Поставщики ханского двора

01.03.199900:00

Есть ли в Российской Федерации тоталитаризм? Несмотря на то что официальные представители МВФ не раз говорили о крайней либеральности российской экономики даже в сравнении с американской, страна у нас очень большая. Когда речь идет о грядущем распаде страны, любой оратор не преминет упомянуть «удельные княжества». Княжества не княжества, но два-три ханства, подписавшие, впрочем, федеративный договор, без труда вспомнит любой. Неудивительно, что московские компании в этих краях как две капли воды напоминают как транснациональные корпорации в восточных сатрапиях, так и русских купцов, торгующих с Золотой Ордой.

Региональные проекты российских банков, которые в провинции всегда именовали московскими, развиваются по одной и той же схеме. В первую очередь необходимо задарить хана подарками, поддержать его смелые начинания. Калмыцкому президенту Кирсану Илюмжинову не пришлось искать средства на проект Нью-Васюков: купцы скинулись всем миром. Управляющая компания банковской группы СБС-Агро, ряд акционеров которой имеют регистрацию именно в калмыцких степях, тряхнула мошной. «Ферейн», чью водку пили утомленные гамбитами шахматисты, также, видимо, не жадничал - широта натуры Владимира Брынцалова известна всем. Московские строители без особого труда реализовали грезы калмыцкого государя в кирпиче, стекле, бетоне и пластике. Ну а недостающие деньги небогатый калмыцкий народ добровольно пожертвовал из детских пособий.

Второй шаг - испросить милостей у хана. И это было сделано давно. Режим налоговых льгот, предоставляемых калмыцкими властями и акционерам УК БГ СБС-Агро, и королю спирта и аспирина, и отдельным московским рыцарям мастерка, не был суров и строг. Отдельным наиболее щедрым купцам «кирсановы» люди, судя по всему, оказали и особые услуги: недаром сентябрьское решение ЦБ о приостановлении действия лицензии СБС-Агро было в тот же день отменено решением калмыцкого справедливого суда.

Третий шаг... Вроде бы нужно захватывать местные рынки... Однако все местные рынки - рынок налоговых льгот - и так дарятся Кирсаном Илюмжиновым своим настоящим друзьям. А осваивать рынки Калмыкии, проводить рекламные кампании, строить заводы, открывать отделения может разве что производитель ритуальных принадлежностей. На большее у благодарного населения ханства денег не было и до избрания президента.

В принципе пример Калмыкии в международном масштабе мог бы выглядеть так. Северная Корея объявляет режим черного офф-шора для всех, кто чувствует симпатию к бессмертным идеям чучхе, а правительства всего мира подписывают с ней договоры об избежание двойного налогообложения. Отличие Илюмжинова в том, что он смог найти в Москве такое правительство, а Ким Чен Ир во всем мире вряд ли сможет найти таких добрых и отзывчивых к единственно верному учению людей.

Московские купцы не останутся сиротами, даже если калмыцкий хан осерчает, разорится или покинет свой народ, как давно грозился. Вот Руслан Аушев, ингушский лидер, например, намерен построить для своего народа новую столицу - город Солнца. И хотя новому Кампанелле пока не разрешают восстановить СЭЗ, на которой вырос не один преуспевающий российский банк, можно не сомневаться: город будет. А чем Аушев одарит? Посмотрим...