Последний нестандартный министр

Алексей Кудрин был последним членом правительства, имевшим смелость высказывать собственное мнение. После его ухода может начаться передел федерального бюджета, последствием чего станет рост госдолга и всплеск инфляции, а также массовое вытеснение сторонников Кудрина из Минфина, Центробанка и компании "АЛРОСА".


Урок, который страна и в особенности "политический класс" неминуемо извлекут из отставки министра финансов и вице-премьера Алексея Кудрина, заключается в том, что даже супертяжеловес, имеющий репутацию третьего или четвертого человека в стране, друг и соратник Владимира Путина, казавшийся несменяемым и незаменимым, не может говорить вслух все, о чем он думает, безнаказанно. Накануне предстоящей процедуры как бы передачи власти система должна быть лишена каких бы то ни было шероховатостей, и любая, даже не оппозиционная, а просто хоть сколько-нибудь яркая личность из нее отторгается. В этой связи вспоминается фраза, сказанная профессором Евгением Ясиным в конце прошлого года: "Не стоит забывать о том, что приближаются выборы, и этот фактор может оказаться сильнее Кудрина".

Практически одновременно "разобрались" и с миллиардером Михаилом Прохоровым. Последний не смог вписаться в систему - не было нужного уровня сервильности. Так же как отставка Кудрина была не предопределена, но ускорена личной обидой президента Дмитрия Медведева, так и Михаил Прохоров, вероятно, просто не выдержал "позора мелочных обид", нанесенных ему в кабинетах президентской администрации. Большому и высокому человеку, одному из богатейших людей мира, распорядителю миллиардов долларов, заводов, яхт и вилл, привыкшему к ежедневному подчинению и уважению, было просто невдомек, как это он может оказаться в роли покорного ассистента.

Кстати, за неприятностями с Прохоровым и Кудриным прошло почти незамеченным еще одно "увольнение" - из Общественной палаты исключили Марата Гельмана. Он лишился поста из-за конфликта с Василием Якеменко, так же как Прохоров - из-за конфликта с Владиславом Сурковым, а Алексей Кудрин, в конечном итоге, - из-за несогласия с обширным кланом, включающим в себя и Якеменко, и Суркова.

Жертвы системы

Алексей Кудрин не был оппозиционером. Но он находился в оппозиции к тому, что можно было бы назвать "базовой моделью" путинского режима. В политике эта модель предполагала доминирование агрегата из управления внутренней политики Владислава Суркова, партии "Единая Россия" и молодежных организаций имени Василия Якеменко. В экономике "базовая модель" предполагала доминирование крупных госкорпораций и госбанков. Тем, кто отрицал это полностью, не было места во власти. Но и внутри элиты в "подковерную" оппозицию были вынуждены вставать те, кто хотел бы, чтобы в политике существовали пусть не правящие, но хоть сколько-нибудь самостоятельные партии типа "Справедливой России" и "Правого дела", а также частный бизнес, с тревогой наблюдающий, как крупнейшие госкорпорации превращаются в настоящие водовороты, втягивающие все новые и новые активы. Поэтому отнюдь не "либеральные убеждения", а сама логика жизни заставляла всех людей подобного рода оказываться в оппозиции к "базовой модели" и глядеть на Дмитрия Медведева, как на возможный противовес ей помимо воли самого Медведева.

В этом раскладе Алексей Кудрин оказывался важной политической величиной. "За последний год кланы и группировки, выступавшие за продление власти Медведева, ослабли, и часть из них переориентировалась на Кудрина, - рассуждает президент информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимир Прибыловский, - на то, что основным организатором возможных реформ и перемен, оттеснения консервативных группировок будет именно Кудрин".

По предстоящим выборам у Кудрина тоже было свое особое мнение: в начале года министр финансов говорил, что они станут "тестом для власти" и в них должны принять участие "все самые крупные политические силы страны", поскольку "это обеспечит мандат доверия со стороны населения для дальнейших экономических реформ". В 2010 г. Кудрин вступил в открытый конфликт с Борисом Грызловым, обвинив "Единую Россию" в злоупотреблении административным ресурсом. Наконец, и с молодежным движением "Наши" и его куратором, главой Росмолодежи Якеменко Кудрин тоже поссорился, отказавшись согласовывать продвигаемый Якеменко проект федеральной программы "Молодежь России" с бюджетом в 22 млрд руб. ЕР и "нашисты" вели против Кудрина систематическую пропагандистскую войну с использованием акций протеста и агитационных роликов.

Обороняя мешок Опять же дело, может быть, не столько в либеральных взглядах Кудрина, сколько в самой логике его должности, поскольку он был приставлен охранять мешок с деньгами, на котором всевозможные госкорпорации старались паразитировать. Именно поэтому Кудрин приобрел множество могущественных врагов, среди которых были вице-премьер Игорь Сечин и глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. Кудрин, например, хотел ввести лимиты на привлечение госкорпорациями иностранных займов - безуспешно. Кудрин активно вмешивался в процесс создания ГК "Российские технологии", пытался не допустить включения в нее части активов, намеченных Чемезовым. В прессе тогда фигурировали "список Кудрина" и "список Чемезова". Зато в 2008 г. Чемезов как глава Союза машиностроителей активно лоббировал снижение НДС до 12%, но на тот раз победа осталась за Минфином.
Когда был арестован заместитель Кудрина Сергей Сторчак, аналитики истолковали это как очередной ход адептов "базовой модели". Политолог Станислав Белковский писал, что следствие против Сторчака "выступает с подачи Игоря Сечина, который входит в круг влиятельных врагов Кудрина. Туда же можно отнести руководство Минэкономразвития, а также некоторых советников Медведева, например Владислава Суркова. Противостоять этому будут, по мере возможности, другие силы, например замгенпрокурора Юрий Золотов и бизнесмен Олег Дерипаска".
Частный бизнес большой поддержки Кудрину не оказывал, потому что сам мечтал нажиться на увеличении госрасходов. Все существующие в России бизнес-ассоциации регулярно принимали резолюции и документы на тему губительности идеи Стабфонда. Когда Чемезов снижал НДС, то РСПП, "ОПОРА России" и "Деловая Россия" его поддерживали. Президент "ОПОРЫ России" Сергей Борисов, комментируя отставку главы Минфина, откровенно сказал: "Что касается того, сокрушается ли малый и средний бизнес по поводу ухода такого ключевого игрока, думаю, что нет. Я знаю тональность наших ребят и отраслевых союзов и регионов. Там постоянно говорится о том, что Министерство финансов чаще сдерживало нас в развитии, чем помогало развиваться. Конечно, хорошо иметь мешок с деньгами, но гораздо лучше иметь положительный тренд в развитии. Вот этот самый мешок и не позволил нам привести экономику в движение".

Бросок к кормушке

Сегодня, когда Кудрин уйдет, все структуры, рассчитывающие на получение госсредств на развитие отечественной авиации, ГЛОНАСС, кино и т.д., немедленно рванутся к кормушке, оставшейся без хозяина. Антон Силуанов, исполняющий обязанности министра финансов, очевидно, не может быть политическим противовесом для Сергея Чемезова или Бориса Грызлова. Действия заинтересованных в пересмотре бюджета сил будут тем более поспешными, что все они понимают: "посткудринская эйфория" продлится недолго, в мире идет экономическая рецессия, а деньги из ничего не возникают. Поэтому можно предсказать, что в самое ближайшее время предстоит серия поправок к уже утвержденному правительством бюджету-2012, поправки в налоговое законодательство, изменения параметров бюджетной трехлетки и т.д. Предстоит эпоха ожесточенного бюджетного передела. "Неожиданная отставка Кудрина создает риск значительного ухудшения бюджетной дисциплины в России, что особенно опасно в кризисный период", - полагают эксперты Альфа-банка Наталья Орлова и Дмитрий Долгин.

"Наибольшую выгоду могут извлечь нефтяники и прочие естественные монополии - именно их любил "выжимать" Кудрин", - утверждает директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

"Непосредственным "выгодоприобретателем" от ухода Алексея Кудрина будут те, кто рассчитывает нажиться на росте бюджетных расходов, кто привык ходить в правительство, заявляя многомиллиардные траты. Это и оборонно-промышленный комплекс, и Минсельхоз, и Минтранс, - предсказывает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Они будут еще легче совершать неэффективные растраты бюджетных средств, а экономика в целом от этого пострадает".

Заметим, впрочем, что соблазн ослабить бюджетную дисциплину характерен всемирным масштабом. Так что, увольняя Алексея Кудрина, Дмитрий Медведев находился в глобальном тренде. "В мире происходит отступление от жестких норм бюджетного и инфляционного регулирования, экономика ведущих стран нуждается в резком ускорении, - рассуждает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. - Особенно это важно в предвыборный период, когда есть риски потери власти для действующих основных политических сил. В США реализация налоговых реформ и оптимизации переносится на 2013 - 2014 гг., в ЕС предпочитают создавать денежные фонды стабилизации, но не "затягивать пояса". Развивается усиление сил, выступающих за рост роли государства в регулировании экономики при параллельном смещении акцента в действиях правительства на среднесрочное стимулирование роста и перестройку экономики вопреки долгосрочным бюджетным и инфляционным рискам. Эта тенденция проявляет себя в успехах социал-демократической партии на региональных выборах в Германии, инициативах Барака Обамы в области налогообложения и банковского регулирования, она отражается также, к примеру, в отставке "ястреба" ЕЦБ Юргена Штарка. Эта тенденция затронула и Россию. Сейчас не время для консервативного подхода к макроэкономической политике, сторонником которого, правда в довольно ограниченной форме, выступал Алексей Кудрин". 

Обратная сторона счастья

Для бизнеса и российского населения ослабление бюджетной дисциплины грозит множеством неприятностей. Во-первых, есть риск, что денег не хватит на те отрасли, у которых нет своих "чемезовых". Во-вторых, как уже предупреждал Кудрин, рост госрасходов приведет к росту налогов, и на этот раз не за счет нефтяников. В-третьих, выходит из-под контроля инфляция, что, кроме прочего, может повлечь повышение процентных ставок по банковским кредитам. Наконец, вообще ухудшается инвестиционный климат.

"Рынки очень доверяют Кудрину, который создал резервный фонд и заслужил уважение за свою бюджетную ответственность. Его уход - это сокрушительный удар для России", - констатирует Тим Эш, глава по развивающимся рынкам Royal Bank of Scotland.

"Сезон выборов - пора популистских заявлений и трат, - отмечает Эдуард Савуляк. - А значит, чтобы угодить и "нашим" (электорату), и "вашим" (бизнесу), сейчас вполне возможна ситуация, когда расходы на электорат повысятся (против чего был Кудрин), но вот нагрузка на бизнес не увеличится (или увеличится не в полной мере, чтобы покрыть все допрасходы, на чем как раз настаивал Кудрин). А значит, как ни странно, бизнес может выиграть в краткосрочной перспективе (если повышать налоги до выборов и сразу после, политической воли не хватит)".

Доходы и расходы федерального бюджета, %ВВП

Год

Доходы

Расходы

2006

23,3

15,9

2007

23,4

18

2008

22,4

18,3

2009

18,8

24,7

2010

18,5

22,5

2011

17,6

21,2

2012

20,4

21,9

"Преемник Кудрина на посту главы Минфина будет меньше возражать против роста необеспеченных бюджетных расходов, а это, в свою очередь, будет означать просто давление долговой нагрузки на экономику, что в конечном итоге обернется замедлением экономического роста, снижением прибыльности бизнеса и инвестиционной привлекательности, - констатирует Игорь Николаев. - Бизнес не получит ту среду, на которую он мог бы рассчитывать".
Впрочем, не будем сгущать краски: резких изменений, вполне возможно, и не последует просто потому, что происходящее вопреки воле Кудрина ослабление бюджетной политики России началось уже несколько лет назад. За пять последних лет расходы федерального бюджета выросли с 16% до 22% ВВП, возник дефицит бюджета. Когда Кудрин сказал о своих разногласиях с президентом Медведевым, он тем самым изящно намекнул на несогласие с путинской финансовой политикой. Высказывать сверхострые мысли Кудрин начал давно. На Красноярском экономическом форуме в феврале министр сказал: "Даже в самом кошмарном сне я не видел, что у нас так вырастут военные расходы".

Алексей Кудрин

Год рождения: 1960 г. (Добель, Латвийская ССР)

Образование:

Экономический факультет ЛГУ, кандидат экономических наук

Профессиональный опыт:

До 1990 г - на научной работе в институтах АН СССР

1990-1992 - в различных органах управления Ленинграда-Санкт-Петербурга

1992-1996 гг - председатель Комитета по экономики и финансам (финансового комитета, главного финансового управления) мэрии Санкт-Петербурга

1996-1997 гг. - в Администрации президента РФ

1997-2000 гг. (с перерывами) - первый заместитель министра финансов РФ

2000-2011 гг. - заместитель председателя правительства и министр финансов РФ

семейное положение: женат вторым браком. Двое детей.

Действительный государственный советник 1 класса.

А мужики-то и не знают... Уход Алексея Кудрина повлечет за собой массовые перестановки в высших эшелонах власти. "Кудрин - это целый клан", - поясняет политолог Константин Симонов. Прежде всего, Кудрин - это аппарат Минфина, целая плеяда заместителей, широко известных всей стране. Наиболее знаменит, конечно, Сергей Сторчак. Во-вторых, это нынешнее руководство Центробанка, который аналитики называют "вотчиной" Кудрина. В-третьих, это некоторые корпорации, зависимые от экс-министра, в первую очередь АЛРОСА. С экс-главой Минфина связывают имя Отара Маргания, председателя совета директоров банка "Возрождение" и, по слухам, влиятельного лица в бизнесе АЛРОСА. Ставленники Путина имеются в госбанках - ВЭБе и ВТБ.

Во всех этих трех сегментах произойдут существенные кадровые перемены. Очевидно, что новый министр финансов постепенно поставит своих замов и своих руководителей департаментов. "Могут возникнуть трудности у работающих с российскими долгами. В частности, если Кудрин не возглавит Банк России, Сторчака вновь могут начать расспрашивать о кувейтском долге", - предполагает политолог и экономист Михаил Делягин. Судьба главы ЦБ Сергея Игнатьева и его замов также неясна. Одно из двух: либо новый Минфин и новый куратор экономического блока Сергей Шувалов будут добиваться, чтобы продвинуть на пост председателя ЦБ своего человека, либо сам Алексей Кудрин сменит Игнатьева в Банке России. В последнем случае некоторые нынешние сановники Минфина "отступят" вместе с бывшим шефом в Центробанк, и команде Игнатьева придется потесниться.