Пошли в разлив
Нефтяные сборы
Как справится с разливом, в первые дни в BP явно не представляли. Специалисты компании смогли установить заглушку на скважину лишь через несколько недель. Позднее ее удалось накрыть гигантским куполом, собиравшим около половины вытекающей нефти. Кроме того, для сбора загрязненной воды BP направила в Мексиканский залив целый флот. К концу июня ситуацию удалось практически нормализовать: BP наладила сбор почти всей вытекающей нефти. Мексиканский залив является стратегически важным для BP. В нем она ежегодно добывает около 20 млн тонн «черного золота» – примерно 1/6 от всей нефти, произведенной компанией в прошлом году. Глубоководная платформа Deepwater Horizon, принадлежащая швейцарской Transocean, проводила бурение скважин в центральной части залива на глубине в 1,5 км. Причину взрыва специалисты не могут назвать до сих пор – в BP говорят о нарушении технологии работ. Пожар и взрыв привели к затоплению платформы.
Данные о количестве вытекшей нефти разнятся. По официальной версии, в течение первого месяца в воды залива выливалось по 60 000 – 80 000 баррелей в сутки. Таким образом, по разным данным, в воду попало 2 – 3 млн баррелей. Авария в Мексиканском заливе стала крупнейшей за всю историю нефтяной индустрии и уже обошлась BP в $3,5 млрд.
В компании пока не предполагают, во сколько обойдется полная ликвидация последствий разлива. Зато это представляют американские власти, потребовавшие от BP заморозить на своих счетах $20 млрд. Хотя говорить, что это конечная сумма, рано, полагают эксперты. «Определить сейчас, сколько необходимо денег, чтобы полностью ликвидировать последствия такого колоссального разлива, очень сложно, ведь прецедентов не было», – говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов. С ним согласен и аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. По его мнению, даже сейчас подлинный масштаб экологической катастрофы в Мексиканском заливе неизвестен. Ясность же наступит только после того, как утечка будет полностью остановлена.
Георгий Александров(1908–1961), философ, партийный функционер
Уже сейчас очевидно, что властям США, а также жителям страны компании в любом случае придется выплатить гораздо больше. В 1990 году, практически сразу после аварии танкера, принадлежавшего Exxon, в США был принят закон о загрязнении нефтью. В нем прописывались строгие технические требования к нефтетанкерам, а также определялся размер компенсационных выплат – порядка $1000 за баррель разлитой нефти. Таким образом, BP будет выставлен счет еще на $2 – 3 млрд. «Хотя эти деньги для такой корпорации, конечно, несущественные», – убежден Денис Борисов. Зато другая возможная статья расходов – выплаты по исковым заявлениям – может оказаться весьма даже существенной. Уже сейчас на компанию посыпались сотни исков. В суд на нее падают все: рыбаки, которые остались без работы, владельцы стриптиз-клубов, оставшиеся без рыбаков, жители пострадавших штатов, сами штаты (суд уже рассматривает иски от Техаса и Луизианы) и даже целое государство – Канада.
До разлива в Мексиканском заливе крупнейшей нефтяной катастрофой считалась авария танкера Exxon Valdez в 1989 г. у побережья Аляски. Из севшего на мель судна вылилось около 260 000 баррелей – почти в десять раз меньше, чем из скважины BP. Тогда Exxon получила иски в общей сложности на $5 млрд. Суды первых инстанций были безоговорочно настроены против нефтяной компании, однако юристам удалось выиграть практически все апелляции, сэкономив Exxon порядка $4 млрд – на выплаты она направила лишь $1 млрд. Валерий Нестеров не исключает, что и сейчас ситуация будет развиваться по схожему сценарию. По его словам, если предположить, что BP получит исков примерно на $30 млрд, может получиться, что в итоге она выплатит порядка $7 – 10 млрд. «Но это самый оптимистичный вариант», – предупреждает эксперт. Денис Борисов пессимистичен: «Америка – это такая страна, где иск может подать каждый, поэтому не исключено, что компании придется заплатить еще порядка $20 млрд».
Летняя распродажа
BP в последние годы была одной из самых успешных в мире. В 2009 г. показатель EBITDA у нее равнялся $26,4 млрд, а чистая прибыль составила $17 млрд, из которых $11 млрд было направлено на дивиденды. В этом году менеджмент, естественно, дивиденды решил не выплачивать. С момента аварии капитализация BP упала более чем в два раза – раньше компания оценивалась в $200 млрд, в мае ее рыночная стоимость не дотягивала до $90 млрд. Поэтому топ-управленцы решили лишний раз перестраховаться и начать поиск средств для выплат.
На своем сайте BP извещает акционеров и потенциальных инвесторов о подробностях компенсационного договора с американским правительством – компания обязалась перечислить $20 млрд в течение двух лет. То, что выплата должна быть не одномоментной, по словам Виталия Крюкова, аналитика ИГ «Капиталъ», оставляет BP простор для маневров. «На данный момент у BP достаточно собственных, а также заемных средств, чтобы контролировать ситуацию», – считает эксперт. А Валерий Нестеров напоминает, что BP уже потратила порядка $3,5 млрд своих денег на спасательную операцию в Мексиканском заливе. «Поэтому сейчас собственных средств на расплату по счетам нет», – заключает старший аналитик УК «Арбат Капитал» Виталий Громадин. Но у BP имеется еще и инвестиционная программа, обходящаяся примерно в $20 млрд, и позволить себе уменьшать капвложения такая огромная компания не может, полагает Виталий Громадин. Поэтому, чувствуя потенциальную нехватку денег, BP заметно активизировалась на рынке займов: для своего резервного фонда британская компания получила кредиты от крупнейших международных банков почти на $10 млрд.
Однако в BP предпочитают заодно прорабатывать и другие возможности привлечения инвестиций. В начале июля президент BP Тони Хейворд после длительных разбирательств в американском Сенате наконец получил возможность отправиться на поиск средств. В Абу-Даби он провел ряд встреч с ближневосточными инвесторами, заинтересованными, по неофициальной информации, в приобретении 10 – 15% акций BP, оцененных в $10 – 15 млрд. Вообще компания сейчас пользуется у потенциальных инвесторов большой популярностью. Желание получить ее ценные бумаги имеется не только у представителей суверенных инвестфондов с Ближнего Востока, известных своей активностью в кризисных ситуациях, но и у других игроков рынка. Например, это компании из Китая и Ливии. Правда, эксперты называют таких инвесторов бесперспективными. «BP необходим прежде всего портфельный инвестор, инвестфонды Саудовской Аравии вполне соответствуют этой роли. А тому же Китаю, например, захочется участвовать и в управлении, что вряд ли подходит британской компании в нынешней ситуации», – считает Виталий Громадин. По мнению Дениса Борисова, потенциальный инвестор должен соответствовать целому ряду критериев. Например, его интересы должны совпадать с интересами Великобритании и США, что вряд ли можно сказать про госфонды Поднебесной или Ливии.
Эксперты убеждены: найти покупателей на свои акции для такой компании, как BP, даже сейчас не проблема, но вряд ли она выберет этот путь. «Она потеряла больше половины своей рыночной стоимости, поэтому продавать акции по таким ценам для BP невыгодно», – считает Денис Борисов. По таким же причинам нет смысла проводить и дополнительную эмиссию, полагает эксперт. По мнению Валерия Нестерова, если компания действительно встанет перед необходимостью срочно раздобыть деньги, то наиболее приемлемый вариант – продажа активов, стоимость которых от аварии в Мексиканском заливе никак не пострадала. Тем более что при текущей конъюнктуре расстаться с ними можно на очень выгодных условиях.
Понимают это и в BP, где уже заявляли, что действительно могут продать некоторые свои добывающие активы в Латинской Америке или на Аляске. На прошлой неделе появились сообщения, что американская Apache уже начала переговоры с BP по поводу покупки нескольких месторождений на Аляске, за которые готова выложить $10 – 15 млрд. «И это очень выгодный вариант: у BP теперь очень сложные и напряженные отношения с властями США, поэтому продажа части американских активов представляется весьма вероятной», – считает Валерий Нестеров.
Стала появляться и другая информация: якобы BP может быть поглощена целиком, и в такой сделке заинтересованы американские Exxon и Chevron. И они уже получили одобрения от руководства страны, обязавшее BP сообщать о всех возможных сделках. Называлась даже сумма, за которую может быть продана BP, – $150 – 200 млрд. Однако эксперты сомневаются в перспективах мегапродажи. «Процесс поглощения такой огромной компании сопряжен со множеством рисков и может затянуться на неопределенное время. Это вряд ли отвечает интересам США или Великобритании. Последствия для мирового рынка также предположить очень трудно, ведь продажа BP будет означать начало тектонических сдвигов в сложившейся расстановке сил», – полагает Валерий Нестеров. У Виталия Крюкова другое объяснение подобных слухов: «Вполне возможно, что за заявлениями о поглощении BP, о продаже ее активов или акций стоят крупные инвесторы, всерьез обеспокоенные падением ее стоимости». Действительно, к середине июля компания успела подорожать до $104 млрд. Одна из причин – информация о готовящейся распродаже и переговоры с партнерами и потенциальными инвесторами главы BP Тони Хейворда. В этом году эксперты прогнозируют чистую прибыль примерно на уровне прошлого года – около $15 млрд.
Последний оплот
Первым пунктом в заграничном турне Тони Хейворда стала Москва после сообщений о том, что BP продала принадлежащий ей пакет в 1,25% акций «Роснефти». Г-н Хейворд провел в офисе «Роснефти» переговоры с председателем совета директоров компании Игорем Сечиным, заверив его в перспективах дальнейшего сотрудничества, причем не только с «Роснефтью», но и другими российскими компаниями. Как выяснилось, BP отдала акции «Роснефти» лишь как обеспечение по кредиту. Встретился г-н Хейворд и с исполнительным директором ТНК-BP Германом Ханом. Источник, близкий к российско-британскому консорциуму, рассказал «Ко», что Тони Хейворд говорил о том, что вопрос продажи принадлежавшей BP доли на повестке дня не стоит. «Действительно, зачем BP избавляться от почти 40% своего бизнеса, который сейчас в мире выглядит практически последним оплотом?» – недоумевает собеседник «Ко». «Это стратегически важный актив для BP, со стабильной добычей, большим денежным потоком, поэтому продавать его компания будет в самую последнюю очередь, если все другие возможности иссякнут», – убежден Денис Борисов. Валерий Нестеров напоминает, что проблемы с российскими властями у компании также уже позади.
Теоретически, если у BP появится новый акционер, он может вынести на обсуждение вопрос продажи доли BP в российско-британском консорциуме. «Но даже самый богатый шейх такого делать не будет», – убежден источник «Ко». С ним согласны и эксперты. «Российско-британской компании ничего не угрожает, смысла избавляться от бизнеса в России сейчас просто ноль», – полагает Виталий Громадин. Не появится он, и если BP будет поглощена, считают эксперты. «Если предположить, что Exxon или Chevron все-таки приобретут компанию, непонятно, зачем продавать больше трети ее добычи», – говорит Виталий Крюков. Впрочем, Виталий Громадин не исключает, что некоторые трудности у компании могут возникнуть, но вызваны они будут политическими причинами. «У Exxon уже были проблемы с российским правительством на Сахалине. Компания, может, и захочет оставить актив, но не факт, что такой акционер устроит российские власти», – рассуждает аналитик, напоминая, каких трудов стоило британской компании во время конфликта акционеров в ТНК-BP договориться с Кремлем.
А вот на несчастье BP отечественные компании свое счастье построить смогут. Например, заместитель главного управляющего директора ТНК-BP Максим Барский заявлял, что его компании могут быть интересны активы BP. Возможности приобретений в случае грандиозной распродажи рассматриваются и в «Роснефти». По мнению Дениса Борисова, всем крупным российским компаниям прежде всего будут интересы перерабатывающие активы в Европе, где BP контролирует семь НПЗ общей мощностью 7550 баррелей в сутки. Цены на активы существенно различаются из-за того, что состояние предприятий разное. По мнению г-на Борисова, сейчас стоимость каждого завода колеблется от $800 млн до $3 – 4 млрд. Чистая прибыль от деятельность этого сегмента составила в прошлом году $700 млн. Впрочем, все зависит от предложенных условий, считает Валерий Нестеров. «Несмотря на сложную ситуацию, BP вряд ли собирается продешевить. Да и не все европейские активы компании столь привлекательны», – заявляет аналитик.
Примечательно, что одной из причин конфликта акционеров в ТНК-BP был спор вокруг европейских активов BP. В 2004 г. «Альфа-групп» захотела приобрести половину немецкой Ruhr Oel GmbH, контролировавшей четыре нефтеперерабатывающих и два нефтехимических завода в Германии. Самой же компанией на паритетной основе владели венесуэльская PdVSA, которая и собралась продавать свою долю, и BP. Однако в BP возможному партнеру в лице «Альфа-групп» за пределами России оказались не рады, и сделка не состоялась.
ТНК-BP теперь может снова оказаться первой в очереди на приобретение европейских заводов BP, считают эксперты. У компании стабильная добыча, а вот к сектору переработки в Европе она исторически проявляла интерес, поэтому не исключено, что купит у BP какие-нибудь НПЗ, полагает Денис Борисов. Такая же ситуация и у «Роснефти», структуры еще более богатой и влиятельной, чем ТНК-BP, которая также вряд ли пропустит распродажу, считает эксперт. Однако нефтяным компаниям необходимо тщательно проанализировать перспективы таких покупок. По словам Валерия Нестерова, при текущей конъюнктуре из-за строгого налогового законодательства рентабельность подобного бизнеса может не превышать и 5%, что для российских компаний явно мало. ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» уже имеют крупные нефтеперерабатывающие активы в Европе, поэтому скорее будут присматриваться к добывающим. «Например, в той же Латинской Америке», – говорит Виталий Крюков. А вот «Сургутнефтегаз» вряд ли рискнет на зарубежную экспансию после неудачи в Венгрии, полагает эксперт. Тем не менее Валерий Нестеров убежден, что у российских компаний просто нет ресурсов для реализации проектов BP, разбросанных по всему миру. «У британской компании очень много шельфовых проектов, которые наши компании сейчас просто не потянут», – полагает эксперт.
Тем не менее специалисты убеждены, что ситуация с BP вряд ли повлияет на отечественный нефтяной рынок, который «слишком обособлен». Авария в Мексиканском заливе может сказаться лишь на одном – на ужесточении правил разработки шельфа. Президент РФ Дмитрий Медведев во время саммита G20 в Канаде сообщил, что готовится законопроект о защите морской среды от возможных последствий утечки нефти. По мнению аналитиков, это может быть чревато серьезными изменениями для отрасли. Разработка шельфовых месторождений сейчас является стратегически важным для российской «нефтянки» направлением – такая задача спущена с самого верха. Однако правом на работу на шельфе наделено только несколько компаний: «Газпром», ее нефтяная «дочка» «Газпром нефть», «Роснефть» и «Зарубежнефть». «Роснефть» уже реализовывает проекты на Сахалине и имеет лицензии на ряд участков в Баренцевом море. Кроме того, совместно с американской Chevron она будет разрабатывать Вал Шатского в Черном море. Подписание договора об этом состоялось в кабинете премьер-министра Владимира Путина. При этом стороны не уставали подчеркивать, что Chevron выбрана именно потому, что гарантировала полную безопасность всех работ, за что готова прилично заплатить. Однако лидером разработки шельфовых нефтяных проектов остается ЛУКОЙЛ, разрабатывающий несколько крупных месторождений на Каспии. Президент компании Вагит Алекперов не раз заявлял о необходимости ввести налоговые льготы для добываемой там нефти. Однако теперь об этом точно придется забыть, полагают эксперты. По оценке Валерия Нестерова, сейчас рентабельность многих шельфовых месторождений не превышает и 10%. «Компании вкладывают миллиарды, а рентабельность слишком низкая, так и что стимулов на разработку нет», – резюмирует он.
Ужесточение законодательства обойдется нефтяным гигантам недешево. «Сложно оценивать, на сколько будут увеличены затраты на безопасность, но очевидно, что риск теперь слишком большой, поэтому компаниям придется не жалеть средств», – считает Денис Борисов. По оценке Валерия Нестерова, сейчас стоимость бурения одной скважины на шельфе составляет $100 – 150 млн. Ужесточение правил безопасности встанет нефтяникам как минимум еще в 10 – 15% от этой суммы. И источники в нефтяных компаниях уже признают: «BP своей аварией подложила свинью».
Черные пятна
Чаще всего нефть попадала в Мировой океан из-за аварий танкеров: за последние 30 лет таким образом вылилось в общей сложности около 1 млн тонн. В 1989 году у побережья Аляски сел на мель танкер Valdez, принадлежавший американской Exxon. В море попало около 260 000 баррелей – почти в десять раз меньше, чем из скважины BP.
В Мексиканском заливе экологические катастрофы тоже случались. В 1979 году на буровой платформе, принадлежащей мексиканской компании Ixtoc I, произошел взрыв, в результате которого в воду вылилось около 460 000 баррелей нефти.
Проблемы не обходили стороной и BP, хотя до аварии в Мексиканском заливе она была на хорошем счету. В 2005 году на одном из месторождений в Техасе произошел взрыв, унесший жизни 15 человек. В том же году BP удалось избежать катастрофы, сопоставимой по масштабам с аварией на Deepwater Horizon. Ураган «Деннис», бушевавший в Мексиканском заливе, нанес серьезный ущерб нефтедобывающей платформе Thunder Horse: она наклонилась на 30 градусов. В тот раз победили технологии, разлива удалось избежать.