Последний тайм

23.08.200400:00

Спортивное спонсорство стало последним аргументом российских пивоваров в борьбе против поправок к закону «О рекламе», радикально сужающих их рекламные права. И чем ближе ожидаемая дата утверждения президентом этих поправок, тем более отчаянными становятся выпады пивоваров.

На прошлой неделе в Рунете появился сайт «Российский спорт в опасности!» с призывом к болельщикам подписываться под открытым письмом президенту, правительству и Федеральному Собранию. Письмо, в свою очередь, призывает законодателей пересмотреть поправки, из-за которых «трансляции спортивных соревнований могут оказаться под запретом» (напомним: новая редакция закона помимо прочего запрещает размещение рекламы пива «в спортивных организациях, а также ближе 100 метров от них»). При этом заглавная статья сайта напоминает обвинительный вердикт: «Общеизвестно, что производители пива давно и успешно поддерживают российский спорт, государство же в последние годы от этого решительно самоустранилось».

Для пивоваров финансирование спортивных клубов и соревнований – не столько благотворительность, сколько маркетинг. Недаром «Балтика» в 1997 году согласилась полностью взять на обеспечение международный хоккейный турнир на приз газеты «Известия», переименовав его в Кубок «Балтики». А в прошлом году стала генеральным партнером чемпионата России по футболу. Московский комбинат «Очаково» осенью 2003-го подписал спонсорский контракт с футбольным клубом «Динамо-Москва», а в мае этого года – с баскетбольной командой ЦСКА, получив право размещать корпоративную символику и торговать своей продукцией на клубных площадках. В тот же день, когда Госдума проголосовала за «антипивные» поправки, руководство «Балтики» объявило, что компания «будет вынуждена отказаться от поддержки всех спортивных мероприятий». «Очаковцы», помимо пива выпускающие квас и безалкогольные напитки и поэтому получившие шанс остаться на стадионах, от громких заявлений воздержались.

Глава Совета Федерации Сергей Миронов хотя и пообещал осенью приступить к разработке нового закона «О рекламе» и непременно решить вопрос с рекламой пива во время спортивных мероприятий, однако не усомнился в разумности и необходимости уже принятых поправок. И тогда пивовары попытались – пока закон не подписал президент – найти защиту у спортивной элиты. По поводу негативных последствий рекламных поправок высказались президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, глава Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов, руководство Федерации хоккея России, Российского футбольного союза, а также футбольных клубов «Торпедо», «Рубин» и «Зенит». Последний, как известно, – культовый в родном городе российского президента. Но вряд ли это произвело впечатление на главу государства. Владимир Путин интересуется футболом лишь тогда, когда это имеет политическое значение, будь то победа грозненского «Терека», проигрыш российской сборной на чемпионате мира-2002 или переговоры с Сильвио Берлускони.

Насколько известно «Ко», ужесточение условий рекламы и продаж пива – решенный вопрос, и процесс принятия соответствующих законов контролируется на самом высоком уровне. В связи с этим показательна сама история принятия «антипивных» поправок. Законопроект, подготовленный еще депутатами прошлой Думы и одобренный Советом нынешней, был вынесен на голосование 7 июля. Но парламентарии решили направить его на доработку. Именно в результате доработки среди поправок появился «спортивный пункт», а также требование уделять не менее 10% рекламного времени и площадей «предупреждению о возможном вреде употребления пива» (при том что период запрета самой рекламы на телевидении и радио был резко увеличен – не с 17 до 22 часов, а с 7 до 22 часов). И Дума, и Совет Федерации одобрили этот вариант почти единодушно – более чем 90% голосов.

Примечательно, что на принятие «антипивных» поправок никак не реагировал Национальный союз дзюдо, хотя генеральным спонсором проводимого союзом Кубка президента России по дзюдо в прошлом году была пивоваренная «Балтика». Соучредителем НСД является питерский клуб «Явара-Нева», патронирует который лично Владимир Путин. Где, как не в ближнем кругу главы государства, лучше всего известно о его настроениях? А спонсоров для спортсменов у нас можно найти не только среди пивоваров – стоит лишь намекнуть…