Porsche Cayenne III: обтекаемый и острый
Cayenne — это не просто автомобиль, в России это символ эпохи и синоним слова «роскошь». У многих отечественных автомобилистов он ассоциируется с зажиточными нулевыми, ночной жизнью столицы и, конечно же, с динамичной ездой, полной драйва и ярких впечатлений. С момента появления первого поколения Porsche в нашей стране в далеком 2007 году многое изменилось. Сейчас уже кажется, что это было не в этой жизни. Поменялись облик Москвы, культура вождения, запросы автомобилистов, цены на автомобили… Но неизменными остались те черты, за которые мы так любим этого гостя из далекого Штутгарта.
Внешний облик
Выразительный дизайн — визитная карточка этого легендарного SUV. Porsche обладает характерными чертами хищника, его невозможно спутать ни с одним другим автомобилем в потоке. И если сравнивать с рестайлингом Porsche второго поколения, то внешне свежий Cayenne практически не изменился. Хотя добавилось несколько выразительных деталей.
В первую очередь это активный спойлер, который меняет угол наклона в зависимости от скорости автомобиля, играя роль аэродинамического тормоза. Конечно, чтобы по достоинству оценить его работу, необходимо разогнаться до 150 км/ч, а у нас нет дорог, где можно ехать без ограничения скорости, как в Германии например. Впрочем, уже даже на быстром старте вы начинаете ощущать работу этого девайса. Кроме того, спойлер делает внешность Cayenne еще более обтекаемой и стильной, намекая на спортивный характер и бескомпромиссность этого породистого SUV.
Изменению подверглась и задняя оптика автомобиля. Точнее было бы сказать, что теперь это один цельный элемент, который идет через всю корму. Таким же решением могут похвастаться практически все свежие модели — от Taycan до Panamera, так что появление его на Cayenne III было весьма ожидаемо.
Еще одним внешним изменением стало и то, что автомобиль приятно «похудел», сбросив 55 кг в базе. Новый Cayenne в комплектации 3.0 Tiptronic весит менее 2 тонн (1985 кг) при длине автомобиля почти в 5 метров (4931 мм), притом что модель второй генерации в стоковом варианте весила 2040 кг.
Салон и мультимедиа
Несмотря на то что Cayenne потерял в весе, разработчикам удалось расширить внутренне пространство. Так, багажник нового Cayenne может похвастаться объемом в 770 л против 670 л у второго поколения.
Когда садишься в салон , понимаешь, что Porsche — это бренд, который если и конкурирует с кем-то, то только сам с собой. Эргономика Cayenne II практически не вызывала нареканий и считалась эталоном у многих любителей как быстрой езды, так и семейных путешествий. И вот, казалось бы, когда уже нечего совершенствовать, разработчики III поколения внедрили множество приятных мелочей, которые в совокупности помогают достичь нового уровня комфорта.
Достаточно сказать, что пассажиры заднего ряда могут регулировать уровень наклона спинки своих сидений в диапазоне 11–29 градусов с шагом всего в 2 градуса. При этом спортивный характер кресел удивительным образом сочетается с мягкостью материалов обивки. При динамичной езде автомобиль будет держать пассажиров в тонусе, но при спокойном передвижении по городу кресла заднего ряда буквально обволакивают сидящих на них людей. Так и уснуть недолго, благо шумоизоляция в Porsche позволяет забыть о том, что вы вообще находитесь в потоке на городской магистрали.
Также даже в базовой версии нового Cayenne у сидящих на задних креслах есть свой блок управления системой климат-контроля, так что не придется отвлекать водителя вечными спорами и просьбами сделать кондиционер / печку посильнее или поменьше.
Впрочем, отвлечь водителя в Cayenne едва ли получится. Мультимедийная система автомобиля управляется голосом и способна скорректировать любые настройки — от изменения температуры в салоне до включения любимой музыки и поиска магазинов на вашем маршруте. При этом автомобиль говорит с вами на безупречном русском языке и хорошо распознает любые команды.
Более того, в новом Cayenne даже в базовой комплектации доступна система Porsche Connect, которая сильно облегчает поездку еще до ее начала. Водитель может включить обогрев салона, построить маршрут к нужной точке или проверить уровень топлива, не покидая жилища, получая информацию с экрана своего телефона. Что и говорить, приложение помогает выстроить планы на день и сэкономить время. Рекомендую использовать утром вместе с планировщиком задач — сами удивитесь, как много можно успеть, если тратить меньше времени на дорогу, заправки и выстроить правильно маршрут покупок.
Порадовал и дисплей мультимедийной системы: он стал шире, буквально выдавив дефлекторы вентиляции под себя — удобно и для водителя, и для пассажира спереди. Настройки дисплея понятны на интуитивном уровне и помогают вывести любую информацию — от компьютера поездки до данных о техническом состоянии автомобиля — за считаные секунды. Сенсоры легко откликаются на нажатие клавиш, а экран практически не пачкается, даже если общающийся с ним пассажир недавно ел мороженое, чипсы и другие вкусняшки, которые так любят дети. Для отцов больших семейств, коим и является ваш покорный слуга, непачкающийся дисплей — очередное проявление заботы от автоконструкторов из Штутгарта. Спасибо, я оценил.
Завершая разговор об управлении мультимедиа, нельзя не упомянуть рулевое колесо, так как именно через него осуществляется значительная часть общения водителя с автомобилем. Руль остался агрессивным и больше напоминает уменьшенный вариант штурвала гоночной яхты, разве что с функциями вызова, лепестками переключения передач и колесиками для управления интерактивным меню прямо на приборной панели автомобиля. Кстати, последняя в нашей комплектации — полностью виртуальная. Из аналогового на торпеде остались разве что часы, которые являются скорее данью уважения традициям, стремлением следовать классической гоночной школе, из которой и вышли все современные Porsche.
Вообще, разнообразие систем управления новым Porsche Cayenne и обилие опций, помогающих водителю общаться с автомобилем, заставляет серьезно задуматься и почувствовать себя писателем-фантастом, оказавшимся в собственной повести в далеком-далеком будущем. Кажется, что четвертое поколение автомобиля станет управляться силой мысли, а умные ассистенты будут обладать таким набором функций, как «очистить карму», «улучшить Soft skills водителя в поездке» или «повысить уровень вибраций вселенной вокруг владельца автомобиля».
Дорога нас рассудит
Что касается «вибраций» в классическом понимании — то их в салоне просто нет. И дело здесь не только в качестве материалов, которые использовались при отделке салона, но и в разношироких колесах. В нашем случае на дисках с радиусом в 21 дюйм красовалась резина на 285 мм спереди и на 315 мм сзади. Cayenne идет не просто плавно, а буквально выплывает на гладь дороги и вальяжно следует в потоке. Примечательно, что, когда нужно ускориться, автомобиль делает это мгновенно, но ни пассажиры, ни водитель не чувствуют характерных рывков при переключении передач.
Чтобы в этом убедиться — просто останавливаюсь на безлюдном участке, зажимаю тормоз и газ одновременно, а потом отпускаю одну из педалей. Характерный хлопок выхлопной системы — и меня буквально вдавливает в спортивное кресло. Больше ни одного рывка или подергивания — как на американских горках. Ты просто взлетаешь, вжимаясь в кресло. Коробка работает идеально плавно, ни малейшего намека на переключение передач. При этом тестовый экземпляр разгоняется до 100 км/ч за заявленные 3,9 секунды, что делает этот кроссовер самым динамичным в своем классе. Впрочем, едва ли можно было ожидать чего-то другого от автомобиля с такими спортивными генами, как у Porsche.
Я понимаю, что даже у Porsche должны быть свои недостатки. И мне предстоит их нащупать, поэкспериментировав с управляемостью автомобиля. На скорости пытаюсь вилять колесами, чтобы понять сцепление автомобиля с дорогой. Да и просто интересно, насколько этот достаточно большой корабль будет кренить или вести. Ответ одновременно разочаровывающий и ожидаемый. Ее не кренит и не уводит. Свою роль играет система подруливания задними колесами, она, кстати, существенно помогает и при парковке. Кроме того, важную роль в улучшении управляемости играют стабилизаторы нового поколения — они теперь даже в базовой комплектации полностью электрические, в то время как на Cayenne II устанавливалась механическая система. В общем, нужно быть очень рисковым водителем и приложить максимум усилий, чтобы добиться хоть какого-то заноса от Cayenne или на градус накренить автомобиль даже при большом ветре и внушительной скорости движения.
В надежде придраться хоть к чему-нибудь в новом Cayenne съезжаю с асфальтированной дороги на проселочную. Что уж говорить, для полноценного бездорожья этот автомобиль совершенно не предназначен, и тут глупо ожидать от него хоть каких-то результатов, а вот по гравию, гальке, да и просто по раскатанной дороге владельцам Porsche ездить иногда приходится. Так что проверим, насколько новый Cayenne готов к таким покрытиям.
Опасался повредить диски или резину, но дорога была в удобоваримом состоянии, так что опасения оказались напрасными. Целью вне трассы было понять «внедорожные режимы» нового SUV, коих в Porsche целых 4 — «Гравий», «Камни», «Песок» и «Грязь». Выбираем самый жесткий — «Камни» — автомобиль меняет клиренс, управление тягой, ощутимо меняется и переключение передач, но неизменной остается плавность хода и сцепление с поверхностью. Это же касается и режима «Грязь»: автомобиль берет пару секунд на изменение настроек и адаптируется к новому вызову со стороны водителя. В общем, на размытой дороге в поселке вы будете чувствовать себя вполне комфортно даже на гравийном покрытии, но вот соваться в лес или поле крайне не рекомендую.
Я же решил запечатлеть свои эмоции от езды по легкому бездорожью и воспользовался еще одним приложением от Porsche — Offroad Precision. Нехитрая программа на телефон позволяет записать вашу поездку по бездорожью, чередуя кадры преодоления препятствия с информацией о техническом состоянии авто в дороге, расходе топлива и пройденном маршруте. Остается лишь наложить поверх видео эпичную музыку и вуаля — огненный контент для соцсетей готов и ждет лайков.
Вместо заключения
Несмотря на то что внешне Cayenne III очень похож на предыдущее поколение, в нем появился ряд особенностей, который делает автомобиль еще более выразительным, подчеркивая философию и стиль, свойственные всем моделям Porsche с первых дней их создания.
Инженеры из Штутгарта отлично умеют делать вещи, которые половину своей жизни считаются дорогими и инновационными (самый свежий пример — Porsche Taycan), а во второй половине становятся легендарной классикой (как, например, Porsche 911), и ценник на них возрастает еще больше. Впрочем, эти немецкие автомобили очень похожи на своих владельцев, которые в первой половине жизни — амбициозные яппи, полные надежд, одетые по последней моде и щеголяющие суперсовременными гаджетами, а потом, спустя 30–40 лет, — благородные джентльмены с седой, но стильно стриженой бородкой, в дорогом костюме и с азартным блеском в глазах. Блеском, выдающим в них путешественников, творцов и вечно молодых людей, которые так легко меняют представления окружающих о мире, бизнесе и искусстве.
Дмитрий Баранов, управляющий директор бренда Porsche ГК АВТОDOM:
Porsche Cayenne III умеет удивлять, каждый раз — новыми опциями. Автомобиль стал не просто технологичнее и маневреннее, он значительно добавил в комфорте, улучшив при этом скоростные характеристики. Конструкторам Porsche удалось совместить противоположные по своей философии вещи — гоночный стиль и удобство салона как для водителя, так и для пассажиров. Теперь автомобиль выделяется в потоке так же, как выделяется олимпийский чемпион среди спортсменов-любителей.
Несмотря на то что третье поколение Cayenne появилось относительно недавно, версия Coupe уже громко заявила о себе в гоночном мире. Так, пилот Porsche Ларс Керн установил рекорд скорости на этом автомобиле в Нюрбургринге, преодолев 20,8 км за 7 минут 38 секунд. Предыдущее достижение было на 3 секунды скромнее. Такой результат дал право Porsche Cayenne Coupe считаться самым быстрым кроссовером Нюрбургринга. Впрочем, наши соотечественники помимо скорости оценят обновленный интерьер салона и возможности задать индивидуальные настройки под каждого участника поездки — включая самых маленьких пассажиров. Достоинства нового Cayenne в полной мере ощущаешь при долгих путешествиях: несмотря на спортивную динамику, каждое кресло настраивается под пассажира и запоминает все параметры, которые задаются при регулировке. Гоночные «ковши», обтянутые алькантарой, как будто говорят — жесткость не главное, и даже спортивный автомобиль может быть мягким и роскошным.
Егор Симачев, артист Большого театра, основатель сети балетных школ «Мастерская балета Егора Симачева»:
Cayene III — это, пожалуй, один из самых запоминающихся автомобилей. Впечатления от владения другими авто меркнут по сравнению с теми эмоциями, которые дает Porsche. Внешне новый флагман марки подкупил меня тем, что напоминает легендарный 911, только исполненный в варианте SUV. Есть многие черты, которые у них перекликаются, отсылая к тем славным временам, когда производители автомобилей не заботились об экологичности и мультимедийной системе, а главными были мощь двигателя, объем и скорость разгона до сотни.
Впрочем, Cayenne III приятно удивил не только динамикой и управляемостью, но и габаритами. Несмотря на достаточно большую вместимость, он не занимает много места на парковке, а благодаря системе подруливания и камерам с каждой стороны можно легко припарковаться даже на узких улочках центра столицы. По-настоящему эти парковочные девайсы начинаешь ценить в зимний период. Понимаешь, где система реагирует на неубранный снег, на который можно легко заехать, а где есть возможность зацепить бордюр или, например, стоянку для велосипедов, которая на другом автомобиле оказалась бы в слепой зоне, но на Porsche ее можно отчетливо разглядеть с помощью камеры, выведенной на дисплей мультимедиа.
Вообще, поначалу обилие электроники в новом Cayenne несколько настораживает. Первые полгода ты пытаешься разобраться, какие у него есть ассистенты водителя, какие режимы вождения и как они визуализируются на дисплее. А потом ты думаешь, как раньше мог жить без этих полезных и таких простых опций. И это еще одна вещь, из-за которой Porsche Cayenne сложно променять на автомобиль какой-либо другой марки. Он помогает вам буквально во всем: от поиска маршрута и прогрева двигателя, пока вы еще сидите дома и общаетесь с ним через телефон, до выбора музыки и подкастов в дороге, пока вы движетесь на работу.
Подкупает и, не побоюсь этого слова, универсальность нового Cayenne. С одной стороны, он стал более семейным: переключаете машину в соответствующий режим — и она едет с малым расходом топлива, позволяя пассажирам наслаждаться видами города или природы. В нем вполне хватает места для семьи из пяти человек и питомца. Для меня еще важен был размер багажника, так как на гастроли для всего коллектива приходится возить реквизит. И с этим наш штутгартский гость справляется на отлично.
Впрочем, иногда хочется немного другой езды. Когда дети с женой дома, а ты только едешь из студии, периодически возникает желание протестировать динамику Porsche. Не потому, что ты куда-то опаздываешь, а потому, что приятно почувствовать, как автомобиль набирает заветную сотню за считаные секунды. Тогда ты просто выбираешь режим Sport или Sport Plus, слегка придавливаешь педаль газа, и, после того как спидометр переваливает за трехзначную цифру, приходит радость и осознание. Осознание того, что Porsche Cayenne экстремально мощный кроссовер. И сегодня сложно найти автомобиль, который мог бы сравниться с этим породистым и динамичным SUV.