Последний козырь «Джекпота»

01.03.200400:00

Когда речь заходит об игорном бизнесе, обычно используют термины, принятые скорее у оперативных работников, а не у фондовых аналитиков. Тем не менее компания «Джекпот» пытается разрушить устоявшиеся стереотипы и доказать, что на одной из крупнейших в столице сетей игровых автоматов могут делать деньги не только завсегдатаи соответствующих салонов, но и биржевые игроки.

 

В том, что наша жизнь – игра, уже не сомневается ни один москвич. В любом, самом что ни на есть спальном районе, может не оказаться кинотеатра, но обязательно найдется зал игровых автоматов.

Если в советские времена подростки за «пятнашку» играли в «морской бой» на интерес, то у нынешних тинейджеров на кону гораздо более серьезные суммы. По иронии судьбы один из нынешних организаторов столь увлекательного «молодежного досуга» гендиректор компании «Джекпот» Вячеслав Панькин когда-то в середине 1980-х работал секретарем московского горкома комсомола.

Впрочем, комсомольское прошлое – отнюдь не единственная и уж тем более не главная причина, объясняющая, почему именно Панькину в октябре 1998 года суждено было возглавить игорную компанию, патронируемую столичной мэрией.

 

«Клоны» для мэра

Все началось с визита Юрия Лужкова в США. Сопровождал мэра в той поездке Артем Боровик. Встречались они не только с политиками, но и бизнесменами. В частности, не без протекции со стороны PR-советника семейства Бушей Сига Рогича именитые московские гости побывали в офисе компании Mikohn Gaming Corporation, которая с 1986 года работает в игорном бизнесе. Побывал Лужков тогда и на выставке в Лас-Вегасе, где ему продемонстрировали современные технические возможности контроля над игровыми системами.

Все увиденное не могло не вдохновить московского градоначальника. Лужков тогда строил далеко идущие политические планы: упомянутая поездка, собственно говоря, имела своей целью предъявить мэра миру (и прежде всего США) в качестве потенциального преемника Бориса Ельцина. А игровые технологии Mikohn Gaming позволяли, с одной стороны, построить систему добровольного сбора денег на столичные нужды, а с другой – в случае внедрения прозрачных игровых наработок, никто не смог бы упрекнуть Москву в потворстве криминальному бизнесу.

Более того, привлечение американских партнеров являлось не только индульгенцией непосредственно для данного проекта, но и оставляло возможности для дальнейшего «взаимовыгодного сотрудничества». Тем более что в число учредителей новоиспеченной компании «Джекпот» вошли упоминавшийся выше Сиг Рогич, глава производящей игровые автоматы компании Atronik Майкл Гаузельман, а также владелец аукционного дома Sotheby’s Альфред Таубман.

С российской стороны основным идеологом проекта был Артем Боровик. У него имелся кое-какой опыт в смежной сфере – лотереях: ЗАО «Юбилей столицы», входившее в сферу интересов Боровика и ставшее одним из соучредителей «Джекпота», организовывало лотереи, приуроченные к 850-летию Москвы. Благодаря предыдущей деятельности «Юбилея столицы» Боровик обзавелся соответствующими связями среди профессионалов-лотерейщиков.

«Я был первым, с кем Артем начал разговаривать на тему «Джекпота», – вспоминает Вячеслав Панькин. – В то время я проводил две лотереи – «Общее дело» и «Деньги, деньги, деньги» (была еще такая одноименная передача на ТВ). Поэтому, когда Артем предложил мне работать вместе, я уже четко понимал весь процесс».

Вместе с московским лотерейщиком Панькиным в создании «Джекпота» принимали самое непосредственное участие питерцы Борис Белоцерковский, Игорь Горбенко и Борис Спектор. Каждый из них – довольно заметная фигура не только в питерском, но и в российском игорном бизнесе. При этом именно они одними из первых в России организовали общегородскую систему игровых автоматов.

Дело в том, что председатель совета директоров ЗАО «Группа Конти» Игорь Горбенко известен не только как основатель первого в городе на Неве казино (оно так и называется – «Конти»). Ему же в 1993 году было поручено руководить созданным для государственного регулирования игорного дела муниципальным предприятием ЗАО «Нева-Шанс». А в 1994 «Нева-Шанс» учредило ООО «Фирма Профит» (которое возглавил Борис Спектор), призванное заняться развитием сети игровых залов. Курируемый Спектором проект называется «Единая игровая система Джекпот». С появлением «Московской игровой системы Джекпот» Спектор переехал в столицу и занял пост первого заместителя гендиректора новоиспеченного «клона».

В свою очередь, Борис Белоцерковский, чья компания «Уникум» импортирует в страну игровые автоматы с начала 1990-х, разрабатывал для москвичей маркетинговую стратегию.

Не исключено, что столь авторитетной поддержке «Джекпот» в немалой степени обязан примирению главы «Медиа-Моста» Владимира Гусинского с Юрием Лужковым, которое произошло как раз осенью 1998-го. Дело в том, что в ту пору Гусинский довольно активно сотрудничал с владельцем «Группы Конти» питерским бизнесменом Михаилом Мирилашвили.

Естественно, интерес новых партнеров был учтен. Тот же Борис Спектор, например, вошел в число учредителей «Джекпота».

 

Игры на несвежем воздухе

Уже на старте ни у кого не вызывало сомнений, что у московских властей для «Джекпота» предусмотрен режим наибольшего благоприятствования. В 1998 году вышло распоряжение Лужкова о создании игровой системы «Джекпот» в качестве эксперимента. В документе оговорены цели проекта – такие, как дополнительное привлечение средств в бюджет города, создание порядка 3000 рабочих мест, а также внедрение новых видов досуга. А в начале 1999-го в гостинице «Россия» (сложно сказать, что тамошние арендодатели не прислушиваются к распоряжениям мэра) открылся первый зал «Джекпота». Затем в течение года ежемесячно появлялось по пять залов.

Правда, завсегдатаям игровых салонов поначалу не понравилась излишняя по тем временам изысканность салонов «Джекпота». «Как-то я зашел в зал у метро «Октябрьское поле». Мы арендовали в вагончике 50 кв. м, – вспоминает Панькин. – Меня чуть не стошнило. Я распорядился установить кондиционер. Выручка упала чуть ли не до нуля. Пришлось дать команду выключить кондиционеры, и выручка пошла вверх».

Московским игрокам потребовался год, чтобы привыкнуть к чистым помещениям. Уже в 2000 году зал без кондиционера, бара и бесплатного угощения стал просто немыслим.

 

Извержение «Вулкана»

Еще одним нововведением «Джекпота» стала единая компьютерная игровая система. По словам Панькина, такая же сеть существует только в Лас-Вегасе и называется Megabucks.

Причем Megabucks принадлежит компании IGT, крупнейшему производителю игровых автоматов. А IGT не торопится продавать свои программные разработки на сторону. Поэтому к Megabucks можно подключить только игровые автоматы IGT.

В системе «Джекпота» теоретически могут работать аппараты любых производителей, что Вячеслав Панькин не без оснований считает существенным конкурентным преимуществом. По крайней мере, в первые годы открытая платформа способствовала «джекпотовской» экспансии ничуть не меньше, чем заинтересованность московского правительства.

Так в 1999 году к «Джекпоту» были подключены игровые залы «Метроцентра» (60% принадлежат голландской компании и 40% Московскому метрополитену). А в 2000 году партнером «Джекпота» стала компания «СПМ 1» с 45 залами сети «Игровой мешок».

По словам Панькина, единая компьютерная сеть позволяет прямо из головного офиса следить за безопасностью во всех без исключения игровых залах, причем в наиболее посещаемых установлены видеокамеры. «Мы, например, наблюдали, как мошенники пытались электрошокером сбить показания автомата, – рассказывает гендиректор «Джекпота». Мошенники при этом окружают толпой игровой автомат, изображают увлеченную игру. Но камера-то над головой, и нам все видно».

Возможности единой компьютерной системы даже вдохновили руководителей «Джекпота» на альтруистический жест. Как правило, призовые выплаты у стандартной игровой сети составляют 78 – 90% от прибыли. «Джекпот» увеличил призовой фонд до 94%.

Впрочем, компьютерные нововведения имели и свои минусы. Легко интегрируя «сторонние» игровые системы, «Джекпот» не слишком задумывался об их обновлении.

Зато игровая сеть «Вулкан», начавшая полномасштабную экспансию на столичном рынке в 2000-м году, оснащала свои залы исключительно новейшими игровыми автоматами.

 

Игровой супермаркет

У «Вулкана» были солидные инвесторы. Поговаривают, что основным владельцем холдинга Ritzio Entertainment Group, куда входит «Вулкан», является Олег Бойко – основатель концерна ОЛБИ и банка «Национальный кредит». Сейчас Бойко довольно тесно сотрудничает с металлургическим «Евразхолдингом», поэтому финансирование игорного бизнеса для него не составляет особой проблемы. Тем более что к этой отрасли Бойко имеет слабость еще с начала 1990-х.

Кроме того, «Вулкан» был не столь привередлив в отношении производителей оборудования. «Джекпот» совершил ошибку, когда ограничился покупками аппаратов у одних и тех же производителей, – говорит глава группы «Уникум» Борис Белоцерковский. – Компания ограничилась несколькими хорошими марками. Конкуренты же покупают аппараты не только у известных мировых производителей».

Правда, Вячеслав Панькин пытается увидеть плюсы в наличии у компании устаревших моделей. «У нас как в супермаркете, – считает гендиректор «Джекпота». – Там порядка двадцати видов товаров, которые дают основную прибыль – мясо, молоко, хлеб, напитки. Но в супермаркете должны быть и зубочистки, которые не дают больших денег. Автомат должен стоять в салоне, даже если на нем редко играют».

Более того, как и во всяком уважающем себя супермаркете, в салонах «Джекпота» появился фаст-фуд. Причем бесплатный. «Мы тратим на угощение примерно 6 млн руб. в месяц, – говорит Панькин. – Речь идет уже не об окупаемости. Рынок жесткий: если вы завтра перестанете угощать, то сразу же вылетите с него».

В «Вулкане» не считают бесплатные закуски ноу-хау конкурента. «При быстром развитии рынка такие вещи становятся нормой, – говорит директор по маркетингу Ritzio Entertainment Group Станислав Бартникас. – То, что легко можно повторить, не является конкурентным преимуществом».

А в скором времени «Вулкан» собирается лишить «Джекпот» едва ли не самого главного козыря – единой компьютерной системы. «Мы заключили контракт с американской компанией Acres Gaming, – рассказывает Станислав Бартникас. – В данный момент идет тестирование игровой системы. Ее главное техническое достоинство – возможность подключения игровых автоматов различных платформ. Система может через дружественный интерфейс общаться с клиентом и вести персональную статистику».

 

Опасные связи

Неудивительно, что при наличии столь жесткой конкуренции в Москве «Джекпот» двинулся в регионы. «Это правильное решение, – считает Борис Белоцерковский. – Компания выходит в регионы первой, и значит, это позволит ей вновь приобрести лидерство на рынке».

Другое дело, что на периферии «чары» Юрия Лужкова (способствовавшие московской экспансии «Джекпота») точно не действуют. Иногда помогают прежние рабочие контакты Панькина. Первый региональный зал «Джекпота» открывали в Новосибирске, где один из давних друзей Вячеслава Панькина оказался накоротке с новосибирскими властями.

Не следует забывать, что в «Джекпот» после отставки Александра Волошина пришло немало бывших сотрудников президентской администрации. «Они очень хорошие специалисты. Нам полезны и их связи в регионах», – признается Вячеслав.

Правда, по словам гендиректора «Джекпота», контакты какого-либо сотрудника компании все равно лишь только повод к хорошей беседе с руководством региона. Помещения никто бесплатно не дает. «За каждым губернатором неусыпно следит местная Дума», – констатирует Панькин.

Поэтому главное оружие «Джекпота» – это дешевая спутниковая связь. В 2003 году для обеспечения своих залов каналами связи «Джекпот» учредил ООО «Stec.com» (Sputnik Telecommunication Entertainment Company). «Для нас связь не бизнес, – признается Вячеслав Панькин. – Мы ее создали с нуля для удовлетворения собственных потребностей».

Спутниковая связь, действительно, дает неограниченные возможности для развития электронных лотерей, сети тотализаторов и букмекерских контор. Но при разговоре с губернаторами и мэрами «Джекпот» тоже не упускает случая козырнуть своими телекоммуникационными возможностями. «Спутниковач связь неизменно вызывает интерес у представителей местных властей, потому, что с ее помощью мы можем понизить цены на услуги связи в регионе», – утверждает гендиректор «Джекпота».

 

Что в рукаве

Сейчас именно в регионах установлены те 3000 игровых автоматов «Джекпота», благодаря которым эта компания опережает «Вулкан», что называется, «в общем зачете». В Москве и области ситуация не в пользу «Джекпота» – 8139 устройств против 9000 «вулкановских».

Однако «Вулкан» в ближайшее время собирается последовать по стопам конкурента. Как справедливо отмечает Станислав Бартникас из Ritzio, «идти вторым номером выгоднее, можно учитывать ошибки конкурента».

Понятно, что в таком случае «джекпотовские» затраты на региональную экспансию существенно возрастут. По словам Вячеслава Панькина, компания пока может финансировать развитие за счет собственной прибыли.

Но ужесточающаяся конкуренция заставляет «Джекпот» задумываться о привлечении сторонних инвестиций. Очевидно, подобными соображениями и обусловлено решение о преобразовании «Джекпота» в публичную компанию. «У нас есть стратегическая задача, которая позволит нам ее реализовать только как ОАО», – говорит Панькин.

Поэтому «Джекпот» собирается в ближайшее время обнародовать имена бенефициарных собственников, привлечь международных аудиторов. Но в компании прекрасно отдают себе отчет в том, что этого недостаточно. Надо еще убедить общество и потенциальных инвесторов, что игорный бизнес может быть не связан с криминалом. «В это не все верят, потому что наш мир довольно закрытый», – признается Вячеслав.

Но из того, что один из крупнейших игроков собирается «открыться», вовсе не следует, что мир, в котором работает «Джекпот», станет более открытым. Тем более что другие игровые сети вряд ли захотят способствовать усилению конкурента.