% имеют собственную автомашину. Как правило, это подержанные отечественные автомобили
- холодильники есть в большинстве опрошенных семейств
- стиральные машины есть примерно в 20% домохозяйств
- большинство опрошенных семейств имеют телевизор
- 10% имеют собственный видеомагнитофон, приобретенный еще до 1997 года
- в 1999 году никто из опрошенных семейств не покупал видео/аудио технику
Отдых
- около 50% имели отпуск, но провели его дома
- 40% проводили время за городом или на даче
- 10% опрошенных за последний год не имели отпуска, а предпочли работать и получить за это финансовую компенсацию
- большинство опрошенных за последний год не посещали никаких мест отдыха.
Приоритеты
- поскорее найти новую работу, любой заработок, даже временный
Так, например, исследования GfK показывают причину резкого провала продаж на рынке сверхдешевой бытовой электроники и техники: даже самый низкий ценовой уровень, достигнутый "серыми" и "черными" импортерами, не может удовлетворять возможностям бедной семьи. Данные GfK объясняют причины, по которым падение доходов населения не вызвало роста малого бизнеса, особенно в сфере услуг. Выяснилось, что беднейшие слои населения, на которые традиционно ориентируется весь малый бизнес, из категории "услуги" потребляют лишь услуги по ремонту обуви и парикмахерские. Бедность в России - это ограничения потребления до уровня необходимых услуг, важных для выживания. Кстати, поразительны данные GfK, опровергающие мнение о "пьянстве нищих": лишь незначительная часть опрошенных семей пьют пиво или водку раз-два в месяц - на пьянство просто не хватает денег.
Судя по причинам, которыми опрошенные объясняют собственную нищету, расслоение между по-настоящему бедными людьми и людьми с невысокими доходами будет продолжаться и в будущем: лишь 30% из бедных - безработные, остальных ввергли в нищету проблемы из категории "бедствий": смерть родственников, переезд, рождение детей. Кстати, мнение о том, что бедность - устойчивое социальное явление в странах третьего мира, не исчезающее даже с ростом промышленности, неожиданно подтвердилось в марте в докладе аналитиков Всемирного банка: в своем докладе, посвященном "силе нищеты", президент ВБ Джеймс Вульфенсон с горечью признал, что с бедностью в развивающихся странах практически невозможно бороться традиционными экономическими методами.
Бедным от этого, впрочем, не легче.