После нас хоть потоп?
В конце октября у трапа самолета в одном из московских аэропортов был взят под стражу экс-гендиректор ООО "Краснодар Трансстрой" Александр Бакалов. Бакалова, владельца российского и израильского паспортов, обвиняют в мошенничестве, в результате которого государству был нанесен ущерб в размере 1,8 млрд руб.
В сентябре 2009 г. ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" выиграло тендер на сооружение инженерной защиты Имеретинской долины Сочи, снизив его в ходе цену с 2,5 до 1,55 млрд руб. Вместе с другой базэловской структурой, ООО "Краснодар Трансстрой", победители должны были осушить болото, построить магистральный коллектор, искусственные водоемы, дренажную систему с насосной станцией, ливневую канализацию и провести другие работы по подготовке Имеретинской низменности к возведению олимпийских объектов. Это был первый этап, и работы ограничили площадкой Олимпийского парка с территорией в 266 га. Здесь находится главный олимпийский стадион, ледовый дворец, вокзал и другие спортивные объекты. Дренажная система была построена для того, чтобы олимпийские объекты, возводимые на болоте Имеретинки, не подтапливало. Работы были выполнены, но компания сейчас судится с "Олимпстроем" за их дополнительную оплату в размере 1,49 млрд руб. В ответ появилось уголовное дело на Александра Бакалова. Сумма, озвученная следствием, поражает: 1,8 млрд руб. руководитель региональной компании, на 100% контролируемой "Базэлом", самостоятельно распоряжаться не мог. Но всю ответственность, видимо, переложили на него.
Об Александре Бакалове известно немного. После начала судебного спора с "Олимпстроем" он уволился. "Ко" не удалось выяснить, где он работал в последнее время. "Базэл" ситуацию не комментирует.
Спор в арбитраже на 1,49 млрд руб. приостановлен до 31 июля 2014 г. для проведения экспертизы работ по инженерной защите. Стоит отметить, что Бакалов не первый топ-менеджер корпорации "Базэл", кому предъявляют обвинение в мошенничестве на олимпийской стройке. Летом этого года был арестован Леван Гоглидзе, совладелец и гендиректор ОАО "Тоннельный отряд №44", который прокладывает дублер Курортного проспекта (см. подробности об этом в "Ко" №23, 2013 г.). Ему предъявлено обвинение в растрате 126 млн руб., выделенных на дублер.
Порт, река, берег
19 октября, за 111 дней до начала зимней Олимпиады в Сочи, шторм сильно повредил береговую защиту вокруг Имеретинской низменности, где расположены главный олимпийский стадион "Фишт", ледовый дворец и Олимпийская деревня. Были разрушены бетонные укрепления променада, фрагмент дамбы, смыт пляж, размыта дорога в грузовой порт, выкорчеваны пальмы, а рабочих из затонувшего стройгородка ночью вывозили в ковше бульдозера. Подобное происходит уже третий раз за этот год. Олимпийская деревня, где будут жить спортсмены и члены Международного олимпийского комитета, регулярно подтопляется то штормом, то дождем. Эксперты опасаются, что при более серьезном шторме деревню, находящуюся всего в 200 м от моря (а в некоторых местах - в 30 м), смоет. Такой же риск существует и в отношении ледового дворца, порта и судов.
Вся эта ситуация, готовая обернуться новой драмой, зреет давно. Прекрасный галечный пляж в Имеретинке, защищавший ее от штормов, намывается водами реки Мзымта. Это горная река, собственно, и образовала Имеретинскую низменность, вынося камни с гор в Черное море в течение шести тысяч лет. Здесь, в низменности между реками Мзымта и Псоу, обитает множество редких птиц, есть уникальные растения, тут любили отдыхать люди. Но с начала 2000-х галечник Мзымты потребовался строителями. А когда в Имеретинке был построен грузовой порт, пляж практически исчез. Он просто перестал сам себя восстанавливать за счет гальки, все намывы с Мзымты шли в подводные каньоны. Это обернулось против самого порта, в ночь с 13 на 14 декабря 2009 г. смытого семибалльным штормом.
Грузовой порт был построен компанией Олега Дерипаски "Трансстрой" по заказу ФГУП "Росморпорт" для перевозки стройматериалов для Олимпиады. После катастрофы 2009 г. ученые из ЦНИИС и "Трансстроя" стали разбираться, почему это произошло, и выяснили, что, разместив порт на левом берегу Мзымты, строители отсекли твердый сток реки, который создавал пляж и укреплял берег в Имеретинской низменности. Кроме того, в месте, где стоит порт, находятся глубоководные каньоны Новый и Константиновский. Эти каньоны во время шторма увеличивают высоту волны вдвое, что создает опасность как для порта, так и для судов, находящихся в нем.
Собственно, ЦНИИС не сделал великих открытий. Все это было известно, и ученые, и экологи Сочи предупреждали: здесь строить порт нельзя. Но Росморпорт отказался слушать экологов и настоял на своем. Переносить порт с Мзымты тоже не стали, а просто сделали более сильное заглубление свай - до 50 м, а также построили новый заградительный мол высотой 9,5 м. Новый порт "Трансстрой" построил в основном за счет страховки: страховые компании "Ингосстрах" и "Гефест" выплатили огромные компенсации "Базэлу" за уничтоженный во время шторма порт.
Однако, пока порт строили, проблему перевозки стройматериалов для олимпийского строительства решили при помощи железной дороги. В итоге порт был недозагружен, и сегодня ООО "Порт Сочи Имеретинский", строительный подрядчик, входящий в холдинг Олега Дерипаски, пытается взыскать 3,9 млрд руб. упущенной выгоды с "Олимпстроя". А кредитор строительства порта, Госкорпорация ВЭБ, в свою очередь, начала отсуживать 5 млрд руб. непогашенного долга у ООО "Порт Сочи Имеретинский", ООО "Имеретинская стивидорная компания" и "Олимпстроя". До окончания суда стороны не комментируют ситуацию.
В результате строительства порта, обошедшегося в 5 млрд руб., у Имеретинки появилось множество проблем. По прогнозу кандидата геолого-минералогических наук, члена-корреспондента РАЕН Игоря Балабанова, на приустьевом левобережье Мзымты, там, где стоят порт и Олимпийская деревня, к концу текущего столетия береговая линия отступит на 100-150 м. Если это случится, то порт и Олимпийскую деревню, которую возводит компания "РогСибАл" миллиардера Олега Дерипаски, поглотит море. Однако Дерипаска не рассматривает подобные сценарии и намерен после Игр строить на месте порта яхтенную марину.
Миллиарды в воду
4 сентября в Сочи прошел сильный ливень, затопивший весь город, в том числе и Имеретинку. Автомобили, как щепки, беспомощно крутились в воде, а вся страна с ужасом думала про Олимпиаду, которая начнется совсем скоро, 7 февраля 2014 г. Специалисты говорили тогда, что в Сочи не работает ливневая канализация.
В Имеретинке ливневку должен был оборудовать "Трансстрой", она есть в лоте 2009 г. "Инженерная защита", из-за которого сейчас идет суд с "Олимпстроем" и задержан Александр Бакалов. Но представитель "Трансстроя" Елена Стахиева утверждает, что ее компания ливневку не делала. Она вместе с другими работами по инжзащите Имеретинки в 2011 г. оказалась у ООО "Корпорация "Инжтрансстрой" Ефима Басина. Как и почему это произошло, ни заказчик, ни подрядчик не объясняют.
"Инжтрансстрой" в феврале 2011 г. выиграл конкурс "Олимпстроя" на 8,3 млрд руб. Это был наиболее дорогой лот на подобные работы. Самый большой объем в нем - более 5 млрд руб. - выделялся на ливневую канализацию и насосные станции. Дождевая канализация должна была покрыть всю Имеретинскую долину площадью 1240 га. На тот момент крупным акционером этой компании был Аркадий Ротенберг (с долей 51%). За полгода до конкурса в середине 2010 г. он удачно купил контрольный пакет акций в "Инжтрансстрое". Подрядчик с новым акционером получил самый дорогостоящий заказ. Подобная комбинация передачи контракта от компании Дерипаски компании Ротенберга имела место и на другом олимпийском объекте - дублере Курортного проспекта (см. подробности в "Ко" №23, 2013 г.). Но в начале 2013 г. "Мостотрест" Ротенберга внезапно вышел из капитала корпорации "Инжтрансстрой", купив 25,9% ООО "Трансстроймеханизация" (прокладывает трассу Москва - Санкт-Петербург). "Инжтрансстрой" сейчас, как и до Ротенберга, контролируется Ефимом Басиным.
Между тем дождевая канализация в Имеретинке до сих пор не сделана до конца. Кажется, про такие случаи говорят, "вышел сухим из воды".
В огромном лоте, выигранном "Инжтрансстроем", числилась и берегозащита. От нее "Инжтрансстрой", по словам представителя компании Анатолия Гусева, отказался, она была передана "другой фирме". Сейчас эти работы производит ООО "Югпроектстроймонтаж" (ЮПМС) из города Черкесска и ЗАО "МОЛ морстрой". Причину Гусев объяснить не смог.
После того как у "Трансстроя" возникли серьезные разногласия с "Олимпстроем" по поводу инженерной защиты в Олимпийском парке с судами и арестом, лот на берегоукрепление и инженерную защиту в районе Олимпийской деревни стоимостью почти в 2 млрд руб. достался ООО "ЮгПроектСтройМонтаж" ("ЮПСМ") Ахмата Чаушева. Это случилось в марте 2010 г. Победитель обязался на территории "Базэла" оборудовать дренажную систему и укрепить участок от Мзымты до ПК-52 (от Мзымты примерно на 5 км в сторону реки Псоу). Под укреплением берега подразумевались: создание нового пляжа, отсыпка подводного берегового склона, а также строительство прогулочной террасы с волногасящим откосом, лестницей и пандусом. "Трансстрой" Дерипаски сам хотел получить этот подряд и в 2010 г. пытался в арбитраже оспорить результаты конкурса "Олимпстроя", но не сумел. "Трансстрой" не был допущен к конкурсу "из-за несоответствия квалификационным требованиям", объяснял свою позицию "Олимпстрой" в суде.
В итоге, судя по потопу 4 сентября, дренажная система и ливневая канализация не справляются со своими задачами. Однако к компании "ЮПСМ" претензии пока не предъявлялись.
С берегозащитой происходит то же самое. И "Олимпстрой" уже проводит повторные тендеры на ее создание на общую сумму около 1,2 млрд руб. Похоже, укреплять берега Имеретинки теперь придется вечно. К сожалению, получить развернутый комментарий по ситуации от "Олимпстроя" не удалось.
Без берегов
Береговая защита - сложное инженерное сооружение. Она включает в себя набережную, подводные конструкции (рифы, волноломы), дамбу и пляж. Набережная Имеретинки должна быть 6 км в длину, но пока обустроено только 4 км. Набережная будет стоять на волногасящем откосе, который соберут из почти четырех десятков тысяч железобетонных блоков с отверстиями. Эти блоки, в свою очередь, стоят на буронабивных сваях, забитых на 6-метровой глубине через каждые два метра. Конструкция должна гасить волну и пропускать воду. Но железобетонные блоки при последнем шестибалльном шторме 19 октября в некоторых местах ломались, как печенье, а стометровый участок дамбы обвалился. Во время предыдущего сильного шторма 24 марта разрушены пляж, подъездная дорога к порту, а также стометровый участок берегозащиты, опоясывающей мыс Константиновский.
Как раз рядом с этим мысом располагается Олимпийская деревня, и эксперты опасаются, что при более серьезном шторме ее полностью затопит. Ученые из НИЦ "Морские берега", также принадлежащего Олегу Дерипаске, считают, что берегозащиту здесь в принципе построить нельзя: в том виде, в каком делается сегодня, она будет постоянно разрушаться, что, собственно, и происходило уже три раза. "В таком виде берегозащита не спасет ни пляж, ни объекты Олимпиады от подтопления и разрушения", - уверен член общественного градостроительного совета Сочи Валерий Сучков. Самое лучшее решение - это галечный пляж, который гасил волны. Есть более радикальные варианты решения проблемы - снести порт и восстановить пляж. Но на снос порта никто не пойдет.
"Берегозащита там необходима. Иначе нам не избежать больших разрушений. Море с каждым годом наступает", - не согласен с критикой глава Адлерского района Александр Жигалко. К настоящему времени на берегоукрепление Имеретинки вместе с инженерной защитой уже потрачено 3,55 млрд руб. Плюс к этому надо добавить еще 1,236 млрд руб., выделенных на защиту после мартовского шторма. И это не окончательная цифра. Сюда не включены расходы на еще не построенную набережную. А главное, нам так и не удалось выяснить судьбу 8,3 млрд руб. - в каком объеме они были потрачены "Инжтрансстроем" на ливневую канализацию и дренажную систему. Владимир Подлипский, начальник управления "Инжстрансстроя", сообщил "Ко", что стоимость этого лота до сих пор не утверждена заказчиком. Многие документы на сайте "Олимпстроя", посвященные конкурсам, удалены. То есть бюджет в итоге может быть любым.
Пока госкорпорация заявляет, что "шторм не повлиял на сроки реализации берегоукрепительных работ в Имеретинской низменности. Строительно-монтажные работы продолжаются в соответствии с проектом. Строительство объекта будет завершено, как и планировалось, в конце 2013 года". Но море станет размывать берег и дальше, считают ученые, а пляж теперь придется все время насыпать вручную.
Но ведь Олимпиада закончится, и хватит ли у Сочи средств, чтобы делать это регулярно? Это вопрос, на который у горадминистрации нет ответа. "Вопрос по береговой защите в районе Имеретинки пока на баланс города не передан, и будет ли передан, неизвестно, возможно, как и раньше, берегоукрепительная тема останется за федералами. Давайте пока оставим вопрос открытым", - заявили "Ко" в администрации Сочи.
У Олега Дерипаски есть идея - добиться для Имеретинки статуса отдельного муниципального образования. Пока что она входит в Адлер, но денег из бюджета Адлера может не хватить на нужды Имеретинки. Выходит, прибыль от продажи проблемного объекта получит Олег Дерипаска, а затраты на поддержание ее инфраструктуры будут нести налогоплательщики.
Яхты качает
Больше всего берегозащита нужна Олимпийской деревне, которая после проведения Олимпиады будет распродана как апартаменты. Уже сегодня "РогСибАл" рекламирует свой проект как элитный курорт международного уровня "Сочное", где рядом море, яхтенный причал, в 20 минутах езды - горнолыжный курорт, олимпийский стадион, выставочный зал, трасса "Формулы-1" и всего в 15 минутах езды - международный аэропорт.
Общая площадь Олимпийской деревни - 334 000 кв. м, количество апартаментов в ней достигает 2700, причем две трети из них составляют однокомнатные квартиры площадью от 30 до 55 кв. м. Общий объем инвестиций в проект достигает 22 млрд руб. По самой высокой цене в категории de lux будут продаваться 235 апартаментов общей площадью 36 500 кв. м на первой береговой линии. То есть самыми дорогими станут апартаменты, для которых риск быть затопленными окажется выше, чем для остальных, расположенных дальше от моря. Средняя цена апартаментов определена в 150 000 руб. за "квадрат", и эксперты опасаются, что при подобной цене продажи растянутся до 2021 г.
На вопрос, как можно продавать апартаменты в "Сочном" на фоне риска частых затоплений, в "Главстрой Девелопменте" (управляет "РогСибАл") говорят, что в "октябрьский шторм нас не топило. 19 октября наши объекты не потерпели ущерба, если не считать частично поваленного технического ограждения из металлической сетки. Таким образом, мы не считаем, что есть реальные основания для беспокойства по поводу безопасности Олимпийской деревни". Но во время мартовского шторма волны захлестывали подвальный этаж одного из корпусов будущего курорта.
Главная изюминка "Сочного" - собственная яхтенная марина на 430 судов. Она появится в результате перепрофилирования грузового порта. "Яхтенная марина обеспечит Имеретинской долине репутацию одного из самых респектабельных курортных центров мира", - с гордостью сказали "Ко" в "Трансстрое". В настоящий момент проект марины находится на стадии разработки, старт его реализации конец 2014 г. - начало 2015 г.
Стоит отметить, что это рискованный проект. Ученые из ЦНИИС проводили исследования по безопасности работы порта и пришли к выводу, что если акваторию порта дополнить волногасящими конструкциями и уменьшить количество мест для яхт, то делать марину можно. Но, подчеркнул Александр Цернант, заместитель генерального директора по научной работе ЦНИИС, "22 дня в году по проекту порт будет иметь опасное волнение - более 1,5 м, недопустимое для стоянки яхт". На 22 дня в году яхты нужно будет выводить в другое место. В "Трансстрое" уже придумали места для сухого хранения яхт и смогли, таким образом, увеличить количество мест с первоначальных 350. Между тем у морского вокзала Сочи, где нет таких волнений, как у порта в Имеретинке, свою марину на 250-300 яхт уже строит "Совкомфлот".
Как рассказывают источники "Ко", окончательного решения по яхтенному причалу пока нет. Олег Дерипаска сомневается, нужна ли марина вообще, ведь новые волногасящие конструкции будут стоить около 2 млрд руб., а если учесть, что Дерипаска не может выплатить долг в 5 млрд руб. ВЭБу, то никто из инвесторов в эту затею вкладываться не будет. К тому же совкомфлотовская марина создает для проекта дополнительные риски: есть опасность, что на всем Черном море не найдется достаточного числа яхт, чтобы заполнить сразу две марины. Большинство наших яхтсменов держат свои суда на Кипре, в Турции и Греции, где можно размещать в том числе и глубоководные яхты.
Спор между ВЭБом и Дерипаской по долгу в 5 млрд руб. может закончиться тем, что порт вместе с землей окажется в собственности госкорпорации. В принципе Олег Дерипаска уже предлагал отдать порт государству. А дальше структуры "Базэла" снова смогут взять кредит и строить марину, поскольку без нее апартаменты "Сочного" теряют свою престижность и могут упасть в цене.
Пока же "Трансстрой" вынужден экономить. В декабре корпорация переезжает из исторической "сталинки" на Красных воротах, где размещался ее офис, в более скромное здание в Свиблово, а офисы на Садовой-Спасской будут сдаваться в аренду.