Пошлина на бурение
С нового года вступает в силу решение комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. №739, в соответствии с которым вводится ввозная таможенная пошлина на буровые установки в размере 10% от их стоимости, но не менее 2,5 евро за килограмм. Введение пошлин пролоббировали российские производители, уверены эксперты. Среди "интересантов" могут быть ООО "ВЗБТ", "Уралмаш - буровое оборудование" и Уральский завод тяжелого машиностроения. В данном случае интересна роль компании "Уралмаш - буровое оборудование", ее в 2010 г. у "Интегры" купила группа United Capital Partners (UCP). Участники рынка тогда активно обсуждали связь нового владельца завода с Газпромбанком. Сам Газпромбанк не является совладельцем UCP или инвестором фонда, утверждали в группе. Но эксперты не исключали, что сделка была проведена в интересах "Газпрома". Возможно, что и последующее принятие решений о введении пошлин также не обошлось без участия газовой монополии. "Конечно, в первую очередь это выгодно внутренним производителям буровых установок. Буровое оборудование у нас в стране по большей части изношенное, его нужно постоянно менять и ремонтировать", - подтверждает аналитик ФГ "БКС" Богдан Зыков. "Судя по всему, именно в интересах российских производителей буровой техники и вводятся тарифные ограничения, призванные повысить шансы российских компаний в конкурентной борьбе с такими гигантами отрасли, как National Oilwell Varco, Halliburton, Shlumberger и Baker Hughes", - соглашается старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский. Нужно понимать, что на рынке нефтегазового машиностроения полным ходом идет процесс концентрации и централизации капитала, в результате чего уже сейчас более половины американского и европейского рынка контролируется тремя крупнейшими корпорациями - Halliburton, Shlumberger и Baker Hughes. Благодаря дополнению к традиционным нефтесервисным работам (технологии бурения, ремонт скважин и т.д.) производства нефтегазового оборудования западным корпорациям удается получить существенный синергетический эффект. Не говоря уже о том, что сервисная поддержка поставляемого оборудования, его гарантийный ремонт и само качество буровых западного производства не в пример лучше китайских аналогов. Целесообразность введения пошлин аргументировалась тем, что наибольший удельный вес в импортных поставках буровых установок в Россию в последние годы приходился на продукцию из Поднебесной. "Но при принятии решения почему-то не был учтен тот факт, что сейчас стоимость китайских буровых установок на 35-40% ниже российских аналогов, и повышение закупочных цен на 10-15% не сможет кардинальным образом изменить ситуацию и закрыть рынок от китайских производителей нефтегазового оборудования", - удивляется Владислав Жуковский. "Пошлины будут препятствовать появлению качественного западного оборудования, и у добывающих компаний останется выбор между нашим и "бюджетным" китайским. Удорожание западного оборудования, конечно, может заставить покупать отечественное, но издержки на ремонт, обслуживание и простой могут быть близки к ценам покупки западной техники", - заключает Богдан Зыков. Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов также полагает, что пошлины не в состоянии оградить отечественных производителей от конкурентов из Поднебесной: "Во-первых, потому, что российские потребители настолько в оборудовании заинтересованы, что могут платить эти пошлины, лишь бы и дальше иметь возможность приобретать его. Во-вторых, не исключено, что сейчас иностранные производители будут искать различные способы обойти эти меры, причем обходить их будут как с помощью реальных мер, то есть создавая производства буровых установок в нашей стране или в странах Таможенного союза, так и с помощью мер бюрократических, просто оформляя всю эту продукцию как произведенную в других странах, на которые не распространяется действие пошлин". Судя по всему, отечественным производителям нефтегазового оборудования стоит с наибольшей опаской смотреть в сторону именно КНР, промышленности которой хоть и сложно конкурировать с американской по степени технологичности и послепродажного обслуживания, но она стремительными темпами выходит на ведущие позиции даже в этом сегменте рынка. А в силу целого ряда объективных причин ни крупным международным ТНК, активно пользующимся механизмом трансфертного ценообразования, ни, тем более, российским производителям конкурировать по цене с китайской промышленностью просто не под силу.
Тем временем потребность российской нефтегазовой индустрии в современных высокотехнологичных буровых установках последовательно растет темпами на уровне 5-10% в год. Напомним, что расширение использования импортных буровых установок стало важнейшим фактором существенного эффективного роста добычи углеводородов в РФ в 2000-х гг. Это обусловлено тем, что в последнем десятилетии в российской нефтянке непрерывно растет доля трудноизвлекаемых запасов. Именно поэтому крупнейшие нефтесервисные компании, чьи технологии во многом стали основой для удержания уровней добычи на зрелых месторождениях и успешной разработки новых месторождений, используют импортные буровые установки. Рентабельная разработка новых месторождений углеводородов, расположенных в удаленных районах со сложной геологической структурой - Восточная Сибирь, Ямал, требует высокой эффективности бурения как с точки зрения ввода в эксплуатацию скважин, так и с точки зрения применения оптимальных для добычи в конкретных условиях конкретного пласта конструкций. Обеспечить необходимый уровень эффективности бурения позволяет использование импортных установок. "К сожалению, российские аналоги этого оборудования не дотягивают до импортных образцов по многим важнейшим параметрам, в том числе по надежности", - сетует Владислав Жуковский. Эксплуатация все большей доли трудноизвлекаемых запасов даже при введении пошлин заставит нефтесервисные компании покупать высокотехнологичное буровое оборудование зарубежного производства. Они будут относить их более высокую стоимость на контрактную цену бурения, что снизит возможности предприятий нефтедобычи по финансированию необходимых объемов бурения и всех других (кроме бурения) мероприятий по поддержанию уровней добычи. Необходимо отметить, что в настоящий момент цены на нефтегазовое буровое оборудование российских и американских производителей практически выровнялись, и разрыв не превышает 10-15% в пользу отечественной промышленности. При этом буровые установки российского производства, обладающие конкурентоспособными, по сравнению с западными аналогами, характеристиками, более чем на 50% состоят из импортных комплектующих. Фактически наши производители выступают сборочными цехами, поскольку многие ключевые комплектующие в РФ не производятся, поэтому стоимость российской продукции сравнима с импортными аналогами. "Однако в силу наличия развитых технологических решений для бурения в сложных геодезических условиях, а также комплексного послепродажного обслуживания многие российские нефтегазовые гиганты все чаще отдают предпочтение продукции иностранных производителей", - констатирует Владислав Жуковский. И чем чаще отечественные сырьевые монополии будут вынуждены вести добычу в трудных условиях, требующих сложных технических решений, тем в большей степени у них возникнет необходимость отдавать предпочтение иностранным нефтесервисным компаниям.
С фискальной точки зрения введение пошлин на импорт нефтегазового оборудования теоретически должно повысить сборы Федеральной таможенной службы и привести к дополнительным доходам. Принимая во внимание масштабные планы освоения запасов углеводородного сырья на шельфе и в Восточной Сибири, а также сопряженные с этим закупки оборудования, речь может идти о существенных объемах пошлин в перспективе нескольких лет. Однако потенциальное сокращение объема добычи вследствие неизбежного увеличения стоимости нефтесервисных услуг грозит выпадающими доходами бюджета.
При этом сумма выпадающих доходов бюджета от снижения добычи нефти за время амортизации стоимости бурового оборудования (обычно это 7-10 лет) в несколько раз превысит доходы бюджета от ввозных пошлин. Поэтому с точки зрения бюджетной политики данное решение является крайне сомнительным. Владислав Жуковский полагает, что вместо введения пошлин государство могло бы выделить средства на закупку оборудования и технологий для российских производителей нефтегазового оборудования и стимулировать обновление и расширение производственных мощностей, износ которых уже сейчас перевалил за 65-75%. Эта мера вкупе с предоставлением экспортных гарантий и привлечением иностранных компаний на наш рынок нефтегазового оборудования и сервисных услуг способствовала бы повышению конкурентоспособности российских машиностроительных компаний и развитию отрасли в целом. Действительно, в процессе обсуждения вопроса о введении пошлин на импортное буровое оборудование Минэнерго РФ предлагало другую меру поддержки российских производителей буровых установок. Министерство рекомендовало ввести субсидирование на приобретение буровых установок отечественного производства. Это предложение априори не могло привести к неконтролируемым выпадающим доходам бюджета, но давало бы российским производителям бурового оборудования средства на проведение модернизации их производств и повышение конкурентоспособности на местном рынке. По неизвестным причинам предложение Минэнерго не прошло, и было принято решение просто повысить пошлины без должного расчета эффективности данной меры.
Еще по теме
Первый Международный молодежный социально-экономический форум инноваций прошел в Российском университете дружбы народов (РУДН), завершив свою работу в конце ноября.
XV Всероссийский автофорум состоялся в конце ноября в Москве. Его тема - "Кризис или рост: как выжить на нестабильном рынке". Автодилеры подвели итоги уходящего 2011 г., обрисовали перспективы развития рынка авторитейла, поделились лучшими практиками реализации бизнес-проектов.