Последний бой
Массированная атака на главу РАО «ЕЭС России» с целью отправить Анатолия Чубайса в отставку пока ни к чему не привела. Время для атаки оппоненты Чубайса выбрали очень удачно. Сейчас на рассмотрении в Госдуме лежит пакет энергетических законопроектов, который вызывает противоречивую реакцию как у депутатов, так и в правительстве. Кроме того, миноритарные акционеры компании были крайне раздражены недавним намерением Чубайса передать в залог «Русскому алюминию» пакет акций строящейся Богучанской ГЭС. Еще в августе Анатолий Чубайс и глава «Русала» Олег Дерипаска договорились, что алюминиевая компания предоставляет Богучанской ГЭС кредит в размере $10 млн для завершения ее строительства. В качестве обеспечения кредита энергетический холдинг должен был передать «Русалу» пакет акций электростанции (66,12% акций Богучанской ГЭС принадлежат РАО). По оценкам экспертов, рыночная стоимость станции на порядок больше предлагаемых $10 млн. Кстати, кому, как не Анатолию Чубайсу, известно, чем у нас в стране обычно заканчиваются залоговые схемы.
По словам советника президента Андрея Илларионова*, «то, что сейчас происходит в РАО «ЕЭС России», я бы назвал национальной бедой, национальной угрозой и, в большей степени, национальным позором». За последние полтора года, по оценке Илларионова, цена акций РАО «ЕЭС России» снизилась почти на 60%. «В такой ситуации руководство в любой другой стране и в любой другой компании должно было бы уйти», – считает Илларионов. На это высказывание президентского советника глава РАО «ЕЭС России» отреагировал практически мгновенно. «Ни прямо, ни косвенно я в отставку не собираюсь», – заявил Анатолий Чубайс и отправился искать поддержки у недавно «обиженных» им миноритарных акционеров. Сейчас они остались единственными, на чью поддержку может рассчитывать главный электроэнергетик.
На конференции, организованной Brunswick UBS Warburg, Анатолий Чубайс выступил с инициативой, о которой миноритарии могли только мечтать. Прежде всего он признал очевидное – снижение капитализации компании – и пообещал в дальнейшем при принятии решений советоваться с миноритариями.
Но главное, что опять расположило многих портфельных инвесторов к Чубайсу, – это его предложение «объявить мораторий на распродажу основных активов и раздачу опционов на активы» до тех пор, пока не будет определен механизм оценки имущества, подлежащего продаже, и не будет решено, как распределять полученную от этого прибыль. На это, по мнению Чубайса, уйдет примерно полгода. А это значит, что сделка с «Русским алюминием» вряд ли состоится в обозримом будущем. На «дружбу» Анатолия Чубайса с миноритарными акционерами рынок отреагировал ростом курса акций компании почти на 6%. Однако, как считают эксперты, по сути дела, Чубайс не сказал ничего нового.
По мнению ведущего аналитика инвестиционной компании АВК Михаила Бакулева, тренд сменился не только из-за заявления главы РАО «ЕЭС». По программе реструктуризации, дочерние АО-энерго должны избавляться от непрофильных и убыточных активов. Последняя продажа таких активов (продажа Соликамской ТЭЦ, принадлежащей ранее «Пермьэнерго») не вызвала нареканий со стороны миноритариев. Станция была продана за $14 млн, что на $2 млн больше первоначальной цены. Кроме того, сделки стоимостью более 15 млн руб. теперь утверждаются советом директоров РАО «ЕЭС», большинство в котором принадлежит государству. Единственным не до конца утвержденным моментом является вопрос распределения дохода от продажи активов. Однако и здесь договоренность уже практически достигнута: 50% дохода идет на дивиденды акционерам, остальные 50% – на инвестиционные проекты компании. Впрочем, пока не будет юридически закреплен мораторий, нельзя говорить о запрете на продажу активов, отмечает аналитик.
По мнению Михаила Бакулева, причина снижения курса акций РАО кроется в создании искусственного негативного фона вокруг компании, появление которого Анатолий Чубайс объясняет тем, что реформа подошла «к самой уязвимой части пути». «После того как Госдума одобрит в трех чтениях пакет основополагающих законопроектов, процесс реформы станет необратимым. Однако до наступления этого момента у ее противников остается последний реальный шанс ее заблокировать», – считает Чубайс. Кстати, капитализация компаний электроэнергетики на 1 августа 2002 года составляла $6,7 млрд – 7,8% от общей капитализации акций, присутствующих на РТС. Максимальный же уровень капитализации РАО «ЕЭС России» был отмечен в середине 1998 года и достигал $19 млрд.
* признан в России иноагентом.