Top.Mail.Ru
авто

Последнее китайское предупреждение

Концерн BYD представил новую люксовую марку Yangwang. Суровый рамный внедорожник Yangwang U8 позиционируется как более люксовый, нежели Denza немецких кровей, и стоит один миллион юаней, то есть $145 тысяч. О гиперкаре Yangwang U9 известно пока лишь то, что до 100 км/ч он разгоняется за две секунды. Фото: Fang Zhe / Xinhua / Global Look Press Концерн BYD представил новую люксовую марку Yangwang. Суровый рамный внедорожник Yangwang U8 позиционируется как более люксовый, нежели Denza немецких кровей, и стоит один миллион юаней, то есть $145 тысяч. О гиперкаре Yangwang U9 известно пока лишь то, что до 100 км/ч он разгоняется за две секунды. Фото: Fang Zhe / Xinhua / Global Look Press

Итоги первых четырех месяцев этого года обнадеживают: автомобильный рынок растет. Причем не просто на фоне прошлого, очень тяжелого года, а от месяца к месяцу. Во многом — за счет роста продаж китайских авто. Четыре ведущие компании из Поднебесной уже заняли свыше 40% нашего рынка. И их, похоже, уже не остановить — уверен Игорь Моржаретто, шеф-редактор радио «Автодор», партнер аналитического агентства «Автостат»

Прыжок тигра

Прошлый, 2022 год, если кому не известно, в Китае был годом Тигра. И он для нашего восточного соседа удался во всех отношениях. Несмотря на самые разные американские санкции, экономика страны выросла на 8,4% (они жалуются, что это один из самых низких показателей. Нам бы такой!). Росли и продажи на внутреннем автомобильном рынке Китая — всего было продано 26,9 млн автомобилей.

Теоретически расклад сил на этом рынке почти не изменился: лидером осталась (как и в предыдущие 25 лет) марка Volkswagen. Немецкому бренду здесь традиционно доверяют, и подтверждение тому — 2,3 млн проданных в прошлом году машин. По-прежнему в топ-5 присутствуют марки Toyota и Honda (3‑е и 5‑е места), но, похоже, они быстро теряют свои позиции. Потому что на второе место стремительно взлетела местная (притом очень молодая!) марка BYD (продано за год 1,9 млн автомобилей), на 4‑м месте — Changаn (1,7 млн). А вслед за Honda буквально затылок в затылок опять идут «местные» — WuLing, Geely, Chery и DongFeng… Примерно такая же тревожная для мировых компаний картинка и на модельном Олимпе. Самая популярная в Китае по итогам 2022 года — Tesla Model Y (продано 455 тысяч штук). Но уже на втором месте — BYD Song (411 тысяча автомобилей). Кроме того, в топ-5 вошли Volkswagen Lavida (377 000), Haval H6 (288 000) и GAC Trumpchi (260 000). Так что, похоже, безоговорочному доминированию мировых марок на китайском рынке приходит конец, «местные» все чаще и чаще выбирают автомобили национальных марок.

Причем ситуация меняется очень быстро, и по итогам первых трех месяцев этого года расстановка сил выглядит уже иначе. Лидером на автомобильном рынке Китая стала марка BYD! «Машину мечты» (а аббревиатура BYD расшифровывается как Build Your Dreams, «Построй свои мечты») выбрали 528 тысяч китайцев. Кроме этого бренда, в топ-5 вошли Changаn, Volkswagen, Toyota и Geely. То есть — тенденция налицо.

И подтверждение тому — лица топ-менеджеров компании VW. На недавно прошедшей крупнейшей в мире автомобильной выставке в Шанхае я видел такую картинку. Вдоль стендов китайских автокомпаний шла группа германских менеджеров во главе с одним из руководителей концерна. И от одной экспозиции к другой выражения их лиц становились… все печальнее. Может быть, потому, что количество представителей отрасли и прессы на стендах китайских компаний значительно превосходило число тех, кто пришел к BMW, GM или Nissan, хотя и там было множество мировых премьер. А может — потому, что на стендах местных компаний, которые уже тоже могут претендовать на звание «мировых», было представлено такое количество ярких новинок, что просто глаза разбегались…

Концепт-кар The Next Day от Lynk & Co Концепт-кар The Next Day от Lynk & Co. Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Сразу в будущее

История современного китайского автопрома совсем короткая. Она началась в 80‑х годах прошлого века, когда в этой стране начали работать первые СП с ведущими мировыми производителями — VW и PSA. Внутренний рынок страны рос быстрыми темпами, и вскоре в КНР работали уже все ведущие мировые автопроизводители.

В 2012 году в Китае вступила в силу новая правительственная программа — по переходу к выпуску транспортных средств на альтернативных источниках энергии, то есть электромобилей и гибридных автомобилей (HEV и PHEV). Авторы программы логично решили, что раз уж бесполезно пытаться догнать развитые страны в производстве обычных авто, то все силы и средства надо направить на электромобили. Мол, тут мы сможем быть первыми. И для достижения этой цели выделялись гигантские средства — на поддержку разработок новых транспортных средств, создание сети зарядных станций, стимулирования покупателей электромобилей.

Кроме «пряника», работал и «кнут»: с каждым годом каждая автокомпания должна была выпускать все больше и больше «электричек» и гибридов. Нарушителям грозили как вполне «капиталистические» кары, например штрафы, так и нерыночные — вплоть до ликвидации компании и/или присоединения ее к более успешной и сговорчивой. Результаты стали заметны в последние годы — Китай стал крупнейшим в мире производителем и, что важно, потребителем электромобилей и гибридов, а также аккумуляторов и электродвигателей.

Сегодня на улицах крупных китайских городов в потоке все больше и больше автомобилей с зелеными регистрационными знаками, которые присваиваются «электричкам». Как правило, это разные модели Tesla, произведенные в КНР, и их китайские «собратья», а также разные подзаряжаемые гибриды, которые тоже дают их владельцам льготы.

И эти автомобили уже не выглядят «гадкими утятами» на фоне своих более именитых японских или европейских конкурентов.

И это легко объясняется. Если в предыдущие годы китайские концерны активно скупали европейские марки сразу вместе с заводами, технологиями и инженерами, как, например, Volvo или Rover/MGа, то позже переключились на дизайнеров. Так, нынешний шеф-дизайнер Hongqi Джайлс Тейлор пришел на это место из фирмы Rolls-Royce; шеф-дизайнер Geely Штефан Зилафф до этого работал на Bentley; шеф-дизайнер Haval — британец Фил Симмонс — еще недавно занимал должность директора по дизайну экстерьера Land Rover. А автомобили нового «электрического» суббренда Exeed — Exlantis «рисует» выходец из Mazda дизайнер Кевин Райс… И если раньше в Китае делали автомобили как просто товар — безликое, хотя и качественное средство передвижения, — то теперь готовы предложить стране и миру автомобиль как объект желаний. Недаром самый популярный в стране бренд автомобилей так и называется: Build Your Dreams… Но давайте все-таки вернемся ненадолго в Шанхай, где проходила 20‑я международная выставка автомобильной индустрии Auto Shanghai — 2023, чтобы обозначить некоторые направления развития современного китайского автопрома.

Всего на мотор-шоу публике показали около 1,5 тысячи (!) новых моделей от местных и зарубежных компаний; выставку посетили свыше 1 млн человек.

HongqiТо, что нынешний шеф-дизайнер Hongqi Джайлс Ьейлор пришел на это место из Rolls-Royce, в общем, заметно. Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Так вот, расскажу о некоторых тенденциях, которые подметил, когда бродил по восьми огромным двухэтажным павильонам выставки.

Во‑первых, теперь тут окончательно правят бал китайские компании. И хотя были стенды всех мировых производителей и мировых премьер на них было немало, главный интерес — и специалистов, и публики — к китайским компаниям, что подтверждают цифры продаж в Китае. На их стендах — множество интереснейших новых машин, и, кажется, за ними будущее, и не только в Китае. О чем свидетельствуют печальные лица многих топ-менеджеров европейских и американских компаний… Во‑вторых, среди премьер — преимущественно электромобили или подзаряжаемые гибриды. Все они значительно увеличили запас хода. Если раньше нормой считалось 400 км для электромобиля и 50 км для гибрида (на электроходу), то сейчас норма для первых уже не менее 600–700 (хотя все больше электрокаров‑«тысячников»), а для гибридов — до 200 км. Понятно, что реальный запас окажется чуть скромнее, но тенденция налицо… И даже в Россию, где количество электрозарядок по китайским меркам пока мизерное, уже в этом году официально привезут и начнут продавать свои электромобили Chery, Exlantis, Omoda, JAC, Haval, BAIC, Voyah, Changan и другие… Но это так, к слову.

В‑третьих, однозначно все другие типы кузовов победил кроссовер — как самый универсальный и самый прибыльный для автокомпаний. Седанов на выставке было совсем мало, и даже в сегменте премиальных авто. И знаете, кто их там потеснил? Большие роскошные минивэны — такие были представлены на стендах многих компаний, причем не только китайских.

И в‑четвертых, ныне в моде авто для активного отдыха — брутальные рамные внедорожники и пикапы. Компания Great Wall даже специальную марку для таких монстров придумала — TANK. И все другие компании, как по команде, выставили свои варианты перспективных рамных внедорожников и огромных пикапов. Если их все запустить в серию, то возникает другой вопрос — где найти столько обеспеченных любителей активного отдыха? И вот что очень важно. Автосалон в Шанхае показал: при всей стремительности китайского электромобильного прогресса старый добрый ДВС (двигатель внутреннего сгорания) сохраняет рыночные позиции.

Китайцы, как мне кажется, тут оказались мудрее европейцев и не ставят никаких жестких сроков по окончательному отказу от бензиновых моторов. Да, у покупателей «электричек» есть льготы, но они важны в первую очередь для жителей мегаполисов, но Китай-то огромный, и там всем места хватит… То есть воплощается в жизнь знаменитый принцип: «Пусть расцветают сто цветов». Поэтому тут одновременно делают и электромобили, и совершенствуют бензиновые двигатели, а коммерческий транспорт переводят на сжиженный метан — тут Китай в лидерах, притом что собственного газа в стране нет.

I-CARКитайские автопроизводители наперегонки включились в национальную программу по выпуску электрокаров. У Chery, к примеру, появился новый электрический суббренд I-CAR. ФОТО: Игорь Моржаретто

И последнее наблюдение — так, к слову. С непонятной пока целью все крупные китайские компании начали плодить новые и новые суббренды. Например, у Chery, кроме уже известных Exeed и Omoda, теперь появились Jetour, Jaecoo, Exlantis, а также новый электрический суббренд I-CAR.

У концерна Great Wall — кстати, под этим названием он выпускает теперь только пикапы — есть суббренды Haval, WEY, ORA и TANK. И это притом, что сейчас в КНР официально зарегистрированы около 90 автопроизводителей. Если цель была нас всех запутать, то это им удалось, но так или иначе нам с этими именами теперь жить.

Ну а генеральную линию Шанхайского автосалона для меня озвучил президент Chery International Чжан Гуйбин: «Еще несколько лет назад многие граждане Китая предпочитали покупать иностранные автомобили, полагая, что они более престижные и совершенные. Но сейчас мнение в корне переменилось, и автомобили местных марок стремительно выдавливают конкурентов с улиц китайских городов».

Все вышесказанное совершенно не значит, что в КНР начали производить идеальные авто. На самом деле, у специалистов даже к самым продвинутым машинам есть претензии.

Например, далеко не идеальная управляемость на высоких скоростях. И вообще, некоторые недоработки по подвеске — практически у всех моделей всех марок. «Глючит» продвинутая электроника — что есть, то есть. Но тому есть простое объяснение. Это BMW или кто-то иной из европейских грандов может себе позволить полтора-два года заниматься доводкой управляемости, передвигаясь по климатическим зонам, дорогам и бездорожью. А у представителей китайской автоиндустрии этого времени нет. Они заложили новые высочайшие темпы смены модельного ряда: дватри года вместо пяти-шести лет, принятых в мире раньше. И при таких темпах — два года на доводку? Это не только не нужно самим производителям, это не нужно… большинству потребителей. Признайтесь честно, часто ли среднему автомобилисту приходится выписывать «восьмерки» на скорости за 200? Это удел гонщиков на специально подготовленном треке.

Китайские производители уловили главный тренд сегодняшнего дня и предлагают потребителям красивый модный гаджет на колесах, да еще и с пяти-семилетней гарантией. А то, что он может или не может сделать в крайних или закрайних режимах, — никого не волнует. В конце концов, скоро смена поколений, и новый автомобиль будет еще красивее, комфортнее и с самой современной и быстрой мультимедийной системой. И все это знают.

Хроника открытия новых производств китайских марок в России 

«АВТОВАЗ» (который совсем недавно избавился от подсанкционного акционера — «Ростеха» — и формально «чист») ведет переговоры аж с тремя китайскими автопроизводителями о запуске производства автомобилей на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, а также в Ижевске и Тольятти. «Мы дадим бренд Lada новым моделям, которые будем производить с нашими китайскими партнерами», — рассказал президент компании Максим Соколов. При этом, по его словам, компания не собирается «пускать пыль в глаза» и открыто заявляет, что сегодня — это китайский продукт. Однако с учетом возможностей «АВТОВАЗа», производитель будет двигаться к локализации очень быстро. Пока известно только, что на первом этапе в Питере начнется крупноузловая сборка кроссоверов и седана в сегментах C и D (где «АВТОВАЗ» пока не присутствует вовсе). Даже называют перспективного партнера — компанию FAW, но так это или нет — узнаем в ближайшее время: премьера первой модели запланирована на Петербургском международном экономическом форуме. В этом году планируется собрать и продать 10–15 тысяч российско-китайских автомобилей. 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД «АВТОТОР» в ближайшие месяцы планирует начать производство автомобилей еще нескольких новых (китайских, естественно) брендов. Причем речь идет о новых моделях не только легковых, но и коммерческих автомобилей. Уже с начала года «Автотор» запустил производство автомобилей трех китайских брендов: BAIC, Kaiyi и SWM. На сегодняшний день с конвейера предприятия сходят седан Kaiyi E5, седан BAIC U5 Plus и кроссовер BAIC X35, а также три кроссовера марки SWM — SWM G01, SWM G01F и SWM G05 Pro. Но, как заявляют на «Автоторе», до конца года модельный ряд калининградской сборки увеличится с нынешних шести моделей до 14. Это будут модели разных классов — от компактных автомобилей до минивэнов. Среди новинок, в частности, уже точно значатся кроссоверы Kaiyi X3/X3 Pro и X7 Kunlun, BAIC X55 и X7, внедорожник BAIC BJ40 Plus, а также электрические седан BAIC EU5 и кроссовер SWM G03F REEV. Кроме того, на «Автоторе» приступили к реализации нескольких проектов по производству средне- и малотоннажных коммерческих автомобилей. Компания-партнер пока не называется. Но всего в 2023 году на заводе планируют собрать от 70 тысяч до 100 тысяч автомобилей (в зависимости от ситуации на рынке). 

С КОНЦА 2022 ГОДА НА ЗАВОДЕ «МОСКВИЧ» идет сборка кроссоверов с двигателем внутреннего сгорания «Москвич-3» и электромобилей «Москвич-3 е». А уже через несколько месяцев начнется выпуск седана «Москвич-6». Пока это перелицованные модели компании JAC, но в планах — и углубленная локализация, и разработка собственной линейки автомобилей. План на этот год — собрать 50 тысяч машин. 

КОМПАНИЯ «СОЛЛЕРС» уже через несколько месяцев после ухода Ford на своем заводе в Елабуге организовала сборку коммерческих автомобилей под собственным брендом; сейчас с конвейера сходят две модели — Atlant и Argo, в основе которых лежат разработки компании JAC. План на этот год — до 30 тысяч машин. А еще до конца года на бывшем заводе Mazda произойдет перезапуск, и, как обещают, здесь выпустят первые автомобили под неким новым брендом. Видимо, тоже «Соллерс».

В перспективных планах по поводу бывших заводов VW в Калуге и Mercedes в Подмосковье тоже называют потенциальных китайских партнеров.

прочитать весь текст

Теперь мы идем к вам

Вернемся в павильоны Шанхайского автосалона, где в первые дни работы выставки было не протолкнуться среди коллег-журналистов (приехало свыше 13 тысяч со всего мира) и профессионалов отрасли. Последние тоже прибыли со всего мира — каких только языков я не услышал. В том числе — и в большом количестве — здесь звучала русская речь. Потому что на салон прилетел буквально весь цвет российского автопрома и ритейла. Здесь в эти дни побывали буквально все руководители автозаводов и дилерских центров. Кто-то — чтобы завязать новые деловые контакты, а кто-то — чтобы продлить уже действующие договоры, договориться о новых поставках автомобилей, машинокомплектов для сборки или запчастей. Ведь очень многие из представленных на выставке автомобилей в скором времени должны появиться и на российском рынке — об интересе к новинкам говорили все дилеры из России.

Кстати, многие представители китайских автокомпаний рассуждают о перспективах работы в России с энтузиазмом, но вполголоса, объясняя это риском возможных санкций.

Однако на неофициальных встречах охотно обсуждают новые модели для России и даже планы по открытию новых производств. Только вот цены, как говорят топ-менеджеры крупных брендов, они снижать в России не собираются. Планы — завоевать клиентов не демпингом, а качеством. Посмотрим, как им это удастся, особенно если понаблюдать, как уже сейчас они предлагают потенциальным покупателям скидки и подарки. И это притом, что сейчас в нашей стране конкурируют между собой всего три-четыре производителя из КНР. А что будет, когда их будут десятки? Мораль. Даже не случись 2022 года с его санкциями и уходом традиционных партнеров — все равно китайские компании все больше и больше расширяли бы свое присутствие в нашей стране, ведь для них российский рынок — один из самых важных. Но обстоятельства сложились так удачно, что в России у китайских автопроизводителей практически не осталось конкурентов, и конечно, они этим обязательно воспользуются. Прыжок Тигра удался.