Top.Mail.Ru
архив

Последняя нефть Абрамовича

Бывшая нефтяная империя Романа Абрамовича канула в Лету. «Газпром» уже принял решение о переименовании «Сибнефти» в «Газпромнефть». Теперь газовому концерну осталось выяснить, оставлять самостоятельность нефтяному бизнесу или интегрировать его в собственную структуру.

 

Частных нефтяных компаний в России с каждый годом становится все меньше. Ушли в небытие принадлежащие ТНК холдинги СИДАНКО и ОНАКО. Сама же «Тюменская нефтяная компания» четвертый год входит в российско-британский холдинг ТНК-ВР. «Славнефть», принадлежащая поровну тому же ТНК-ВР и «Сибнефти», хотя и является формально самостоятельной структурой, давно ассоциируется исключительно со своими акционерами. Один из них в ближайшее время также поменяет вывеску. Акционеры «Сибнефти» (около 76% акций компании контролирует «Газпром») решили сменить название холдинга на «Газпромнефть». Вскоре бывшая нефтяная империя Романа Абрамовича превратится из сибирской в европейскую компанию – «Сибнефть» потеряет свою прописку в Омской области, где она ежегодно выплачивала в виде налогов до 15 млрд руб., и будет перерегистрирована в Санкт-Петербурге.

 

Нефтяная революция

 

Формирование компании, которую в конце прошлого года приобрел «Газпром» за $13 млрд, началось в середине 1990-х годов. Спустя полгода после своего образования (август 1995-го) «Сибнефть» была приватизирована, контрольный пакет акций достался структурам Бориса Березовского и Романа Абрамовича. После того как бывший исполнительный секретарь СНГ оставил российский бизнес, «Сибнефть» (около 92% акций) перешла в управление британской Millhouse Capital, представляющей интересы чукотского губернатора и его партнеров.

Новая команда менеджеров компании – и, в частности, ее президент Евгений Швидлер – решила использовать революционный метод увеличения добычи сырья за счет гидроразрыва нефтяных пластов. Этот метод приводит к повышению нефтеотдачи – дебит скважин увеличивался в 2 – 3 раза. Вместе с тем «жизнь» сырьевых провинций, на которых использовался гидроразрыв, сокращалась с положенных 20 – 30 лет до 7 – 10. Новые владельцы «Сибнефти» добились своей цели. Добыча компании в 2001 – 2003 годы увеличилась на 60%. Себестоимость производства сырья холдинга вызывала зависть сторонников традиционных способов добычи. Баррель «черного золота» обходился «Сибнефти» в $1,5, тогда как остальные компании тратили на добычу по $2 – 2,5. Производственные показатели «Сибнефти» отразились и на финансовых – капитализация холдинга выросла с $1,5 млрд до $13 млрд. Бывший середнячок отечественной нефтянки превратился в «голубую фишку» российского рынка.

 

К продаже готов

 

Уже в 1999 году многие эксперты прогнозировали, что усилия руководства «Сибнефти» по увеличению добычи сырья и капитализации являются предпродажной подготовкой компании. Еще в 1998 году акционеры предприятия договорились об объединении своих мощностей в единый с ЮКОСом холдинг ЮКСИ. Планы ЮКОСа и «Сибнефти» не сбылись. В мае 1998-го компании отказались от слияния. Как признавался Швидлер, акционеры ЮКСИ не поделили рычаги управления в новом холдинге – никто не хотел играть второстепенную роль. В 2003 году ЮКОС и «Сибнефть» решились на повторную попытку объединения. И во второй раз увидеть новый холдинг российский рынок не смог. После ареста Ходорковского* Абрамович и его партнеры разорвали договоренности с ЮКОСом и начали поиск нового покупателя.

В конце 2004 года на актив Абрамовича появился неожиданный претендент. Пополнить ресурсную базу мощностями «Сибнефти» Deutsche Bank посоветовал «Газпрому». В июле 2005-го переговоры между «Газпромом» и Millhouse Capital подтвердил президент Владимир Путин, заявивший, что не против такой сделки. С тех пор судьба «Сибнефти» была фактически решена. В октябре «Газпром» заявил о приобретении 72% акций «Сибнефти», что вместе с 3%, выкупленными ранее на рынке, позволило газовому концерну получить квалифицированное большинство в новом активе.

Реализовавшаяся мечта «Газпрома» о покупке серьезного нефтяного актива была омрачена после завершения необходимых формальностей по сделке. Ставленники монополии в «Сибнефти» выяснили, что на протяжении последних нескольких лет ее акционеры направляли практически всю чистую прибыль на дивиденды, забывая об инвестициях в развитие компании. К тому моменту дали о себе знать и революционные методы добычи, которыми пользовалась «Сибнефть». Из пяти основных месторождений компании два существенно снизили нефтеотдачу: на Муравленковском месторождении производство снизилось на 2%, а на Спорышевском – на целых 5%. По итогам 2004 года «Сибнефти» удалось нарастить добычу лишь на 8%. Ее затраты на производство подтянулись, а в некоторых случаях превысили аналогичные показатели других российских нефтяных компаний.

 

Прощание с наследством Абрамовича

 

Разбираться с производственными проблемами «Сибнефти» теперь придется новому руководству компании, а точнее, выходцам из «Газпрома». На нефтяной фронт монополия бросила зампреда газового концерна Александра Рязанова. Первое кардинальное решение новое руководство «Сибнефти» уже приняло – акционеры одобрили смену ее названия на «Газпромнефть». О «Сибнефти» в ближайший год будут напоминать только сине-зеленые логотипы на розничных заправках, которые «Газпром» к началу 2007 года намерен поменять на собственную торговую марку.

На этом монополия останавливаться не собирается. Уже в ближайшие дни правление «Газпрома» должно решить: сохранять «Газпромнефть» в качестве отдельной «дочки» или же интегрировать ее в структуру материнской компании. По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилёва, было бы неразумно нефтяную компанию с устоявшимся брендом с ходу «вливать» в «Газпром». Всякое увеличение масштабов подразумевает значительные издержки. Монополия и так перегружена различными активами, которые лишь опосредованно связаны с ее профильной деятельностью – добычей газа.

Опыт подобных объединений («НИКойла» и «УралСиба», ОМЗ и «Силовых машин») показывает, что автономное существование повышает конкурентоспособность компаний, позволяя им целенаправленно решать свои задачи внутри холдинга.

По словам главы Института проблем глобализации Михаила Делягина, нефтяная и газовая отрасли отличаются друг от друга формой управления. Российская нефтянка развивалась в условиях конкурентной борьбы, тогда как «Газпром» с советских времен остается монополией в своем секторе экономики. Для успешного нефтяного бизнеса компании необходимо ориентироваться на рынок, а в составе «Газпрома», цены которого устанавливают чиновники, нефтяная структура потеряет гибкость и мобильность при быстрых изменениях конъюнктуры рынка.

Глава аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин полагает, что в случае интеграции в состав «Газпрома» прибыль «Газпромнефти» будет контролироваться материнской компанией. Руководство дочерних предприятий монополии может без ведома центрального офиса «Газпрома» распоряжаться суммой всего лишь в 300 000 руб., тогда как финансовые потоки, проходящие через эти предприятия, нередко превышают сотни миллионов долларов. По мнению эксперта, монополия наверняка будет направлять средства не столько на развитие нефтяного бизнеса, сколько на газовые проекты, так как в настоящее время собственно добыча газа у «Газпрома» стагнирует. От перераспределения инвестиций выиграют профильные «дочки» газового концерна, тогда как «Сибнефти» придется искать иные источники для борьбы с падением добычи. «Лишившись самостоятельности, «Сибнефть» превратится в донора, а значит, доходы компании не будут в нужном объеме направляться на ее развитие», – считает Валерий Нестеров из ИК «Тройка-Диалог».

То же касается и заемных инвестиций. «Найти деньги, оставаясь самостоятельной, «Сибнефти» будет проще», – уверен аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов. Это подтверждает и синдицированный кредит на сумму в $600 млн, который в ближайшее время планирует привлечь «Сибнефть». «Компания с такой серьезной кредитной историей без труда найдет деньги на рынке», – полагает эксперт.

 

Блажен, кто верует

 

Ставка «Газпрома» на повышение собственной капитализации за счет поглощения «Сибнефти» также может не оправдаться. По мнению Нестерова, монополия переоценена рынком, поэтому серьезных изменений ее рыночной стоимости ждать не стоит. «Сибнефть» же сама по себе котируется на биржах и высоко ценится игроками.

Кроме того, существует еще один подводный камень, с которым столкнутся управленцы «Газпрома», нарастив холдинг активами нефтяной компании. Дело в том, что крупным миноритарным акционером «Сибнефти» до сих пор остается ЮКОС. Он владеет 20% акций этой компании, которые были куплены еще в 2003 году в процессе объединения империй Абрамовича и Ходорковского. По словам главы департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрия Борисенко, хотя ЮКОС сейчас и находится на пороге банкротства, его акционеры – как крупнейший из них GML (бывшая Group MENATEP), так и миноритарии, могут подать иски в зарубежные суды, требуя возместить ущерб или признать интеграцию незаконной. В таком случае «Газпром» ждут новые судебные разбирательства, через которые концерну пришлось пройти после аукциона по продаже «Юганскнефтегаза». Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер уже выступает в качестве ответчика по иску американских акционеров ЮКОСа, требующих компенсации за продажу некогда бывшей «дочки» ЮКОСа. Ряд источников «Ко» также полагает, что Миллер не пересидит ближайшее годовое собрание акционеров и будет вынужден уйти из «Газпрома».

Принимая решение о будущем «Сибнефти», монополия, а также стоящие за ней чиновники, будут учитывать геополитические аспекты. По мнению замгенерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, «Газпрому» было бы разумнее сохранить за «Сибнефтью» самостоятельность и даже присоединить к ней свои остальные нефтяные активы. «Новая брешь в защите «Газпрома» привлечет лишь новых сомнительных западных финансистов, готовых спекулировать на любом решении концерна», – считает политолог. Впрочем, «Газпром», уже однажды услышавший совет западного партнера Deutsche Bank и купивший «Сибнефть», может воспользоваться советом экспертов из Citigroup и McKenzie, которые проводили оценку деятельности «Сибнефти» по заказу монополии и рекомендовали оставить весь нефтяной бизнес газового концерна автономным.

 

* Признан в России иностранным агентом.

Еще по теме