Top.Mail.Ru
архив

Последнее предупреждение

Транспортная система страны уже не справляется c перевозкой грузов. Трубопроводы до отказа заполнены нефтью, железные дороги забиты цистернами. Теперь нефть начинает выливаться в реки.

 

Две недели назад на Волге чуть было не разразилась экологическая катастрофа. Танкер «Виктория» загорелся вскоре после полуночи 30 августа. Пожар начался со взрыва в машинном отделении. Танкер в это время находился под погрузкой нефти у причала нефтебазы «Артени» в Самарской области. Помимо пожарных министерства по чрезвычайным ситуациям в тушении танкера приняли участие практически все находившиеся неподалеку специальные подразделения пароходства «Волготанкер» и нефтяных компаний ТНК, «Транснефть» и ЮКОС. Но огонь все же распространился по всему судну, и пока нефть не выгорела, пожарные могли только охлаждать водой оказавшиеся недалеко от танкера сооружения нефтебазы. Полностью потушить судно удалось только через два с лишним дня.

Танкер «Виктория» – относительно молодое судно. Он был построен в 1981 году в Болгарии и модернизирован в 2000 году. Его грузоподъемность составляла 2880 тонн. Владельцем «Виктории» является компания «Аншип», у которой имеется еще четыре танкера. В последний рейс «Виктория» была зафрахтована Тюменской нефтяной компанией (ТНК). К моменту взрыва на корабль успели перекачать примерно 2000 тонн принадлежащей ТНК нефти. По предварительным данным, выгорело около половины этой нефти, а другая часть осталась в танках судна.

 

В двух шагах от катастрофы

Несмотря на быструю реакцию пожарных и относительно хорошее техническое состояние танкера, последствия пожара очень неутешительны. Пока сгорала тысяча тонн нефти, в Волгу вытекло около 70 тонн, которые растеклись по воде пятном площадью около 1 кв. км. И хотя ее успели окружить специальными поплавками, «замазученным» (испачканным нефтью) оказалось около 300 метров берега.

Координатор энергетического департамента международной экологической организации Greenpeace Владимир Чупров заявил «Ко», что благодаря действиям пожарных удалось минимизировать экологические последствия аварии, которые могли быть гораздо значительнее. «Хотя Волга большая река и может быстро самоочищаться, пятно такой площади доплыло бы до устья, – считает специалист Greenpeace. – Я думаю, теперь все равно произойдет всплеск содержания углеводородов (из них состоит нефть) в волжской рыбе». Но гораздо опаснее, по мнению Владимира Чупрова, образующийся при сжигании нефти дым. У вдыхающих его людей резко увеличивается риск возникновения заболеваний, в том числе и раковых.

 

Больше, дальше, быстрее

По данным Министерства транспорта России, всего в стране зарегистрировано около 5500 нефтеналивных судов типа «река» и «река-море». Как рассказал «Ко» главный специалист отдела судоходного надзора Государственной речной судоходной инспекции Валерий Францев, почти вся нефть и нефтепродукты возят по двум рекам – Волге и Лене. Перевозками занимаются как крупные компании (например, крупнейшее отечественное речное пароходство «Волготанкер» владеет 386 танкерами, нефтерудовозами, баржами и вспомогательными судами), так и мелкие, имеющие часто лишь один танкер. Собственным танкерным флотом зачастую располагают и сами нефтяные компании. Так, есть свои танкеры у ЛУКОЙЛа.

Перевозят по рекам в основном нефтепродукты. Чистую нефть обычно везут только до крупных портов, где перегружают на большие океанские танкеры. Но танкеры «река-море» могут довозить ее по морю и до иностранных портов.

По оценке одного из чиновников Росречфлота, «речной флот очень старый, его средний возраст превышает 30 лет, он устарел и морально, и физически», однако в последние несколько лет его обновление все же возобновилось. Тот же «Волготанкер» (средний возраст судов которого составляет 23 года), по словам Алексея Дукаревича, в прошлом году начал программу реновации флота. Всего должно быть модернизировано около 70 судов, уже отремонтировано 15. Интересно отметить, что, по мнению собеседника «Ко», темп модернизации ограничивается не финансовыми возможностями пароходства, а производственными мощностями российских судоремонтных заводов.

Чиновники Минтранса уверены, что чисто техническая безопасность речных перевозок нефтепродуктов находится в России на высоком уровне. «Проблемы с безопасностью речных судов нет, – заявил «Ко» замначальника отдела флота Росречфлота Денис Игнатенко, – они наносят минимальный вред окружающей среде и гораздо экологичнее автомобилей». Собеседник «Ко» видит в этом и заслугу контролирующих органов – в основном Государственной речной судоходной инспекции. Все речные суда обязаны проходить ежегодное освидетельствование, аналогичное техосмотру автомашины. Вице-президент «Волготанкера» Алексей Дукаревич даже уверен, что требования российского речного регистра гораздо строже, чем аналогичных организаций в Германии или Великобритании.

 

Человеческий фактор

И действительно, техническое состояние судов почти никогда не становится причиной серьезных аварий. Валерий Францев отмечает, что халатность судовых команд является самой частой причиной нарушений правил судоходства. «Механик просто не наполняет сжатым воздухом систему запуска двигателя, – рассказывает он о распространенной причине повреждения шлюзов. – Войдя в шлюз, судно должно тормозить. А тут двигатель не запускается!». В результате корабль таранит ворота шлюза, и гидротехническое сооружение выходит из строя на несколько дней. Алексей Дукаревич тоже считает, что происшествия происходят из-за несоблюдения правил эксплуатации. «Возраст не является определяющим для судна, – говорит он. – Гораздо важнее организация и соблюдение технических требований и инструкций». Хотя руководители пароходств стараются улучшить трудовую дисциплину на своих судах, по словам представителей речной инспекции, принимаемые ими меры малоэффективны.

Похоже, не стали исключением и причины пожара на «Виктории». Члены комиссии по расследованию взрыва и пожара на танкере отказались комментировать происшествие до завершения официального расследования. Однако близкий к работе комиссии источник заявил «Ко», что некоторые признаки указывают на то, что причиной и этой аварии «стало разгильдяйство экипажа». Похоже, на сгоревшем танкере не работала или была отключена система вентиляции машинного отделения. Из-за этого во время загрузки нефти там скопились взрывоопасные испарения, которые и сдетонировали от случайной искры.

 

Нефтяные реки

Как отмечает Владимир Чупров, в процессе производства и перевозок теряется 2 – 5% от добытой нефти. Это составляет для нашей страны от 10 млн тонн до 30 млн тонн в год. По рекам возят относительно немного нефти (всего речным транспортом в 2002 году перевезли 4,3% всех грузов в стране). Но в России постоянно растет добыча нефти, а основные пути ее транспортировки (нефтепроводы и железная дорога) перегружены. Значит, перевозить нефть и нефтепродукты по рекам будут все больше и больше.

К сожалению, в будущем российские реки могут ожидать еще более масштабные аварии и разливы нефти. Владимир Чупров напомнил экологическую катастрофу на Печоре в 1994 – 1995 годах. Тогда из-за аварии на нефтепроводе в эту реку вытекло, по разным оценкам, от 200 000 тонн до 400 000 тонн нефти. И река очищалась от нее два года.

По заявлениям руководителей «Аншипа» и ТНК, танкер «Виктория» был застрахован в страховой компании «Оранта», жизнь команды – в «Военно-страховой компании», ответственность перед третьими лицами – в британской компании TerraNova (с перестраховкой в Willis). ТНК застраховала перевозимую нефть в «НИКойл-Страховании». Таким образом, потери владельцев судна и груза будут минимальными. Хотя, по прозвучавшим в СМИ оценкам страховых экспертов, сумма выставленных пожарными и экологическими службами претензий может достигнуть $5 млн.

Похоже, в ТНК вполне удовлетворены исходом аварии и размером страховых выплат. «Весь груз был застрахован, мы не понесли финансовых потерь, –заявила «Ко» пресс-секретарь ТНК Марина Драчева. – Мы будем и дальше перевозить нефть речными танкерами, если это будет нам экономически выгодно».

Следует учитывать и то, что нефтяные компании владеют большим административным ресурсом. И они его часто используют, чтобы оказать давление на общественное мнение. Например, 17 апреля этого года в результате утечки смеси бытового газа с сероводородом на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе (принадлежит ЛУКОЙЛу) отравились как минимум 13 школьников. Но, сделав первый официальный комментарий через десять дней после происшествия, городские власти и чиновники Минздрава встали на сторону нефтяной компании, заявив, что связи между отравлением детей и аварией на НПЗ не просматривается. Владимир Чупров не сомневается, что нефтяные компании приложат все усилия, чтобы замять скандал и на этот раз.

Еще по теме