Top.Mail.Ru
архив

Постаматная очередь

28.04.201600:00

Сегодня сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint считается монополистом в сегменте экспресс-доставки – ей принадлежит рыночная доля в 80%. 

 Шесть лет назад создательница проекта Надежда Романова первая уловила запросы рынка e-commerce. Растущий рынок интернет-торговли нуждался в новом формате доставки – классических пунктов выдачи товаров не хватало, а курьеры из-за плотного трафика часто срывали сроки. Тогда PickPoint предложил альтернативу – постаматы. 

Счастливое число PickPoint

Разумно распоряжаться деньгами Надежду Романову родители научили в раннем детстве. Неудивительно, что в 16 лет она захотела финансовой независимости. Девушка устроилась на Первый московский опытный завод «Промсвязь», где сначала занималась ведением документооборота и административной деятельностью. Но уже через год руководство, заметив ее ответственность и предпринимательский склад ума, предложило позицию начальника отдела внешней кооперации и комплектации, который бы сейчас назвали отделом закупок. «Я понимала, что это, скорее, исключение, чем правило, когда 17-летний сотрудник возглавляет отдел. Тем не менее моя команда успешно решала поставленные задачи, и я проработала на этой должности несколько лет», – вспоминает Романова. После окончания двух школ – общеобразовательной и вечерней математической при МГУ им. М.В. Ломоносова – Романова поступила на факультет радиотехники в МТУСИ.

Работу Надежда успешно совмещала с учебой. «Теоретические знания и системный подход к решению сложных задач отлично ложились на практический опыт», – добавляет она. В 1999 г. Романова ушла с завода в «Главный центр специальной связи», а в 2001 г. стала работать в «СПСР-Экспресс», где доросла до позиции заместителя генерального директора по коммерческим вопросам. В 2009 г. на выставке Post Expo в Ганновере она обратила внимание на автоматические терминалы для выдачи посылок австрийской компании KEBA, созданные для Deutsche Post. «Это решение меня заинтересовало, ведь автоматическое оборудование существенно ниже по себестоимости классических пунктов выдачи и имеет лучшую производительность», – поясняет Надежда. В 2010 г. она предложила инвестиционным фондам и ряду частных предпринимателей, чьи имена – конфиденциальная информация, стать инвесторами проекта. PickPoint получил поддержку в размере $10 млн. 

Первые 15 постаматов были куплены у эстонской компании Smart Post (сейчас Cleveron). «В том, что мы стали первой компанией, предложившей российскому рынку постаматы, были свои плюсы и минусы. Нам потребовалось доказать интернет-магазинам состоятельность нового канала доставки. Когда с чем-то сталкиваешься первый раз, бывает сложно правильно оценить перспективы и возможности. Помогли реселлеры», – рассказывает Надежда Романова. Первой контракт с PickPoint заключила французская сеть косметики «Ив Роше». Следом начинающую компанию поддержали около 40 интернет-магазинов, включая Wildberries, «Сотмаркет» и Proskater. Прощупав почву, Романова заказала вторую партию эстонских постаматов – уже 100 штук. 

Дебют в регионах

Чтобы закрепиться на отечественном рынке, компании потребовалось заново переписать программное обеспечение для оплаты наличными и банковской картой. В отличие от европейцев, которые вносят предоплату за покупки, россияне оплачивают заказы при получении. Помимо софта, в компании продумали индивидуальную систему информирования клиентов интернет-магазинов, дополнительно внедрили в постаматы функцию возврата товара. В 2015 г. PickPoint закупил 350 постаматов, правда, уже российского производства. Сейчас в его ассортименте терминалы с ячейками семи типоразмеров (в Европе – только три варианта). Свое конкурентное преимущество компания попыталась усилить, заказав размер ячейки 60х60х60, в западных образцах ячейки меньше (20х40х60).

Параллельно с постаматами PickPoint развивал пункты выдачи заказов в регионах – его партнерами стали «Ростелеком», Мострансагентство, «Про-Сервис», «Яркий мир», «Мультифото», «Нева-Пресс», «Галилео» и другие компании. «Сейчас соотношение использования физическими лицами постаматов и пунктов выдачи – 70,8% на 29,2%. Пункты выдачи заказов чаще применяются как резервные точки для выдачи негабаритных заказов, длительного хранения товара и в том случае, если необходимо подписать документы», – рассказывает Надежда Романова. 10% сети постаматов в Москве и регионах работает по агентской модели: условия для владельцев точек стандартные – за одну доставку они получают 40–70 руб. В 2011 г. PickPoint присутствовал в 10 регионах, сейчас его точки находятся в 370 городах и населенных пунктах. Всего сеть включает в себя 1500 точек выдачи заказов, из них более 740 – постаматы. В планах Романовой на этот год – расшириться до 2500 точек. 

В полный рост

На установку одного постамата с 52 ячейками – с учетом аренды места, транспортировки и монтажа, подключения к электроснабжению и Wi-Fi – обычно требуется 60 000–100 000 руб. Успех любого логистического сервиса зависит от местоположения, поэтому 60% московских постаматов PickPoint располагается в супермаркетах при торговых центрах, 14% приходится на обособленные супермаркеты. «Они, как правило, посещаются по несколько раз в неделю и, если в нем стоит постамат, удобно купить продукты и забрать посылку в одном месте», – добавляет Надежда Романова. 

В середине 2013 г. PickPoint вышел на окупаемость. Прошлый год он закончил с оборотом чуть меньше 1 млрд руб. – это в 1,66 раз больше, чем в 2014 г. Через сеть было отправлено 3 млн заказов на общую сумму 7,125 млрд руб. У компании свои тарифы для интернет-магазинов – базовый тариф в столице составляет 170–180 руб., в регионах – в среднем 250 руб. Но конечную стоимость устанавливают онлайн-ритейлеры, которые на свое усмотрение могут предложить бесплатную доставку, оставить тарифы PickPoint или добавить к ним процент. Сейчас у сети, по словам Надежды Романовой, более 5500 клиентов, включая 90% интернет-магазинов из Топ-100. 5% клиентов – MLM, страховые компании, сервисные центры по ремонту цифровой и бытовой техники. «Страховым агентам удобно отправлять через постаматы документы в головной офис. Для сервисных центров организован весь логистический процесс – от сдачи неисправной техники в ремонт до доставки отремонтированной. Этому сегменту доставки, так называемой обратной логистике, только предстоит массовое развитие», – поясняет она.

Сегодня PickPoint считается монополистом на рынке постаматов: у его конкурентов, inPost (cовместный проект польской компании InPost и Qiwi) и LogiBox, – доля в 20%. В кризисе Романова видит возможности для развития инновационного бизнеса. Она намерена сконцентрироваться на услуге возврата товара через постаматы и рассчитывает на интерес к ней со стороны онлайн-ритейла. «До недавнего времени интернет-магазины принимали неподошедший товар в собственной розничной точке, если такая была, или через «Почту России». Предполагалось, что сложный процесс возврата позволит избежать массового отказа от покупок, но при этом интересы покупателя учитывались в меньшей мере. Такая система ограничивала возможности развития и отчасти отталкивала потенциальных клиентов. Сейчас становится очевидным – удобный сервис определяет предпочтения покупателей», – добавляет Романова.

Всему свое время

Три-четыре года назад, когда генеральный директор ООО «Идеал прайс» Сергей Петухов предложил своим клиентам новый вид доставки, он даже не подозревал, насколько быстро количество отправлений через постаматы сравняется с курьерской доставкой. «Это, если честно, было сюрпризом для нас, – вспоминает он. – Приток новых клиентов увеличился. Для многих модель дистанционных покупок стала привычной – не связываться с постоянными звонками и временной неопределенностью курьеров или с почтой и ее заморочками». Среди трендов на рынке экспресс-доставки Петухов отмечает растущее количество ограничений со стороны интернет-магазинов «на примерку товаров при доставке курьером». Большинство игроков, по его мнению, пытается сделать возврат неподошедшего товара и денег клиенту быстрой и удобной опцией. «Это во многом помогает уйти от огромных расходов при доставке с примерками и стимулирует клиентов делать заказы разумнее, – добавляет Петухов. – К сожалению, подобная услуга нечасто встречается на рынке доставки, особенно по приемлемой цене. В постаматы, как правило, можно вернуть заказы, полученные через них же». 

Директор по развитию и продажам интернет-магазина OLDI Анна Дорожкина, планируя развитие направления доставки через партнерские пункты выдачи, относилась к постаматам с долей скепсиса. Но удачный опыт работы и существенная динамика оборота изменили ее представления о рынке экспресс-доставки – за очень короткий срок оборот через постаматы увеличился в три раза и продолжает расти. Сейчас, добавляет она, происходит смещение потребительского спроса в сторону самовывоза и получения заказов в пунктах выдачи, в том числе в постаматах. «Главный показатель роста грамотности и технической продвинутости населения – это увеличения количества онлайн-операций с использованием банковской карты, – поясняет Дорожкина. – Люди предпочитают нестандартные варианты получения товара, которые требуют чуть больше смелости и технических знаний. Никто не хочет зависеть от сроков приезда курьера. Клиенты выбирают свободу в действиях, предпочитая забрать заказ рядом с домом или работой в удобное для себя время». Сегодня пункты выдачи, включая постаматы, в самом начале своего пути, добавляет эксперт, но в будущем закрепленная за ними доля рынка существенно увеличится. 

Несмотря на хорошие перспективы развития рынка постаматов, считает исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, для высокой популярности нужна большая сеть, соизмеримая с сетью «Почты России». «Чтобы ее сформировать, потребуются очень большие инвестиции», – говорит эксперт. По его мнению, один из сдерживающих развитие ниши постаматов факторов – российский менталитет. «Практика показывает, когда постаматы ставят в незащищенных, неохраняемых местах, они служат недолго. Поэтому, скорее всего, операторы предпочтут устанавливать терминалы только в цивилизованных условиях, а такие могут быть созданы преимущественно в больших городах», – добавляет Соколов.

Еще по теме