Поставщики - не ангелы
В №4 "Ко" был опубликован материал "Закупочный гринмейл", в котором в числе прочих приводились мои комментарии о закупочной деятельности в госструктурах и компаниях с участием государства. Публикация вызвала серьезный резонанс - лично я получил немало отзывов, касающихся применения на практике действующих законов в области госзакупок, прозрачности конкурентных процедур, проводимых компаниями тех или иных отраслей. Но важно отметить, что проблема недобросовестности существует не только у заказчиков (покупателей), но и у поставщиков.
Пока же складывается ощущение, что у нас действует негласная "презумпция виновности заказчика". И большинство жалоб и разбирательств касается злоупотреблений, которые закупщики совершают на торгах. Но, справедливости ради, замечу, что мошенничества среди поставщиков встречаются столь же часто. Всегда существует риск сговора на торгах. Например, участники сговора могут обеспечивать друг другу победу путем неявки или пассивного поведения на торгах. Компании, которые регистрируются для участия в торгах, а затем не подают предложения, создают тем самым мнимую конкуренцию. При этом они могут уже иметь заключенные контракты, полученные по результатам других торгов. Это позволяет победителю заключить контракт без снижения начальной (максимальной) цены.
Широко известна ситуация, когда поставщики подают предложения с демпинговыми ценами без намерения в последующем самостоятельно исполнять контракт.
Участники могут намеренно подать в своих заявках неполный пакет документов, но при этом активно участвовать в торгах, сбивая цену. Заявки этих участников впоследствии будут отклонены, как не соответствующие требованиям по документации. Их действия направлены исключительно на введение в заблуждение остальных участников аукциона и обеспечение преимуществ для третьего участника сговора.
Отрадно, что во многих госкомпаниях в последние годы начались перемены к лучшему: руководство взялось контролировать издержки, совершенствовать систему закупок. Буквально на глазах в таких компаниях, как "Росатом" и "Мосэнерго", происходят изменения в положительную сторону. Компании активно работают над совершенствованием системы снабжения и закупок, повышением ее эффективности и прозрачности. Информация о проводимых тендерах размещается как на корпоративном сайте, так и на электронных торговых площадках. Подобные примеры внушают надежду на то, что ситуация в сфере закупок будет меняться к лучшему. Однако усилия должны быть дополнены компетентной профилактикой сговоров поставщиков. В частности, ОЭСР разработала для своих стран-членов специальное "Руководство по борьбе со сговорами на торгах при осуществлении государственных закупок". Предлагаемые рекомендации касаются запрета на ограничение конкуренции поставщиков, требований к составлению извещений при закупках, затруднений информационного обмена между участниками торгов. В числе прочего предлагается, например, использовать максимальную цену лишь в том случае, если она основана на тщательном анализе рынка и госзаказчики убеждены в ее достаточной конкурентности; требовать, чтобы соискатели с самого начала сообщали, намерены ли они использовать субподрядчиков для недопущения манипуляций с заявками и раздела прибыли; использовать максимальную анонимность всего закупочного процесса - не предоставлять участникам информацию о количестве и наименовании конкурентов.
Эти и многие другие рекомендации ОЭСР стоит начать исполнять уже сейчас и учесть их в законопроекте "О федеральной контрактной системе", который теперь ждет своего второго чтения в Госдуме. Это будет способствовать совершенствованию сферы закупок в России в целом.
Сергей Габестро — генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru