Последний заезд Берни Экклстоуна
Без 83-летнего Экклстоуна автомобильные гонки никогда не стали бы бизнесом, приносящим многомиллиардную прибыль. Однако у всего есть свои пределы: новое уголовное дело, возбужденное против него в Мюнхене, грозит разрушить бизнес всей его жизни.
Эксперты списывали его со счетов бесконечное количество раз. Те, кто хотел избавиться от него, всегда говорили, что сейчас ему не уйти. За последнее 36 лет Берни Экклстоун одержал верх не в одной важной битве и в итоге превратил "Формулу-1" из рядовых автогонок в событие мирового масштаба и в бизнес, приносящий многомиллиардную прибыль. Он сопоставим по обороту, количеству зрителей и рейтингу только с Олимпийскими играми и чемпионатами мира по футболу.
Однажды Экклстоун примирил автопроизводителей, когда те захотели организовать собственные автогонки. Он сломил сопротивление Международной автомобильной федерации (FIA), когда та опротестовала его мудреные договоры с организаторами и промоутерами гонок. Он вступил в противостояние с Еврокомиссией, когда та усмотрела нарушение антимонопольного законодательства в том, что только Экклстоуну принадлежат все права на телетрансляции гонок. Он потерпел лишь одно поражение, когда в Лондоне на него напали уличные грабители, поставили ему синяк под глазом и сорвали с руки дорогие часы.
"Берни заходит во вращающуюся дверь последним, чтобы выйти из нее первым, взяв все, что ему нужно, и став при этом чище, чем был прежде", - говорит Макс Мосли, на протяжении многих лет бывший юридическим консультантом Экклстоуна, а позднее, в бытность президентом FIA, ведший с ним борьбу.
Но на сей раз миллиардеру, который всего добился сам, одним синяком отделаться, судя по всему, не удастся. Высший земельный суд Мюнхена заявил о возбуждении уголовного дела в отношении Экклстоуна как главы операционных компаний "Формулы-1" в связи с подозрением в коррупции и подстрекательстве к злоупотреблению полномочиями.
Для Экклстоуна это означает, что на карту будет поставлено все: его репутация бизнесмена, его роль всесильного организатора "Формулы-1" и, как следствие, дальнейшее существование самих гонок, очередной сезон которых начинается в марте. Пресс-релиз головной структуры Formula One Management Ltd. (FOM) последовал незамедлительно: несмотря на то, что Экклстоун остается главой компании и продолжает заниматься своими повседневными обязанностями, в дальнейшем холдинговая компания Delta Topco Ltd намерена более пристально контролировать его деятельность, а в будущем Экклстоуну придется оставить свой пост.
Угроза от главного акционера
Кроме того, все важные договоры и соглашения будут подписываться Петером Брабеком, руководителем совета директоров Nestle и главой наблюдательного совета Delta Topco Ltd., и Дональдом Маккензи. Маккензи - соучредитель частного инвестиционного фонда CVC, на протяжении более чем восьми лет владеющего контрольным пакетом акций FOM. Еще несколько недель назад инвестор заявил о том, что уволит Экклстоуна, "если будет доказано, что тот сделал что-то преступное или совершил неверный шаг".
Однако без Экклстоуна "Формула-1", которую многие эксперты называют "Формулой Берни", быстро распадется на куски. Пару недель назад, сидя в штаб-квартире "Формулы-1" на Принцесс-Гейт в Лондоне и давая интервью журналам Handelsblatt и Wirtschaftswoche, этот бодрый старик был вполне спокоен. "Сейчас для меня самое главное - это дожить до 84-го дня рождения", - отметил он. Вместо грозящего ему судебного процесса Экклстоун говорил о своем предложении купить обанкротившуюся гоночную трассу "Нюрбургринг", словно все нити по-прежнему в его руках. "Мы внесли свое предложение и теперь ждем, будет ли оно принято". По словам Экклстоуна, он надеется, что ответ поступит совсем скоро: "Договоренность может быть достигнута уже в течение ближайших недель".
Преемника нет и не предвидится
Когда Экклстоун отправится на скамью подсудимых мюнхенского суда, времени на поиск преемника у него не останется. Все силы ему придется бросить на спасение личной репутации и дела всей его жизни. Бывший гонщик, а теперь миллиардер и владелец команды "Формулы-1" "Брэбхем", Экклстоун с 1978 г. железной рукой правит крупнейшей компанией в области автогонок. Его заслуги перед "Формулой-1" неоспоримы.
"Раньше были машины, пилоты и гонки. Были команды, был хаос, а затем пришел Берни", - так австралийский гонщик Фрэнк Гарднер охарактеризовал ситуацию в "Формуле-1" до прихода Экклстоуна. Тогда каждая команда сама договаривалась с организатором гонок о стартовых взносах, а единственным источником финансирования команд являлись призовые премии. "Очевидно, Берни удалось обойти всех нас потому, что мы вели себя, как дерущиеся петухи, - констатирует владелец британской команды Фрэнк Уильямс. - Нас больше интересовали разработка и постройка гоночных машин, чем развитие всей системы в целом; нас не привлекал коммерческий потенциал этой сферы".
Но история - штука ироничная: сегодня интересы команд, владельцев гоночных трасс и спонсоров сталкиваются вновь. Если Экклстоуну придется уйти, "Формула-1" снова превратится в огромный и неповоротливый механизм. Потому что у него не имеется наследника, и даже никого нет на примете. "Моментально объявятся человек двадцать-тридцать, и у каждого из них будет желание немножко подиректорствовать", - иронизировал много лет назад Экклстоун о возможности того, чтобы "Формулой-1" управлял консорциум инвесторов.
Первый сигнал о том, сколько еще Экклстоун может надеяться на благосклонность сообщества "Формулы-1", как ожидается, поступит от лондонского судьи Гая Ньюи, который скоро вынесет свой вердикт по делу о возмещении ущерба компании Constantin Medien AG. Мюнхенская медиакомпания, акционерами которой являются наследники легендарного медиамагната Лео Кирха, обвиняет Экклстоуна в том, что он дал экс-главе отдела рисков банка BayernLB Герхарду Грибковски взятку в размере нескольких миллионов долларов за то, чтобы 47-процентная доля банка в "Формуле-1" была продана по заниженной цене выгодному Берни покупателю - инвестиционному фонду CVC Capital Partners.
1 апреля 2006 г. эта сделка состоялась, ее сумма составила около $830 млн. Если бы цена была более чем $1,1 млрд, тогда Constantin Medien AG на основании имеющейся договоренности могла бы претендовать на часть прибыли, и поэтому требует теперь возмещения ущерба в размере $140 млн.
Отвращение к правилам
Фирма Constantin Medien AG вышла из бывшей телевизионной компании EM.TV, которая владела 16,7% акций "Формулы-1". Когда для EM.TV настали трудные времена, она продала эти акции компании Лео Кирха, а после ее банкротства доля в "Формуле-1" перешла к банку BayernLB.
Несколькими неделями ранее судья Гай Ньюи дал понять, что сомневается в аргументации адвоката Constantin Medien AG Филиппа Маршалла, при этом отказавшись раскрывать детали процесса. В Лондоне Экклстоуну в худшем случае придется расстаться с суммой в несколько сотен миллионов долларов. Однако уходить из-за этого в отставку он не намерен. "В этом нет никакой необходимости. Constantin Medien AG требует возмещения ущерба. Если суд признает правоту этой компании, то она получит деньги", - недовольно ворчит Экклстоун.
Однако Constantin Medien AG - не единственная компания, представляющая собой угрозу нервной системе и банковскому счету Экклстоуна. BayernLB также намеревается отсудить у него $400 млн ущерба. Экклстоун твердо решил не идти на улаживание спора в досудебном порядке. "Я не стану ничего платить, чтобы избежать процесса. Это будет неверным шагом, а я еще ни разу неверных шагов не совершал", - подчеркивает он. Помимо прочего, Экклстоун судится с Constantin Medien AG в швейцарском суде из-за рекламы.
Ключевым моментом всех этих судебных разбирательств является взятка в размере $44 млн, которую Экклстоун и его семейный фонд Bambino дали бывшему риск-менеджеру банка BayernLB Герхарду Грибковски, в настоящее время отбывающему длительное тюремное заключение. В 1997 г. Экклстоун вложил в фонд Bambino имущество своей бывшей жены Славицы и обеих дочерей, Тамары и Петры. По мнению прокурора мюнхенского суда, с помощью взятки Экклстоун подтолкнул Грибковски дать разрешение на продажу находившихся во владении банка 47% акций "Формулы-1" фонду CVC. Экклстоун отвергает подозрения, утверждая, что дал деньги Грибковски, потому что тот намеревался очернить его в глазах фискальных органов.
Будущее Экклстоуна зависит от фонда CVC из-за того, что владение частью капитала "Формулы-1" является одним из десяти крупнейших вложений фонда, сообщил в суде его соучредитель Маккензи. А инсайдеры говорят даже, что "Формула-1" - это самое прибыльное вложение фонда, инвестировавшего в 55 компаний по всему миру. К примеру, в Германии CVC владеет 18% акций химического концерна Evonik из Эссена.
По оценкам экспертов, стоимость "Формулы-1" составляет $11-13 млрд. По-настоящему большую прибыль CVC смог бы получить за счет первичного размещения акций. Планировалось, что это будет сделано в 2012 г. в Сингапуре, однако, "по экономическим соображениям", от этого шага было решено отказаться. С тех пор планы CVC остаются неопределенными. В ноябре соучредитель фонда Маккензи дал туманный комментарий на сей счет: "Мы планируем вывести нашу компанию на биржу, но не намереваемся делать это в ближайшее время". Судебные иски против Экклстоуна являются еще одним препятствием в этом деле.
Сам Экклстоун в ответ дерзко заявляет, что лично его и принадлежащих ему 5,3% акций "Формулы-1" это никак не касается: "Моя доля ничтожно мала, поэтому мне все равно". А на суде в Лондоне он вообще сказал следующее: "Я никогда не интересовался правилами эффективного ведения бизнеса, не интересуюсь и сегодня. Я не знаю, кто может ограничить мое влияние, поэтому продолжу идти своим путем".
Тем не менее в переговорах между FIA и гоночными командами достигнут определенный прогресс. По словам Экклстоуна, новый договор согласия, регулирующий до 2020 г. разделение получаемой от размещения акций "Формулы-1" прибыли, уже подписан. В будущем около 80% доходов от прав передачи станет распределяться между командами.
Однако проблем у "Формулы-1" с каждым годом становится все больше. По оценкам экспертов, общий оборот компании составляет свыше $1,5 млрд. Но эта внушительная сумма грозит "разорвать" всю систему - слишком уж велики внутренние различия. Большие заводские команды могут с легкостью истратить $400 млн в год, в то время, как маленькие "конюшни" едва в состоянии позволить себе восьмую часть или четверть этой суммы. О каких равных возможностях тут можно говорить?
Критика из-за чрезмерных расходов
По приблизительным инсайдерским оценкам, Red Bull получает $90 млн за первое место плюс $72 млн в качестве бонуса. Ferrari, занимающая третью позицию, получает $72 млн и еще экстрапремию в размере $99 млн. Для сравнения: на долю занявшей в последнем сезоне 10-е место команды Marussia приходится $20 млн. Таким образом, ведущие команды могут в скором времени остаться без соперников - некоторым из них грозит банкротство. Уже ходят разговоры о том, что оставшимся командам придется выставлять на старт по три автомобиля.
Самым сложным в этом году для "Формулы-1" будет не организация 19 гонок, а битва за выживание - из-за того, что со временем гонки незаметно стали слишком дорогими для их участников. "Участникам достается больше всего денег, получаемых нами, - в общей сложности 65%", - оправдывается Экклстоун. И в то же время он признает: "Мы сейчас как раз пытаемся решить вопрос о том, каким образом можно снизить расходы команд". Так, по его словам, он предложил в будущем ограничить затраты каждой команды суммой в $200 млн.
Критики возражают на это, что расходы практически не изменились, а вот спонсоров становится все меньше. Сначала гоночные трассы "покинули" производители табачной и алкогольной продукции, затем после банковского кризиса ушли Credit Suisse, ING и Royal Bank of Scotland, теперь настал черед автомобильных концернов BMW, Honda и Toyota.
Из-за недостатка средств с 16 марта гоночные болиды будут финансироваться только из тех денег, которые спонсоры дадут в качестве "приданого" их пилотам, и то лишь по итогам их результатов. Во всяком случае, такой порядок коснется команд среднего уровня, и первая в этом списке - занимающая четвертую строчку в рейтинге команда Lotus. Кими Райкконен покинул команду люксембургского инвестора Жерара Лопеса из-за того, что ему не вовремя выплачивались гонорары. Даже швейцарская команда Sauber этим летом была близка к тому, чтобы навсегда закрыть свои мастерские. И это несмотря на ее спортивные успехи.
Как раз в этой ситуации новые финансовые и технические правила повышают риск для участников гонок. С марта предусматривается эксплуатация компактных шестицилиндровых турбированных двигателей, использование регенерации энергии, а также вводятся новые правила для потребителей. К тому же всем командам, кроме Ferrari и Mercedes, отныне придется вдвое больше платить за аренду моторов и аккумуляторов, то есть 20 млн евро в год и больше. Для каждой команды это может означать полный крах.
Раньше Экклстоун уже доставал деньги из собственного кошелька или пускал в ход личные связи, чтобы помочь командам решить финансовые затруднения. Однако с учетом сложившихся обстоятельств подобный сценарий невозможен. Мажоритарный акционер CVC уже занимается поиском преемника для Экклстоуна. Сам Экклстоун еще в ноябре предложил на этот пост главу команды Red Bull Кристиана Хорнера, заявив о готовности перейти к совместному управлению компанией в течение переходного периода.
Однако Хорнер от предложения отказался. Вообще-то Экклстоун по-прежнему воспринимает эту идею как шутку. А размышления главы Ferrari Луки ди Монтедземоло по поводу того, чтобы Экклстоун возглавлял "Формулу-1" совместно с соруководителем, он прокомментировал так: "Не обращайте особого внимания на то, что говорит Лука. Когда меня не станет, скорее всего, придется создавать новую структуру. И тогда, вероятно, будет не один преемник, а несколько".
Об уходе на покой или о более грустных вещах Экклстоун не думает. "Я бы предпочел не умирать. Но моя бывшая жена всегда говорила, что рано или поздно я умру в автобусе, который служит мне штабом во время гонок. Если так случится, то самое простое решение - это похоронить меня прямо вместе с автобусом", - говорит Экклстоун в завершение интервью.