Последняя капля
«Мое письмо – это крик души…» – читатель «Ко» Александр Дубакин изливает всю свою горечь в послании, которое журнал получил по электронной почте. Александр хочет, чтобы его письмо, исполненное страдания, переслали мне, иностранному журналисту. Пусть я нахожусь далеко за пределами России – видимо, Александр видит во мне друга, готового выразить сочувствие и солидарность.
Солт-Лейк-Сити – «последняя капля» в той горькой чаше унижения, которую он, как и другие миллионы граждан России, испили до дна за последние годы. «Эти Игры, – пишет Александр Дубакин, – заставили нас испытать всю гамму отрицательных эмоций. Искренне жаль Лену и Антона, Ирину и Илью, Ольгу Королеву и Павла Ростовцева…»
Речь, конечно же, идет о потерянных (или украденных, как представляется многим в России) олимпийских медалях. Подобного унижения никогда еще не было. В начале Олимпиады я был в Москве и мог лично убедиться в том, что в телевизионных комментариях, на страницах газет и журналов было больше изумления, чем горечи от поражений: столь долгожданные медали уплывали из рук российской сборной. Складывалось впечатление, что российские спортсмены растеряли свой боевой дух и желание бороться до конца, что они далеки от своей лучшей формы.
А потом, когда россияне стали наконец завоевывать медали, в их адрес посыпались обвинения в применении допинга, началось давление на судей. Какой позор! Если даже Владимир Путин счел необходимым выступить с заявлением на эту тему, то, наверное, он понял, что его сограждан переполняет чувство унижения. А может быть, такое же чувство владело и им самим?
В моей электронной почте только послание от Александра Дубакина, но у меня такое ощущение, что он выразил мнение миллионов других россиян, которые не пользуются Интернетом. Последние Олимпийские игры стали олицетворением национального унижения, которому Россия подвергается все последнее время. О каком именно временном отрезке идет речь? Необходимо уточнить.
«Вот уже на протяжении 15 лет нас настойчиво пытаются превратить во второразрядную страну, – протестует Дубакин. – Наша экономика поставляет на мировой рынок только сырье; армия еще держится за счет остающегося ядерного оружия; по состоянию общественной нравственности мы все больше погружаемся в Средневековье. Но, несмотря на все это, я по-прежнему считал Россию великой державой. А теперь кто-то, видимо, решил разрушить и эту, последнюю иллюзию».
Откровенно говоря, я думаю, что так отчаиваться из-за нескольких не завоеванных на Олимпиаде медалей не стоит. Но мне ясно, что медали стали той каплей, которая переполнила чашу терпения. Полагаю, что российское руководство должно задать себе вопрос: сколько еще россиян думают так же, как Александр Дубакин? И почему? Я внимательно следил за всеми событиями последних 15 лет и считаю, что ответственность за то положение, в котором оказалась Россия, в значительной степени несут миллионы российских Дубакиных. Не будем забывать, что именно они избрали президентом России Бориса Ельцина, а потом переизбрали его на второй срок в 1996 году. Да, их водили за нос и обманывали, но они могли бы попытаться предпринять какие-то действия, чтобы отстоять собственные интересы. Конечно, не только они несут ответственность за деградацию России и, конечно, не они главные виновники. Но факт остается фактом: кое-кто из главных виновников еще находится у власти, и никто пока не собирается их оттуда убирать. Естественно, при помощи демократической процедуры.
Что же теперь делать? Александр Дубакин полагает, что остается только «попросить прощения у наших последних героев за то, что мы оказались не способны защитить их и оставили одних». Значит, остается оплакивать свою судьбу? На мой взгляд, делать этого не стоит. Мне кажется (а четыре года назад я написал книгу «Прощай, Россия», которая вызвала гнев как у «демократов», так и у националистов), что Россия, несмотря ни на что, еще способна многое сказать и может многое отстоять на мировой арене. Дело только в том, что Россия, похоже, не отдает себе в этом отчет. Ведь вокруг нее на территориях, когда-то являвшихся частью Советского Союза, теперь разгуливают толпы дерзких и сильных хищников. Мир вступил в эпоху Империи. А противоречить Империи – дело весьма затруднительное, особенно если уже решено подчиниться ее воле и стать ее вассалами.