Последний праздник стариков

Термин «российская политическая элита» постепенно теряет свой смысл. Собственно, и раньше этот термин вызывал желудочные колики, но теперь, после череды отвратительных коммунальных скандалов и мелкопоместных кризисов, на язык просится совсем другое определение. Вся российская политическая жизнь свелась к череде грязных разборок, и участие в них стало для этой самой, с позволения сказать, элиты настолько привычным делом, что после телевизионной демонстрации постельных сцен ни у кого не возникает желания подать в отставку. Любое действие российских властей, будь то формирование правительства или попытка договориться с МВФ, выливается в примитивную склоку.

Чем звонче голоса «соседей по кухне», чем примитивнее их аргументы, тем меньше интереса к их намерениям проявляет население. Опросы показывают, что львиной доле российского общества абсолютно наплевать на то, что происходит во власти. Это ответ населения на нервные вопросы нынешней политической элиты. Ему (населению) неважно, чем Чубайс отличается от Зюганова, Ельцин от Жириновского, а Лужков от Кириенко. За семь лет бессмысленных политических битв, фоном для которых служит горящая синим пламенем российская экономика, подавляющее большинство политиков показали свою полную профессиональную непригодность. Гражданам от них просто тошно.

Однако на парламентских и президентских выборах населению опять придется выбирать из тех же самых персонажей. Энтузиазм, с которым Зюганов и Дьяченко продолжают любимое дело, свидетельствует: эти люди думают, что они навсегда.

А вот губернаторы ведут себя совсем по-другому. Казалось бы, на своем местном уровне им можно с тем же задором, что и у федеральных властей, делить разнообразные пироги, тем более что именно этим они занимались все последние годы. Вместо этого они вдруг начали мыслить о судьбах Отечества. Занятие это для них непривычное, и попытки такого рода иногда выглядят трогательно, иногда потешно, а порою попросту карикатурно. Вот, например, кузбасский губернатор Аман Тулеев говорит о новом российском духе, татарский президент Минтимер Шаймиев - об общенациональных идеях, а самарский глава Константин Титов и вовсе о новом российском рынке, каковой он готов построить собственноручно. Объединяет их только одно: практически во всех программах встречается призыв не допустить во власть криминал.

Похоже, что они боятся. Региональные лидеры видят то, чего расслабленная московская политическая тусовка просто не замечает. В регионах все агрессивнее начинает вести себя новая политическая элита. За годы полуреформ в полуразвалившемся государстве регионы сформировали пока еще немногочисленную, но уже весьма влиятельную группу людей, мало связанную с нынешней системой власти. Зачастую это далеко не лучшие люди страны, кое-кто из них «в законе» или вне закона, но у них есть одно большое преимущество: они не носили комитетских погонов, не строили свой бизнес на комсомольские деньги и не получали «рыночных» преференций за славное райкомовское прошлое. Можно сколь угодно долго (и, наверное, справедливо) говорить о том, как опасен криминал для власти, но ведь нынешняя власть не отличается особой чистоплотностью.

Да простят нам известный цинизм, но власть оценивается не по ее моральной чистоте, несудимости или правильной сексуальной ориентации. Разумная политическая элита должна брать на себя ответственность и принимать пусть непопулярные, но необходимые для развития страны решения. Не факт, что новые люди будут это делать. Но нынешняя власть этого точно не делает.

Надо полагать, что весьма показательным станет 2003 и 2004 годы, когда новая политическая элита уже вырастет из региональных штанишек. Пока же очевидно: 2000 год снова станет праздником «стариков». Но вполне возможно, что это будет их последний праздник.