Пошлины защитят от непогоды: винодельни ждут хорошего урожая

07.08.202307:42

Во второй половине августа виноделы российского юга начинают сбор урожая. Однако влажная весна на Кубани и дожди в предгорных районах Дагестана внесли коррективы в прогнозы качества ягод. В плане объемов урожая хозяйства настроены оптимистично, хотя и говорят о сложностях импортозамещения. Как бы то ни было, спрос на их продукцию и ее стоимость поддержит повышение пошлины для вин из недружественных стран. 

По традиции первым, еще в начале августа, к уборке приступает Краснодарский край. Погода в последние недели перед сбором винограда сильно влияет на итоговое количество урожая, отмечает менеджер по маркетингу «Шато де Талю» (Геленджик) Марина Литвинова. По ее словам, винодельня не делает преждевременных выводов, поскольку сезон 2023 года «достаточно сложный для виноградарства». «Прохладная, влажная и затяжная весна, с одной стороны, дала возможность сформироваться хорошей урожайности, с другой стороны, повысила риски активного развития зимующих фитопатогенов», — уточнила Литвинова в разговоре с «Компанией».

В планах «Шато де Талю» отгрузить 1,5 млн бутылок по итогам сбора урожая, что на 20% выше прошлогоднего показателя.

Винодельня «Кубань-вино» (Таманский полуостров) оценивает качество созревающего винограда как хорошее, говорит ее пресс-секретарь Вероника Беккарюк. По ее словам, активные температуры и достаточная влага этого сезона «способствовали формированию высокого урожая с хорошими качественными показателями». Однако июльские залповые ливни и град в Темрюкском районе задели около 1 тыс. га виноградников (всего у хозяйства их более 9 тыс. га). «Избыточная влажность повредила структуру ягод, но повреждения незначительны. Сейчас агрономы усилили защиту виноградников от болезней, чтобы сохранить будущий урожай», — уточнила Беккарюк.

В этом году «Кубань-вино» собирается собрать более 90 тыс. т винограда, что заметно ниже прошлогоднего показателя — 113 тыс. т, но «соответствует средним показателям компании». 

Не решается давать прогнозов «Винодельня Марченко» (Краснодарский край). Там отмечают, что их белым сортам винограда предстоит висеть на кустах еще 1-1,5 месяца, а красным — 2-2,5 месяца. Винодельня не раскрывает планов по урожаю, но отмечает, что из разлитого по бутылкам в этом году будет отгружено не менее 70%, а остальное — в 2024-м, до начала очередного розлива.

В Дагестане кратковременные дожди в предгорных районах принесли за собой болезни растений, отмечает главный винодел «Дербентского завода игристых вин» Шамиль Алиев. Речь, в частности, идет о оидиуме («мучнистая роса», заболевание виноградной лозы), милдью (грибковое поражение зеленых частей куста) и серой гнили. По словам Алиева, много времени уходит на борьбу с этими заболеваниями.

В 2023-м «Дербентский завод игристых вин» планирует поставить 10 миллионов литров «качественной и конкурентоспособной» продукции в Россию и за ее пределы. 

В этом году виноделы отгрузят примерно столько же бутылок, сколько и в прошлом году — разница может составлять 1-2%, полагает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Он не исключил, что объемы производства игристого вина вырастут по сравнению с прошлым годом, и превысят объемы выпуска других типов вин.

Выгодное подорожание

Санкции отразились на всех отраслях экономики. Поставки запчастей и комплектующих, которые прежде можно было получить за месяц, сейчас растягивается на более длительный срок, жалуются в «Шато де Талю». И если доставку саженцев, пробок и бутылок можно решить долгосрочным планированием, с европейской техникой такой сценарий не работает. «Поиск оборудования и запчастей — проблема, которая ощущается особенно остро. Ранее винодельня все закупала в Европе. Сейчас нет такой возможности. Поэтому мы обращаем свой взор на альтернативные рынки, уже тестируем китайское оборудование», — пояснила Марина Литвинова.

Однако, виноделы успешно изыскивают возможности поставок оборудования по новым схемам, сообщили «Компании» в Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР). По данным организации, на агрорынке «стремительно расширяется предложение отечественных производителей оборудования». «Критических и системных проблем для отрасли пока не ожидается», — заявили в АВВР.

Это подтверждают и сами игроки винного рынка. Например, винодельня Марченко использует агротехнику только российского и белорусского производства, поэтому «сбоев в поставках техники и запчастей не было». Однако и на них выросли цены, сетуют в винодельне. А вот «Кубань-вино» и «Дербентский завод игристых вин» заранее обеспечили себя оборудованием, поэтому проблем не испытывают.

До недавнего времени в России не производились даже колышки для подвязывания лозы, напоминает член Российской ассоциации сомелье Андрей Зотов. Винные пробки, бродильные емкости и саженцы винограда закупались за рубежом. Соответственно, винодельням пришлось искать альтернативы, одной из которых стал параллельный импорт. И переход на винтовые пробки и кронен-пробки уже привел к подорожанию российского вина всех категорий минимум на 15%. 

Цены продолжат расти — из-за повышения ввозных пошлин для вин из недружественных стран. По словам Зотова, иностранные вина стоимостью от 1000 рублей подорожают на 100-200 рублей, но гораздо сильнее мера ударит по дешевым винам из-за рубежа, которые и являются драйвером рынка. Однако, увеличившиеся пошлины уравняют шансы отечественной продукции в конкуренции с иностранной, сделают российские вина более привлекательными для отечественного потребителя, уточнил он.

С Зотовым согласны и в АВВР: «Учитывая интенсивное развитие российского виноделия, мы уверены, что на полках российской розницы не будет дефицита доступных и качественных российских вин».