Последний самурай Интернет-революции

22.01.200100:00

Японец Масайоши Сон в 2000 году понес серьезный ущерб на рынке акций Интернет-компаний. Однако, несмотря ни на что, 43-летний бизнесмен остается самым богатым японцем в мире. Сейчас журнал Forbes оценивает его состояние в $19 млрд, хотя в лучшие времена оно достигало $78 млрд. Потери «короля Интернета» сравнимы, пожалуй, только с потерями его близкого друга – «короля программного обеспечения» Билла Гейтса.

 

Когда Масайоши Сон в 1981 году основал компанию Softbank, он мог позволить себе нанять только двух постоянных сотрудников. В первый рабочий день Сон взобрался на ящик из-под яблок в своем тесном токийском офисе и обратился к маленькому коллективу: «Вы, парни, должны слушаться меня, потому что я президент этой компании. Через пять лет наш объем продаж составит миллиард иен. Через пять лет я буду поставлять товар тысяче дилеров, и мы станем номером один в стране среди распространителей программного обеспечения». Служащие решили, что босс спятил. Через две недели оба уволились.

Потом, наверное, они кусали себе локти, так как все амбициозные обещания Сон выполнил и даже перевыполнил. Уже через год после открытия Softbank поставляла программное обеспечение в 200 с лишним магазинов. А к 1996 году компания контролировала половину оптового рынка программного обеспечения в Японии.

Умение провидеть даже не на годы, а на десятилетия и столетия вперед, любовь к риску, стремление брать самые высокие барьеры до сих пор характерны для бизнес-стиля Масайоши Сона.

 

Аутсайдер

Ирония судьбы в том, что самый богатый японский бизнесмен на самом деле никакой не японец. Его дед с бабушкой приехали в Японию из Кореи. А если проследить историю семьи Сон еще более глубоко, то можно обнаружить и китайские корни. Неяпонское происхождение Сона, возможно, способствовало закалке его характера: Япония известна своим настороженным отношением к иностранцам – особенно к иностранцам, претендующим, как Сон, на ведущие роли в бизнесе или политике.

Отец Сона и другие корейцы нелегально построили дома на земле, принадлежавшей Японской национальной железной дороге, что послужило причиной многолетнего конфликта с властями. Сон-старший выращивал свиней и кур и подпольно изготавливал саке. Самогонный бизнес приносил вполне приличный доход, так что семья первой в городе смогла купить автомобиль.

Однако, когда Масайоши подрос, его родители решили переехать из корейского квартала, чтобы их сын имел возможность ходить в хорошую школу. Тогда же семья сменила фамилию на японскую – Ясумото, чтобы Масайоши было легче вписаться в круг сверстников-японцев. Необходимость притворяться очень мучила мальчика, который чувствовал себя аутсайдером, не таким, как все.

Он вернул себе настоящую фамилию, когда в возрасте 16 лет поехал на учебу в США. Там Масайоши сначала окончил школу, а затем поступил в университет Беркли. Именно американский опыт, как считает он сам, заложил основу его бизнес-успеха. «Если бы я оставался все время в Японии, то был бы гораздо более консервативным, как все японцы», – признавался Сон.

Основным предметом в Беркли Сон выбрал экономику, а среди прочего начал изучать и компьютеры. В 19 лет в научно-популярном журнале он увидел фотографию, которую принял за снимок города будущего. На самом деле там был изображен микрочип. Как Сон вспоминал впоследствии, на него снизошло внезапное озарение: юноша понял, что это устройство способно изменить жизнь всего человечества. Он вырезал картинку из журнала, обернул ее в целлофан и повсюду носил с собой, как будто это был портрет Элвиса Пресли. Отныне его карьера была неразрывно связана с высокими технологиями.

Еще живя в Японии, Сон определил для себя, что ему хочется быть либо художником, либо учителем, либо политиком, либо бизнесменом. Став старше, он решил, что последнее занятие подходит ему больше других. Но, чтобы начать собственное дело, нужны были деньги. Лучший способ их добыть – изобрести что-нибудь стоящее, полагал Сон и сделал для себя правилом каждый день выделять по пять минут на придумывание новых идей. Во время одной из таких «пятиминуток» у него родилась идея мини-компьютера, которая в конце концов превратилась в идею карманного электронного переводчика. Сон убедил своих профессоров из Беркли помочь ему создать опытный образец, запатентовал свое изобретение и затем продал права на него японской компании Sharp за $1 млн. Впоследствии на основе разработок Сона был выпущен электронный органайзер Wizard, который пользовался большой популярностью у потребителей.

На следующем этапе Сон занялся экспортом в США игровых автоматов, для чего ему пришлось создать свою корпорацию. Япония к тому моменту уже пережила пик популярности видеоигры «Пришельцы из космоса», и спрос на игровые автоматы там упал. Как и их цена – с $8 тыс. до $500. Закупив на свой страх и риск партию автоматов, Сон начал устанавливать их в студенческих общежитиях и кафе. Идея оказалась удачной: за шесть месяцев корпорация Сона стала крупнейшим продавцом видеоигр в городе.

 

Назад, в Японию

Когда срок обучения в Беркли подошел к концу, настало время исполнить обещание, которое Сон когда-то дал своей матери: после учебы вернуться в Японию. Свою корпорацию он передал сокурснику, до этого у него работавшего. Тот поначалу не верил такой щедрости, но Сон настоял на своем. Более того: он сам предложил, чтобы новый владелец не платил за компанию сразу, а вернул долг после того, как она начнет приносить реальный доход.

По возвращении в Японию Сон решил, что уже накопил достаточно опыта, чтобы начать настоящее дело. Прежнюю работу в своей корпорации он считал разминкой. При этом ему хотелось придумать нечто новое, чего в стране еще никогда не было. Сон набросал около 40 проектов и разработал 50-летний план развития своей будущей компании, хотя пока еще не знал, в какой области она будет работать. В конце концов он остановился на распространении программного обеспечения. Так на свет появилась Softbank. Тогда-то Сон и произнес свое знаменитое программное заявление, которое так напугало его сотрудников, что они сбежали.

Оставшись без штата, Сон не растерялся. Для него вообще характерно действовать так, словно весь мир у него в кармане. Для начала Сон арендовал большой павильон на компьютерной выставке в Токио, хотя он был явно велик для пока еще маленькой компании. Так же было и с первыми клиентами. Сон решил не размениваться по мелочам и начать сразу с Joshin Denki – крупной компании, торговавшей электроникой. Завороженный напором и энергией Сона, президент Joshin согласился заключить эксклюзивную сделку с Softbank. По ее условиям Сон должен был поставлять в магазины Joshin почти все программы, которые были на тот момент доступны в Японии. Благодаря усилиям Сона ассортимент магазинов Joshin стал необычайно богатым по сравнению с конкурентами, и это привлекло к ним новых покупателей. Успех помог Сону получить еще множество контрактов. С середины 80-х годов и по сей день Softbank остается ведущим дистрибутором программного обеспечения в Японии, хотя это направление давно уже не является ведущим для компании.

Дальше у Сона появились еще более амбициозные планы, которые нуждались в финансовой поддержке. Поэтому он пошел в токийский банк Dai-Ichi Kangyo и попросил взаймы $750 тыс. Японские банки обычно не одалживают такие суммы фирмам, месячный доход которых составляет всего $10 тыс. и у которых нет недвижимости, которую можно было бы принять в залог. Однако Сон представил такие блестящие характеристики из Joshin и Sharp, что для него было сделано исключение. После того как был создан этот прецедент, другие банки тоже стали охотно одалживать деньги Сону. Они чувствовали, что у него есть потенциал, который может пойти на пользу не только его компании, но и всей японской экономике.

В 1994 году Сон сделал Softbank публичной компанией, что позволило ему продать акций на $140 млн. Начался этап больших покупок, причем не только в Японии, но и за рубежом – главным образом в Америке. $803 млн Сон отдал за компьютерную выставку Comdex, $3,1 млрд – за издательский дом Ziff-Davis, специализировавшийся на выпуске компьютерной периодики, $1,2 млрд – за 80-процентный пакет акций крупнейшего на тот момент производителя памяти для компьютеров Kingston Technology Corp.

Есть у революции начало…

В 1995 году Сон открыл для себя Интернет. В то время оборот в секторе электронной коммерции составлял всего $300 млн, однако за этой скромной цифрой японский бизнесмен сумел увидеть большие перспективы. В результате у его компании появилось новое подразделение – Softbank Technology Ventures, для руководства которым был приглашен Гэри Ришель, ветеран компаний Cisco и Intel. Задачей подразделения было исследовать рынок на предмет поиска перспективных высокотехнологичных компаний, нуждавшихся в инвестициях. Поскольку рынки производства программного обеспечения и аппаратных средств уже были оккупированы «тяжеловесами» вроде Microsoft, Cisco и Intel, главным объектом интереса Сона стали сервисные службы, которые пока еще находились в зачаточном состоянии.

Первый же выстрел Сона попал в цель. Внимание аналитиков компании привлек Интернет-портал Yahoo!, созданный аспирантами Станфорда Джерри Янгом и Дэвидом Фило. На основе данных, опубликованных в журналах издательства Ziff-Davis, команда Сона просчитала возможные варианты развития Yahoo! и пришла к выводу, что доходность компании может составлять до 30%.

Однако была и проблема: Yahoo! уже успела привлечь внимание и других инвесторов, поэтому, чтобы опередить конкурентов, необходимо было вкладывать большие деньги – с неизбежным риском потерять их в случае провала компании. Пробный шар был запущен в ноябре 1995 года, когда Softbank приобрела акций Yahoo! на $2 млн. Уже в марте состоялась новая встреча Янга и Сона, на которой японец сделал новое предложение: $105 млн за 33% акций Yahoo!.

«Большинство из нас подумали, что он сошел с ума, – признается сейчас Дэвид Янг. – Инвестировать более $100 млн в новую компанию было крайне смелым решением, но я не думаю что это был просто счастливый случай. Маса смотрит вперед на 10 – 15 лет…» Позже Сон вложил в Yahoo! еще $250 млн, доведя, таким образом, общую сумму своих инвестиций до $355 млн. Что произошло дальше – известно всем: небывалый взлет Yahoo!, сделавший миллиардерами не только основателей, но и Сона, вознаградив его за веру и готовность рисковать. Когда несколько лет назад он захотел продать небольшой пакет из принадлежавших ему акций Yahoo!, то выручил за них $450 млн. Оставшиеся в его распоряжении 20 с лишним процентов акций стоят сейчас несколько миллиардов долларов.

Уже в первый год своего существования Softbank Technology Ventures инвестировала около $230 млн в 55 фирм. Постепенно начала вырисовываться некая модель: вкладывать средства в как можно большее число компаний – желательно на самых ранних стадиях их развития, – затем выделять из общей массы фирм-реципиентов наиболее перспективные и увеличивать вложения.

Логика проста: чем больше билетов ты приобретаешь, тем выше твои шансы выиграть главный приз в лотерее.

Хотя бывали и накладки, в целом такая стратегия не давала сбоев. До поры до времени. В результате Softbank получила долю в нескольких сотнях Интернет-компаний, среди которых такие известные, как E-Trade, E-Loan, Morning Star, Buy.Com, GeoCities (в 1999 году была приобретена Yahoo!) и др.

Цель, которую все эти годы преследовал и преследует Сон, – создать Netbatsu, то есть zaibatsu в области Интернета (zaibatsu – крупные промышленные и торговые корпорации, которые доминируют в деловом мире Японии). В отличие от многих других инвесторов он не стремится завладеть компаниями, в которые вкладывает деньги, или получить контроль над их управлением. Его задача – обеспечить свое присутствие во всех мало-мальски значимых отраслях Интернет-экономики.

 

…нет у революции конца

Эти глобальные планы (а Сон планирует на 300 лет вперед) не потеряли актуальности в его глазах даже в свете событий последнего года. На волне тотального разочарования в Интернет-экономике рыночная капитализация Softbank сократилась с $180 млрд до $21 млрд. Личное состояние Масайоши Сона тоже значительно поубавилось – с $78 млрд до $19 млрд. И падать еще есть куда: в самый разгар кризиса капитал Сона «съежился» аж до $6 млрд, но потом положение несколько выправилось.

И что же? Несмотря на все эти потрясения, Масайоши Сон и не думает покидать поле боя Интернет-революции. Softbank уже инвестировала $8,8 млрд более чем в 600 компаний – это составляет около половины всех средств, вложенных в эту индустрию институциональными инвесторами. А в следующие два-три года Сон планирует вложить еще $4 млрд, чтобы довести число компаний в своем инвестиционном портфеле до 800. Он по-прежнему убежден в своей правоте. Через 10 лет, пообещал Сон, Интернет будет так же необходим людям, как вода и воздух. Они просто не смогут обходиться без него, а значит, и без империи Сона.

Однако не сделайте ошибки, подумав, что Соном движет лишь мысль о наживе. Как истинный революционер, он видит свою конечную цель в том, чтобы при помощи Интернета сделать счастливым все человечество:

«Некоторые люди делают деньги, просто чтобы делать деньги. Их не волнует, если кто-то пострадает в процессе этого. Я же испытываю удовлетворение, когда вижу улыбающихся людей. У меня была тяжелая болезнь – гепатит. Три года после основания Softbank я почти не слезал с больничной койки и чуть не умер. Доктор сказал, что в ближайшие пять лет у меня все будет в порядке, однако за дальнейшее он не ручался. Я был очень, очень расстроен. И спросил себя: что для меня наиболее ценно в жизни? Если я умру, какой будет прок в том, что у меня есть деньги, дом, шикарная одежда или машина? Они мне были не нужны. Единственное, чего я хотел, – жить. А если жить, то зачем? И я сделал вывод, что больше всего хочу делать людей счастливыми…»