Посторонним вход запрещен

02.12.200200:00

География региональной экспансии московских и питерских продуктовых сетей причудлива: Тверь (сеть «Патэрсон» открывает там магазин на этой неделе), Воронеж и Челябинск («Пятерочка»), Красноярск («Рамстор»). В планах турецкого «Рамстора» стоит еще и Казань – как-никак административный центр мусульманской республики. Иных городов за пределами Московской области в списке завоеваний столичных ритейлеров вплоть до 2004 года, похоже, не предвидится. Возникает резонный вопрос. А как же самые богатые мегаполисы – Нижний Новгород, Самара, Краснодар, Екатеринбург?

Отчасти ответ на этот вопрос заключается в том, что для выхода в крупные регионы требуются очень большие инвестиции. Но только отчасти. Существует еще одно препятствие - нежелание местных игроков пускать москвичей и питерцев на свой рынок. «Города с платежеспособным спросом имеют развитую экономику. Как правило, несколько лет назад местная деловая и политическая элита пошла по пути диверсификации собственного бизнеса. В настоящее время региональная розница в экономически развитых городах достаточно защищена от экспансии столичных сетей – как за счет обладания наиболее удобными магазинами, так и за счет поддержки местных элит (что дает им зачастую непреодолимые внерыночные конкурентные преимущества)», - говорит Андрей Ваганов, руководитель отдела маркетинга АКГ «Развитие бизнес-систем».

Региональные игроки строят все более надежную оборону. В Нижнем Новгороде, где сильны позиции близкой к акционерам «Сибнефти» компании «Планета Менеджмент», например, создан союз независимых магазинов, намеренных защищать свои интересы. В Краснодаре москвичам будут сопротивляться сети «Магнит»(более 250 магазинов по стране), «Михаил» (18 магазинов), «Робин-бобин» и «Табриз». В Ростове-на-Дону и Волгограде серьезно развивает розничный бизнес оптовая фирма «Сервиспродукт», владеющая на сегодня сетью из 11 магазинов-дискаунтеров и супермаркетов, - компания планирует в 2003 году открыть в этих городах более 30 новых магазинов. В Самаре и Казани сильны позиции сети разноформатных торговых точек под маркой «Эдельвейс», принадлежащей одноименному холдингу, выпускающему пиво «Красный Восток». Самый крепкий орешек – Екатеринбург. Именно этот город фигурировал изначально в планах «Пятерочки», но так и не был покорен. В столице Урала рынок держат сети «Кировский» и «Купец», имеющие почти по 30 магазинов и обладающие налаженными связями с местной администрацией.

Впрочем, возможно, и нет ничего страшного в том, что столичные компании никак не попадут в самые богатые регионы. «Дискаунтерным сетям могут быть интересны для развития не только города-миллионники, но и рынки городов с населением от 400 000 жителей, с высокой концентрацией промышленных предприятий, где люди своевременно получают зарплату, - говорит Кирилл Терещенко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании «Денди Дистрибьюшен». - Главное для национальных сетей - выход в любой крупный город региона, выбор правильного стратегического партнера, запуск проекта, формирование брэнда и имиджа сети, завоевание лояльности покупателей».

Пока же столичные магазины будут вынуждены открываться там, где получится. А иначе как к 2005 году та же «Пятерочка» сможет достичь запланированного оборота в $1 млрд при нынешних $412 млн?