После боя
Иностранные производители телекоммуникационного оборудования ведут на территории России тяжелую многолетнюю борьбу. За каждый регион, каждую область и город. Журнал «Компания» представляет вашему вниманию карту, на которой зафиксирован итог этих боевых действий. За годы дележа рынка иностранцами было отдано немало сил и денег, однако современная ситуация дает основания полагать, что эти ресурсы растрачены, возможно, понапрасну.
Как видно на карте, иностранные операторы уже поделили территорию России между собой. Региональные «электросвязи», «связьинформы» и городские телефонные сети почти в полном составе успели сесть на иглу товарных кредитов, расписавшись в верности одному, максимум двум производителям телекоммуникационного оборудования. Более того, крупнейшие иностранные поставщики уже успели основать здесь собственное производство - пусть в большинстве случаев и не по своей воле, а под нажимом Госкомсвязи. Некоторые особо прыткие иностранцы попытались получить контроль даже над самим процессом поставок для предприятий «Связьинвеста». Так, пару месяцев назад корпорация Andrew купила 16,1% акций компании «Руслизингсвязь», занимающейся лизингом оборудования для региональных операторов.
Жалкие попытки российских производителей (настоящих, а не СП с иностранцами) поставлять свое оборудование натолкнулись на полное неприятие местных операторов. Давно привычны жалобы чиновников «Связьинвеста», что сейчас насчитывается уже больше сотни разных типов оборудования, поставляемого «электросвязям». Это никого не волновало. Никого не волновал и тот факт, что цифровая связь, с таким напряжением сил прокладываемая в регионах, по сути мало кому нужна сейчас в той же Туле или в Воронеже. А через пять лет, когда (возможно) на нее все-таки найдется потребитель, она безнадежно устареет. Иностранцев это заботило еще в меньшей степени - им-то оплата поставок гарантировалась страховыми компаниями типа «Гермес».
В конце концов, когда иностранные производители телекоммуникационного «железа» почти поделили шкуру медведя, предмет дележа разом потерял свою привлекательность. У региональных операторов кончились деньги и кредит доверия. И не только из-за кризиса. Последовавшая за ним патовая ситуация с тарифами, которые в преддверии выборов никто не решится повысить, выводя, таким образом, операторов за грань рентабельности, изменила систему ценностей на рынке. Все эти региональные «электросвязи», привыкшие весело и сытно проводить время последние несколько лет, вдруг разом обнищали. Драть деньги с населения им не разрешили (впрочем, особенно и нечего), а ничего другого большинство местных операторов с полугосударственным статусом и с вполне государственным мышлением делать не научились. Впрочем, даже сотовые операторы, которых нельзя упрекнуть в отсутствии инстинкта выживания, отказываются от дальнейшего развития сетей, свертывая целые инвестиционные направления.
Убедившись, что с таким трудом отвоеванные зоны влияния в регионах уже неспособны приносить былые доходы, иностранные операторы оказались перед тяжелой проблемой - зарабатывать деньги стало негде.
У поставщиков оборудования осталась еще одна (не считая поставок для ведомственных сетей связи, рухнувших вслед за региональными операторами), последняя, возможность - заказы «Ростелекома». Рынок это огромный: «Ростелеком» принимает участие в трех международных оптико-волоконных кабельных сетях - Дания - Россия 1, Россия - Япония - Корея (R-J-K) и Италия - Турция - Украина - Россия (ITUR), не говоря уже о российских проектах. Оборудование, как водится, закупается у иностранных компаний - в основном у Siemens, Ericsson, Sumitomo, NEC и Alcatel. Емкость рынка очень значительна для России - стоимость первого этапа программы модернизации составила около $500 млн США, а для завершения второго этапа потребуется еще $400 - 450 млн в год. И, хотя «Ростелеком» из-за кризиса тоже должен был скорректировать свои планы (несколько проектов, которые планировалось завершить в прошлом году, перенесены в планы текущего года), национальный оператор собирается продолжить прокладывать кабели по всей России. Например, сдать в этом году линию Москва - Хабаровск протяженностью 8 тыс. км. Кроме того, кризис не мешает «Ростелекому» участвовать в международных проектах, а значит, найдется зарабаток и для поставщика оборудования. К примеру, в январе этого года один из любымых производителей «Ростелекома» компания Alcatel получила контракт на поставки оборудования для прокладываемой по дну Черного моря новой подводной кабельной системы с протяженностью 1200 км стоимостью $51 млн. Выбор именно этого производителя не удивляет. Компания Alcatel принимала участие в создании всех подводных волоконно-оптических кабельных систем в Черном море: в 1996 году Alcatel начал строительство сети ITUR, в том же году завершил прокладку сети KAFOS, которая соединила Румынию, Болгарию и Турцию.
Видимо, именно за заказы «Ростелекома», а не региональных операторов электросвязи, теперь и будет драться производитель. К примеру, пару недель назад компания Lucent Technologies (бывшее техническое подразделение AT&T) попыталась отвоевать крупный кусок «ростелекомовского» пирога. Компания создала совместное предприятие по производству волоконно-оптического кабеля с фирмой «Связьстрой-1». 51% акций новой компании, расположенной в Воронеже, принадлежит американцам, а оставшийся пакет - «Связьстрою-1». Между тем, хотя сегодня в штате совместного предприятия состоит всего 60 человек, будущее у СП Alcatel светлое - ведь «Связьстрой-1» поставляет около 40% кабелей для «Ростелекома».
Правда, не совсем понятно, предусмотрен ли у иностранных производителей план действий на тот случай, если деньги кончатся и у «Ростелекома»...