Top.Mail.Ru
lifestyle

Пошли по течению: как проходит реабилитация Москвы-реки

Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва» Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Общая протяженность набережных Москвы-реки — более 200 километров, и очень долгое время эта золотая земля считалась участком «второго сорта». В 2014 году воодушевленные успехом «Москва-Сити» девелоперы и власти по-новому взглянули на природный актив. О том, как преобразились берега и куда теперь потекут деньги инвесторов, речь шла на круглом столе «Набережные без границ — как Москва развивает прибрежные территории на протяжении 10 лет». 

Долгие годы Москва-река мешала транспортникам, строителям и самим москвичам. Титульная река не была ни логистической артерией, ни центром притяжения. Несмотря на то что непосредственно к воде примыкало 10% территорий в границах старой Москвы, проживало там всего 2% населения. И это в то время, как дома с видом на воду в Стамбуле, вдоль Босфора, или в Амстердаме, вдоль реки Амстел, — самые дорогие и застройка там самая плотная.

Это, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, объясняется исторически: на Москву-реку никогда не смотрели с точки зрения качества жизни, а к воде был исключительно утилитарный подход, связанный с нуждами промышленности или ЖКХ.

В 2014 году, во время строительства «Москва-Сити», на водный объект решили посмотреть по-другому: река благодаря интересным девелоперским проектам становилась обитаемой, и столичные власти объявили конкурс по поиску идей преображения набережных.

Проблема приспособления реки к городу, а города к реке существует во многих странах мира, подчеркивает соучредитель Агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский. В Москве около 25% территорий вдоль реки еще 10 лет назад были промтерриториями, и городу совместно с инвесторами предстояло решить вопрос редевелопмента ржавого пояса, изменения речного фасада зданий, реализовать идеи непрерывности, безопасности, включить реку в культуру и спорт.

Победителем было признано архитектурное бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна. Предложенная этой командой концепция превращения реки в городской позвоночник была взята за основу при реализации множества проектов. И хотя документально оформленной программы развития реки — с бюджетами, сроками реализации — не было, с 2015 года началась реабилитация реки.

«То, какой Москва-река была 10 лет назад и что она представляет собой сегодня, — это две принципиально разные реки. Благодаря тому, что река стала ценным активом, а не пассивом, капитализация города как сверхобъекта недвижимости серьезно возросла», — отмечает Сергей Кузнецов.

Вдоль воды строятся большие городские кластеры: Северный и Южный речные порты, Рублево-Архангельское, Мневники, и девелоперы учатся превращать большую воду в огромное конкурентное преимущество.

Благодаря реализации программы преображения набережных Москва становится городом-курортом. Как подчеркивает Сергей Кузнецов, реализуется рекреационная функция реки: люди с удовольствием проводят отпуск в Москве, причем именно в формате отдыха у воды. 

Трамваи и такси пойдут по воде

Река перестала разъединять территории и людей благодаря строительству более десятка мостов, организации непрерывного движения по набережным, запуску (после почти 15 лет обсуждений) речных трамвайчиков.

«Идея всесезонного речного транспорта позволила бы отказаться от автомобиля: выходишь из дома — и через 5–7 минут на причале, откуда отходят комфортные суда. Новые районы, например “Сити”, проектировались уже с таким расчетом», — подчеркивает заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алексей Митяев. По его словам, изначально планировалось два речных маршрута, сейчас проектируют уже семь, которые выйдут и в Подмосковье, в том числе в Химки. «В течение 3–5 лет мы увидим достаточно серьезное влияние речного транспорта на способы перемещения по столице», — уверен Митяев.

Новый вид общественного транспорта, который подтянул и такую необычную в современных условиях функцию для столицы: Москва начинает строить свой собственный флот на современной верфи в Нагатино.

У девелоперов есть чем ответить. По словам руководителя компании FORMA Ильи Чепрасова, первый причал для водного электротакси появится в столице уже в этом году. Понтонная пристань будет создана на территории Южного порта, где сейчас реализуются новые проекты городской застройки на месте бывших промзон. Планируется, что перевозку пассажиров будут осуществлять маломерные суда бизнес- и премиум-класса. В настоящий момент FORMA ведет переговоры с оператором сервиса. Кроме того, на набережной квартала Portland, возведут зону для швартовки и обслуживания личных яхт и катеров.

Это лишь часть масштабного проекта создания водной инфраструктуры. К 2030 году здесь должны появиться понтонный бассейн с подогревом, летний пляж, спортивные и игровые площадки… Суммарно в создание объектов на воде и рядом с водой на территории Portland FORMA намерена инвестировать более 1 млрд рублей, половина из которых приходится на благоустройство набережной.

Речной трамвайФото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы.

По словам Ильи Чепрасова, в Москве всего 5% нового жилья возводится на берегах реки. «Мы видим растущий спрос не только на дома у воды, но и на реальные возможности включить реку в свои повседневные планы активности и отдыха. В свою очередь, наша аналитика говорит об огромном дефиците инфраструктуры для водных видов досуга в южной части Москвы. Данные исследования подтверждают, что в этом районе столицы подобных объектов на 70% меньше, чем на западе и северо-западе, и в два раза меньше, чем на севере», — отметил он.

Юг города уступает другим направлениям по числу яхт-клубов, наличию инфраструктуры для водных видов спорта: сапсерфинга, вейксерфинга и вейкбординга, плавания на байдарках.

Застройщики решили исправить ситуацию. Свой вклад в это вносит и компания «Аеон Девелопмент», анонсировавшая инвестиции в благоустройство в размере 2 млрд рублей. Средства пойдут в том числе на обустройство футуристичной многоуровневой набережной с прозрачным ярусом, которую спроектировало международное бюро West 8, и на строительство яхтенного порта на 200 судов, который обещает стать крупнейшим в российской столице.

Девелопер благоустроит береговую линию длиной два километра, а за счет понтонов доведет глубину набережной до 25 метров. Проект планируется разбить на шесть тематических зон: марина, пирс с площадками для занятий спортом, десяток плавучих терм и открытые бассейны, искусственный залив с амфитеатром (зимой площадка будет превращаться в каток), оздоровительный променад с хвойниками.

Зонирование станет осуществляться не только по горизонтали, но и по вертикали: самый высокий прогулочный маршрут будет проложен на высоте 8-го этажа.

По словам управляющего партнера «Аеон Девелопмент» Дмитрия Старостина, компания нацелена на реконструкцию портового крана высотой 49 метров, который призван стать уникальным арт-объектом и популярным символом города. 

С видом на воду

Визуальные и рекреационные качества постепенно стали приоритетными для водных городских артерий, полагает директор по реализации масштабных проектов, член правления Capital Group Михаил Хвесько. Он подчеркнул, что Capital Group еще 10 лет назад выступила с инициативой по благоустройству пространства вдоль реки. Ключевые принципы развития набережных — создание единой среды, выполняющей социальные функции с высокой проницаемостью и транспортной доступностью, — компания реализует в собственных проектах — «Золотой», Capital Towers, «Бадаевский».

Такое обилие новых речных проектов объясняется тем, что виды на воду способны увеличить стоимость недвижимости на 15–17%. Такую оценку привел директор по девелопменту Level Group Александр Меркулов. В портфеле Level Group — самое большое среди столичных девелоперов число проектов у воды: Level Причальный, Level Нагатинская, Level Стрешнево, Саввинская 17, Саввинская 27, а также Level Южнопортовая. «На примере Level Южнопортовая можно увидеть, каким покупателям интересна жизнь у воды в “Новом Сити”, как еще называют строящийся район Южный Порт», — говорит Меркулов.

Он уверен, что на этой территории через несколько лет сформируется новый субцентр столицы, в том числе новая точка деловой активности. А журналистов в связи с этим волнует вопрос: ждать ли пробок на реке?